Начало Поглядеть три интересных города в западной части Тверской области - Осташков, Торжок и Старицу - давно входило в мои планы. Вот наконец я и выбрал время на один день скататься в тамошние края. Старицу исключил из списка – за день явно не управиться с тремя городами, погляжу этот город потом, более обстоятельно. Маршртут вырисовывался таким. В ночь уехать до Осташкова на поезде, до обеда посмотреть город, потом переехать в Торжок, оттуда вечером автобусом доехать до Твери, немного погулять по облцентру и последней электричкой вернуться в Москву. Поезд Москва – Осташков ходит через день. Он весьма удобен с моей точки зрения. Несмотря на относительно небольшое расстояние от Москвы до Осташкова, поезд неспешный, идет всю ночь и прибывает в Осташков в половине восьмого утра. Билет на поезд купил заранее, где-то за неделю, хотя можно было бы и не напрягаться – свободных мест (впрочем, в основном верхних боковых) в вагоне оказалось предостаточно. В Твери стояли недолго, а вот в Лихославле, где происходит поворот поезда с главного питерского хода на второстепенный участок до Соблаго, мы стояли ровно час – с 11 вечера до полуночи. Погулял в окрестностях станции, дошел до центра городка (Лихославль крайне невелик). Было темно, освещение на улицах отсутствовало, поэтому ничего особо выдающегося я не обнаружил, впрочем, все же сделал несколько снимков ночного городка. Утром проснулся рано – около 6 часов. Мы как раз достигли станции Соблаго, где стояли долго, с полчаса. Погода за окном повергла меня в уныние – было пасмурно, шел мелкий дождь. Оставалась надежда, что через полтора часа, когда мы приедем в пункт назначения, все же распогодится. Увы… В Соблаго поезд меняет направление движения, поэтому наш тепловоз обгонялся и перецеплялся с одного конца состава в другой. Я вышел, прогулялся под дождем. Поглядел на сонный пристанционный поселок, на совершающий свои маневры локомотив, на жалких станционных бездомных дворняг, да и пошел обратно в вагон, обуреваемый смутными сомнениями по поводу вконец испортившейся погоды. Осташков Осташков – один из древнейших городов Тверской земли – известен с 14 века. Предшественником Осташкова был укрепленный городок Кличен, находившийся на острове. Впервые в письменных источниках город Кличен упоминается в грамоте 1371г. литовского князя Ольгерда к константинопольскому патриарху Филофею. В конце XIV века Кличен был разорен новгородцами и, как гласит предание, немногие уцелевшие его жители, среди которых были рыбаки Евстафий (в просторечии Евсташка – отсюда и пошло Осташко) и Тимофей, переселились с острова на материк и основали два поселения – Осташковскую и Тимофеевскую слободы. По указу императрицы Екатерины II в 1770 г. Осташков официально получил статус города. Жители Осташкова издавна занимались рыболовством и связанными с ним промыслами (сетевязание, судостроение, шитье рыбацких сапогов), широкое развитие получили кожевенное производство, сапожный, кузнечный, медницкий и ряд других промыслов, а также торговля. В 18 в. город приобрел регулярную застройку, и до сегодняшнего времени здесь сохранились многие постройки весьма интересной архитектуры, оставшиеся от нескольких веков его богатой истории. В Осташков мы прибыли уже при хорошем дождичке. Ничего не поделаешь, я смиренно принял эту атмосферную напасть и расчехлил зонт. Для начала поглядел окрестности вокзала, где и был обнаружен памятник герою войны Константину Заслонову, а также рядовая водонапорка и закрытая пока что на замок автостанция. Странно, обычно автостанции в рассийских городах функционируют уже часов с 5 утра. Видимо, просто никуда не было ранних рейсов. После этого под моросящим дождем пошел в сторону центра. В этой южной части города в районе вокзала, Осташков совсем неинтересен. Тут либо невзрачные частные домики, либо панельные пятиэтажки. Эта окраинная часть города довольно активно застраивается – по дороге видел много стройплощадок.. Шел я сначала по ул. Володарского, потом по параллельному Ленинскому проспекту. Следует отметить, что Осташков в плане представляет собой вытянутый вдоль полуострова прямоугольник с сетью абсолютно перпендикулярных друг другу улиц. По мере приближения к центру города начинают появляться более интересные объекты – деревянные дома, каменные особняки. Вот показались стены и башенка Знаменского монастыря. Разрешение на основание монастыря было дано царем Алексеем Михайловичем в 1673 году. Сейчас это практически самый центр Осташкова, а в момент закладки монастырь находился на окраине города. В настоящее время монастырь недействующий, действующей осталась лишь Вознесенская церковь (1742г. , перестроена в 1868 г.). Находится Знаменский монастырь на улице с интересным названием – улица Рабочий городок. Зашел я на территорию этого монастыря-городка, поглядел на высокую церковь, деревянные жилые дома (наверное, это и был тот самый Рабочий городок) и вышел наружу уже через другие ворота. В этот момент произошло радостное событие – дождь прекратился, серая пелена на небе чуть расступилась, и даже изредко стало появляться солнце. Я зачехлили зонт и потом целый час наслаждплся относительно хорошей погодой. Ленинский проспект, вдоль которого я шел к северной окраине города, близко примыкает к берегу Селигера, и озеро постоянно мелькает в просветах боковых улиц. Периодически я заходил в эти ответвления поглазеть на озеро, и на береговую застройку. Еще несколько кварталов, и по правую руку появляется речной порт. Зайти на территорию порта мне не удалось – всюду вход преграждали ворота с замками. Странно. Ведь у причала издалека виднелись какие-то плавсредства. Может, это из-за раннего утреннего времени? Как бы то ни было, все равно в мои планы не входило в эту коротку поездку да и еще по такой скверной погоде совершать круизы по Селигеру, и, свернув резко налево, я пошел в сторону площади Свободы. Форсировав преизрядные лужи, миновав ряд интересных зданий (особенно хорош особнячок, где сейчас разместилась стомотологическая поликлиника), вскоре вышел в большому скверу с виднеющейся вдали башней с часами. Это и есть площадь Свободы, и встречает тут путников большой Ильич на постаменте. Как и положено любому уважающему себя центральному городскому скверу, в центре его имеет место фонтан с двумя амурчиками с чайками на головах. Тут же на площади – неплохой памятник партизанам. Чуть прогулявшись по абсолютно пустынным дорожкам, покинул сквер и вышел на ул. Рабочая, где меня вновь поджидал целый ряд интересных зданий, слегка побитых временем. На стенах одного из них обнаружилась любопытная лепнина на морскую тематику. Выйдя в Печатников переулок, тут я сверился с планом города. Оказалось, что я практически дошел до самого исторического городского ядра. Где-то тут должны быть немногочисленные уцелевшие храмы Осташкова. Ага, вот и Воскресенская церковь и чуть поодаль – Троицкий собор. Находятся они среди густой зелени деревьев, и, как я ни пытался найти удобную точку для обзора, не преуспел в этом начинании. Вскоре вышел на северную окраину города, аккурат на берег Селигера. Несмотря на пасмурную погоду, вид озера оказался довольно привлекательным. Вдоль северной окраины города тянется Чайкин переулок, соответственно водная пристань носит имя «Чайкин берег». Как и главный речной вокзал, пристань тоже оказалась на замке. А вообще-то, этот район города оказался весьма живописным. Приятные взору узкие улочки, лодки у пристани, вдали на глади озера тарахтит катерок. Идиллия, в общем. На большом деревянном доме порадовала своей неординарностью предупреждающая табличка. Вдали на острове, присоединенном к материку дамбой, виднеется церковь, в сторону которой как раз направлялись (видимо, торопились к службе) тетушки в платочках. Трезво оценив расстояние и оставшееся время, я на остров не пошел. А наоборот, мельком глянув на протяженный песчаный берег (возможно, это городской пляж), повернул обратно в центр города. Хорошая погода между тем иссякла, вновь заморосил дождь, и мне даже пришлось пару раз прятаться под деревьями, чтобы переждать сильные заряды дождя. На углу улиц Урицкого и Адрианова находится интересное здание музея (на плане города почему-то музей указан совсем в другом месте) и маленькая гостиница. Возле музея высится так называемый Вальский столп - монолитный четверик, заканчивающийся шпилем. Выполненный в стиле барокко, он поставлен на месте бывших Южных торговых ворот, входивших в систему городских укреплений. Отсюда я решил пройтись в сторону противоположного берега, где на плане был отмечен Дворец Культуры. Этот район на оказался застроенным невыразительными панельными домами. Да и от самого ДК я ожидал большего. По параллельной улице Адрианова Рабочей улице пошел обратно в сторону площади Свободы. Вот тут-то на Рабочей улице я и пережил настоящую грозу. Услыхав быстро приближающиеся раскаты грома и увидев бешено несущиеся по небу и сгущающиеся тучи, во-время нашел хорошее укрытие под большим козырьком на крыльце какого-то присутственного места. Через несколько минут налетел шквалистый ветер, вблизи загромыхало, и обрушилась стена дождя. Все это удовольствие длилось довольно долго, с четверть часа. Когда дождь чуть стих, я решил, что осташковского экстрима мне вполне достаточно, и, форсируя громадные лужи, направился к остановке автобуса, чтобы ехать уже на автостанцию. Но все же Все, будем считать, что первое беглое знакомство с Осташковым на этом завершается, все остальные прелести здешних мест, включая Нилову пустынь, погляжу в другой раз, при более благоприятных погодных условиях. Когда я шел по Ленинскому проспекту в начале прогулки по городу, то меня с регулярностью минут в пять-десять обгоняли городские автобусы. Поэтому, не успев на автобус в сторону ж/д и авто-вокзалов, только что отошедший от остановки, я стал спокойно дожтдаться следующего. Спокойствие стало покидать меня минут через двадцать, а еще минут через десять я осознал, что уже не успеваю на первый из двух автобусов до Торжка. После второго же (транзитного из Селижарово) наступал длительный перерыв. Пришлось заняться таксизмом. За 60 руб. таксомотор довез меня до автостанции, где уже стоял под парами селижаровский автобус. В кассе билета мне не дали, а сразу направили обратно к машине, где шеф взял с меня ровно 200 руб. (полагаю, стяжав себе какую-то часть, ибо билета не дал). Два часа пути с десятиминутной стоянкой в Кувшиново, и мы прибываем в славный город Торжок. По дороге выяснилось, что с атмосферным фронтом наши дорожки разошлись. По мере удаления от Торжка погода все улучшалась и улучшалась, и в Торжок мы прибыли, трудно поверить, даже с временами пробивающимся сквозь облака солнышком. Торжок Торжок – древнейший русский город, в летописи впервые упоминается под 1139 годом под названием Новый Торг. Вообще, за свою историю неоднократно менял названия - Новый Торг, Торг, Торжец, Торжок. Город был основан новгородскими купцами, длительное время входил в Новгородскую республику и помимо своего торгового назначения выполнял роль пограничного города. В 1238 г. орда хана Батыя две недели пыталась захватить город. В конце концов город пал, был разорен и сожжен, но на Новгород татары уже не пошли. С падением в 1478 г. Новгородской республики Торжок был присоединен к Московскому княжеству. В после-петровское время город расцвел. Удобное расположение на торговом пути между Москвой и Санкт-Петербургом вызвало рост города и развитие ремесел. Железнодорожный же путь между двумя столицами прошел чуть в стороне. Может быть, поэтому Торжок обошло стороной бурное развие в эпоху становления капитализма, город законсервировался и сейчас в нем осталось много провинциальной старины. В этом городе бывали многие известные люди - Жуковский, Пушкин, Аксаков, Гоголь, Белинский Проведя рекогнисцировку на автовокзале и примыкающему к нему ж/д вокзале, я принял судьбоносное решение – не терять драгоценное время и не толкаться в громадной очереди за билетами на автобус до Твери (воскресенье, много людей под вечер возвращаются в облцентр), а сократить на час прогулку по Торжку и ехать в Тверь на одном из немногих ежедневных пригородых поездов. Таким образом, на осмотр Торжка мне выпадает около трех часов. Маловато для Торжка, но такова селяви. Собираюсь идти осматривать город, но для начала решаю наскоро пообедать в кафешке при вокзале. Что сказать на счет торжокского общепита? Не очень вкусно, зато съедобно и дешево. После этого, не мешкая, направился в сторону моста через реку Тверцу. В отличие от Осташкова, Торжок богат церквями. Первая из них, возникшая на моем пути - это Ильинская церковь (1828 г.), расположенная на левобережье, недалеко от вокзала, на ул. Красная гора. Тут я повернул налево и по улице Разина, миновав Крестовоздвиженскую церковь (1750 г.), вскоре вышел к мосту, соединяющему две половинки города. Сама река Тверца достаточно широка, и виды с моста просто замечательные. Направо открывается панорама набережной Тверцы, застроенная старинными и частично новодельными домиками, образующими гостиничный комплекс "Тверца" . По левую руку набережная застроена старинными домами, а вдали виднеется Борисоглебский монастырь. Сразу за мостом высятся два храма – Спасо-Преображенский собор (1822 г.) и Входоиерусалимская церковь (1842 г.) Спасо-Преображенский собор - одна из самых грандиозных городских построек XIXв. Он возведен на месте древнего белокаменного собора 1364г., до которого здесь же еще в XIIIв. стояла церковь Спаса. Предполагают, что автором проекта был архитектор Росси. Собор увенчан пятью куполами, фасады украшены портиками дорического ордера. От моста, возле которого я узнал о большом количестве городов-побратимов Торжка, я прогулялся вдоль Тверцы в правую сторону. Поглядел на стоящую на противоположном берегу гостиницу «Тверца», на симпатичные дома и еще один мост через реку. Мост оказался пешеходным. А возле него на площади обнаружилась ротонда и бюст Львова – архитектора, благодаря которому во многом сложился облик города. Миновав торговые ряды, площадь Пушкина с бюстом поэта, далее я пошел вдоль ул. Кузнечной к виднеющимся вдали синим куполам Михайло-Архангельской церкви. Церковь сооружена на естественном холме. На этом месте стояла ранее церковь Благовещанья, сгоревшая при большом пожаре в 1742 г., когда выгорел почти весь город. Потом тут была возведена каменная церковь Иоанна Предтечи, позже разрушенная, и только в в 1864 г появилась нынешняя Михайло-Архангельская церковь. Поглядев на этот великолепный храм, я свернул налево и поднялся в горку. Вот и вход в Борисоглебский монастырь. Монастырей и храмов, повсященных святым Борису и Глебу, в России немало. Их трагическая гибель от рук названного брата Святополка потрясла в те времена многих. (Впрочем, у многих историков есть мнение, что Святополк не повинен в этом злодеянии). Как бы то ни было, бывший конюший князя Владимира боярин Ефрем в 1038г. удалился от светской жизни и воздвиг на высоком правом берегу Тверцы храм, основав здесь монастырь. Первый каменный храм простоял 700 лет, и на его месте в 1785-1796 гг. был построен новый Борисоглебский собор по проекту архитектора Н.А.Львова. Я зашел на территорию монастыря. Тут оказалось безлюдно, если не считать двух побирушек возле монастырских ворот – вполне трудоспособного и отнюдь не немощного вида. Комплекс построек очень неплох, но находится в сильно изношенном состоянии. В центре монастыря – монументальный Борисоглебский собор – один из лучших образцов строгого классицизма (автор – Н.А. Львов). Он был построен в 1785-1796 гг. вместо сильно обветшавшей древней Борисоглебской церкви. Храм гармонично вписывается в ансамбль монастыря. Удачно выбрано место – с разных сторон он воспринимается по-новому. Собор поставлен так, что можно обозревать сразу два фасада, создающие эффект монументальности. Западный и восточный фасады оформлены двухколонными портиками, а северный и южный - шестиколонными. Благодаря такой планировке собор величественно смотрится со стороны города. Рядом с Борисоглебским собором стоит Введенская церковь с колокольней – самый древний храм в Торжке (1620 г.) Кубообразная, одноглавая, бесстолпная, с одной апсидой Введенская церковь принадлежит к московской архитектурной школе XVI-XVII вв., так называемому нарышкинскому барокко. Колокольня с ритмично убывающими восьмериками представляет собой традиционный для древнерусской архитектуры тип ярусной композиции. Надвратная Спасская церковь тоже строилась по проекту Н. А. Львова. Эта церковь представляет собой соединение принципов классицизма и многоярусности, свойственной русскому деревянному зодчеству. Надвратная Спасская церковь является самой высокой постройкой в городе, ее высота более 50 метров. Обошел Борисоглебский собор с левой стороны, мимо Свечной башни, вышел на высокий крутой склон холма, на котором раскинулся Борисоглебский монастырь. С удовольствием полюбовался сверху панорамой города, его улицами и зданиями. Все, основные достопримечательности Торжка я поглядел, время моей прогулки было на исходе. Пора возвращаться к вокзалу, чтобы не пропустить поезд на Тверь. Перейдя мост, после площади Революции, находящуюся под присмотром Ильича, свернул налево и к вокзалу пошел по Студенческой улице, являющей собой бульвар. Предчувствее меня не обмануло – название улица получила неспроста, тут обнаружился Политехнический колледж – здание в стиле сталинского классицизма. Еще одно интересное здание поджидало меня на пересечении с улицей Стадионной, откуда уже рукой подать до вокзала. Итого, вся моя прогулка по Торжку заняла всего два с половиной часа. Конечно, многое выпало из моего внимания. Но нельзя объять необъятное, а поезд ждать не будет. Вот, кстати, и он, уже поджидает на первом пути. Приобрел в кассе билет до Твери (90 руб), купил в дорогу минералки и пошел на посадку. Вход на перрон преграждала служащая в оранжевом жилете, проверившая мой билет. То-то я заметил, что подавляющаее часть пассажиров обходила здание вокзала и заходила на посадку с другого конца состава, где контроль отсутствовал. Прошелся вдоль длинного (10 вагонов!) состава и получил последний подарок от города в виде пионера с горном, расположившегося как раз напротив входа в комнаты отдыха локомотивных бригад. Запечатлев пионера для своей коллекции, сел наконец в вагон и вскоре мы отчалили. Контингент пассажиров составляла в основном учащаяся молодежь, возращавшаяся после уикенда в родных торжокских пенатах в Тверь по своим тверским альма матерям, поэтому в поезде было весело и шумно. Только в поезде, расслабившись, я почувствовал, что как-то непривычно сильно устал, хотя на ногах был всего часов 5-6 и прошел за день всего километров 10-12. Наверно, сказалась практически бессонная ночь. Принял решение в Твери не задерживаться, а ехать сразу домой. Ведь главная заповедь туриста «Не уставай!» Вскоре проехали Лихославль, где я сфоткал прямо через окно водонапорку (накануне ночью ночная съемка не удалась), и вышли на главный ход. После прибытия в Тверь у меня оставалось сорок минут до электрички на Москву. Это время потратил с пользой - попил кофейку чтобы взбодриться, прикупил фастфуда в станционном буфете (замечательных пирожков) и питья в дорогу – ехать до Москвы долго, два с половиной часа. Купил билет до Петровско-Разумовской и поехал уже, наконец, домой, где и оказался достаточно рано.
.
|