Предисловие Про Липки, как это часто бывает, я узнал случайно из интернета. Сразу захотелось поглядеть на городок с большим количеством старых скульптур из эпохи развитого социализма. Прошла неделя после первой в этом сезоне поездки по Центральной России на первомайские праздники, и в следующие выходные с добавленным праздником Победы я решил скататься в Тульскую область. Чтобы совсем уж разнообразить дорогу до Тулы, решил добираться туда не напрямую по курскому направлению, а по павелецкому ходу до Венева с пересадкой в Ожерелье. Заоодно появилась возможность поглядеть сам Венев. Туле же была уготована участь работать «по остаточному принципу» - если хватит времени и сил, то предполагалось немного погулять и по облцентру. Ожерелье Чтобы успеть на электричку до Ожерелья, состыкованную с пригородным от Ожерелья до Узловой, на Павелецкий вокзал пришлось ехать чуть ли не первым поездом метро. Не надеясь на автобус в столь ранний час, от дома дошел пешком до станции Депо, откуда добрался ранней электричкой до м. Текстильщики, минут десять еще ждал на платформе первого поезда метро – народу набралось преизрядно, без четверти шесть наконец поехали. Так что на Павелецком вокзале практически не задержался – купил билет до Ожерелья (182р) и вскоре уже ехал в полупустом вагоне, глядя в окошко на просыпающуюся Москву. Дальние электрички редко обходятся без ревизоров. Вот и нашу осчастливила бригада контролеров. За последнее время резко изменился стиль их работы. В вагон заходят два здоровых мужика и быстро перекрывают пути к отступлению, а две женщины по-быстрому проверяют проездные документы и обилечивают тех, кто оказался без оных. Никто не уйдет неосчастливленным. На всех ревизорах, кстати, фирменная форма. Два часа дороги пролетели быстро. Мы миновали Ступино, потом Каширу, по которой я гулял прошлой осенью. Еще четверть часа в пути, и вот поезд уже на конечной. Ожерелье – станция, где заканчивается электрификация, далее на юг в направлении Мордвес-Венев-Узловая-Ефремов-Елец дорога не электрифицирована. До отправления моего поезда на Узловую - меньше часа. Это время я решил на вокзале не сидеть, а использовать на беглый обзор хотя бы центра Ожерелья. Тут меня ждала засада – весьма приблизительный план поселка, коим я обладал, не имел масштаба, и оказалось, что до центра идти довольно далеко. Сначала следовал очень длинный мост над путями – с полкилометра, а то и больше. Да и потом центр города появился не сразу.Чтобы успеть к отправлению дизеля на Венев, пришлось назначить себе момент поворота назад и все время следить за временем. Когда я наконец дошел до первой достопримечательности – площади, на которой имеет место Дворец Культуры и сквер с памятникам героям ВОВ, до точки возврата оставались считанные минуты. Обидно – прошел такой путь, а практически ничего интересного и не нашел. Назад к станции пошел другой дорогой. Видел школу-интернат с бюстами Пушкина и Горького и более ничего интересного. Мимо отмеченного на плане города здания администрации с предполагаемым Ильичем я промахнулся, но возвращаться уже побоялся, счет шел на минуты. Прибавил шагу, вроде бы успеваю. Опаздывать нельзя – следующий поезд на Венев только через 4 часа. Утешал себя тем, что ежели миссия провалится, то дождусь обратной электрички, поеду назад, а по дороге выйду в Ступино, погляжу город и расположенный недалеко от него Белопесоцкий монастырь, потом доеду до Жилево, там, возможно, тоже сойду и прокачусь по еще одному кусочку БМК. В общем не пропаду! Но все-таки на поезд я успел, даже с запасом минуты в три-четыре. С моста на ходу сфоткал здание вокзала, большую водонапорку и стоящий под парами мой поезд, который оказался ни чем иным, как рельсовым автобусом, таким же что и прошлогодний РА на участке Голутвин-Озеры. Нашел в одном из трех его вагонов свободное местечко, и вскоре мы тронулись в путь. Кондуктор долго выписывала проездной документ – от руки, включая даже ФИО (документов, впрочем, не спрашивала). Проезд до Венева стоит 88 р. Большинство пассажиров туда, как оказалось, и ехали, ибо в Мордвесе сошло немногие, да и после Венева на Узловую поехали тоже избранные. Дизель идет неспешно, и дорога в 57 км заняла целых полтора часа. За прошедшую неделю после моей гаврилиады природа разительно изменилась. Всю неделю стояли теплые, даже жаркие, дни, и листва уже вовсю колыхалась на деревьях, да и травка существенно подросла. Виды из окна поезда довольно приятные, особенно в местах, где рельеф местности меняется на холмы-овраги, и поезд петляет. По вагонам прошла местная тетушка, предлагая свой единственный товар – пучки свеже-сорванной черемши. Никто не откликнулся на ее призывы, пришлось поддержать коммерцию, и я всего за червонец приобрел большой пучок ароматной травки. Венев Итак, без четверти одиннадцать мы прибыли в Венев - один из древнейших городов Тульской области. Первые упоминания о Веневе относятся к концу 14 века. Основателем города был виднейший боярин, приближенный Ивана Грозного, Иван Шереметьев. Официальный статус Веневский уезд получил при Екатерине II в 1777 году. Город родился как оборонительная крепость на рубеже Российского государства. Основные занятия жителей Венева – военно-пограничные, земледелие, торговля зерном, позже – добыча угля. Венев входит в расширенный список исторических городов России. Для начала прогулялся в районе вокзала - так как автостанция находится в центре города, то сюда на окраину я уже не вернусь. Порадовала необычной конструкции водонапорная башня и само здание вокзала. По ул. Привокзальной, плавно перешедшей в ул. Стрешнева, пошел в сторону центра. Назавтра ожидался великий праздник День Победы, и город в данный момент приводили в порядок – бригада работниц собирала мусор. Шедшая впереди меня леди допила свое пиво и бросила пустую бутылку практически им под ноги. Никакой реакции – подняли и в мешок. Толерантность в высшей степени, а могли бы и обматерить. Первым интересным объектом на моем пути оказался городской парк - по левую руку по ходу движения. Как грибник в поисках грибов, я устремился в глубь парка в поисках садово-парковой скульптуры. Увы, пионеры с горном и девушки с веслами в парке обнаружены не были. Имелось лишь несколько качелей-каруселей да огороженная сеткой площадка для игры в русскую народную игру пейнтбол. Вышел из парка, прошел рядом с кладбищем, запечатлел церковь Иоанна Предтечи при нем. Далее следовал рынок и автостанция, в здание которой я зашел поглядеть расписание. С чувством глубокого удовлетворения отметил, что автобусы на Тулу ходят очень часто, и проблем с выездом тут быть не должно. Недалеко от автовокзала стоит военный памятник – зенитка на постаменте в память о воинах, оборонявших такими же пушками Венёв в 1941 году во время Великой Отечественной войны. Поглядев на орудие, сверился с планом города и пошел в сторону главной площади по ул. Володарского. Краткое лирическое отступление. В который уже раз в малых (да и в больших городах) самые центральные улицы носят имена пламенных большевиков товарищей Урицкого и Володарского. В городе может не быть улиц более известных и значимых фигур вроде Свердлова, Куйбышева, Дзержинского, но уж товарищи Урицкий и Володарский присутствуют всегда. Чем уж они заслужили такую честь – сие мне не ведомо. Конец лирического отступления. На ул. Льва Толстого выявился ряд двухэтажных, частью старинных, домов. Вот и площадь Ильича - большой сквер с аллеей Героев и памятником вождю мирового пролетариата в центре композиции. Обошел площадь по периметру, оценил архитектуру зданий. Попадаются интересные домики, (например, дом купца Тулина), но в целом – ничего выдающегося. Проследовал дальше по ул. Льва Толстого в направление реки Веневки к виднеющейся вдали громаде колокольни. 75-метровая колокольня Никольской церкви (сама церковь не сохранилась) - самое высокое здание в Тульской области. Построена она в 1860 г. на средства бывшего коломенского крестьянина Матвея Ярцева, ставшего московским купцом - миллионером, и на средства других его земляков, а также пожертвований горожан. Здание Никольской церкви сильно пострадало во время обстрела города в 1941 г. После войны храм находился в ветхом состоянии, и городские власти решили его снести. Колокольня же уцелела. Для придания еще большей высоты наверху колокольни сейчас надстроен каркас из арматуры, получилось слегка похоже на Эйфелеву или Шуховскую башню, но с крестом наверху. Колокольня-то велика, а вот самого храма не сохранилось. На холме, где он раньше стоял, теперь лишь крест. Зато помимо колокольни на Красной площади имеются : бюст Ильича, памятник большевикам, погибшим в лихие годы во время кулацкого мятежа, и руины еще одного храма - церковь Покрова Богородицы. Чуть поодаль виднеется действующий Богоявленский храм и небезынтересные двухэтажные белокаменные палаты (конец 17 в.) . Здесь сейчас расположен краеведческий музей. Уже позже я прочитал, что каменные палаты - самое древнее административное здание на территории Тульской области. Опять глянул на план города, оказалось, что я практически дошел до реки Веневки, ничего не оставалось, как подойти к ней и взглянуть на ее водную гладь. Пройдя сквозь частную застройку, где неспешно протекает пейзанская жизнь, вскоре вышел в реке. Обозначенный на плане города парк культуры и отдыха на берегу оказался неожиданно почему-то в другом месте. Парк выведен из эксплуатации, совсем одичал. Поглядев напоследок с высокого берега на реку, на автомобильный мост, я направился обратно в центр города. На автостанции совершил небольшую ошибочку. Как раз в ближайшее время подряд, с интервалом 10 минут, на Тулу уходили автобус-пазик и за ним газель. (Впрочем, это по расписанию газель, на самом деле изуцу). Приобрел билет (61 р.) на более ранний автобус. Но шофер в нем оказался из породы неторопливых, и шустрая маршрутка, стартовав на десять минут позже, обогнала нас еще на полпути до Тулы. Как бы то ни было, через час с небольшим мы прибыли в город-герой Тулу. Липки Прибыли мы удачно – рейсы из Венева заканчиваются не на главном автовокзале, а на автостанции Заречье, откуда и должен был вскоре стартовать мой автобус на Липки. Тут я совершил вторую ошибку. Сразу же, не оценив обстановку, приобрел в кассе билет на автобус (57 р.), до отправления которого было еще полчаса времени – кассир сказала, что он ближайший. Потом уже заметил в расписании, что как раз в это время ушла газель. Видимо, конкуренция двух автоперевозчиков и заставила кассира не сообщить мне о альтернативном транспорте. Ну, ничего. По моим расчетам, на дорогу в недальние Липки я потрачу минут 40 в один конец и всласть погуляю по городу. Как же я ошибался!!! Если первая половина пути проходила по терпимому, местами с заплатками, асфальту, то последние 16-18 км мы ехали со скоростью километров двадцать в час, не быстрее. Дорога – как после коврового бомбометания. К тому же по пути практически отсутствовали населенные пункты, прямо затерянный мир. Для создания совсем уж готичненькой атмосферы поля вдоль дороги были сплошь покрыты черной сгоревшей прошлогодней травой. Итого, вместо оптимистично запланированных мною 30-40 минут, дорога в один конец неожиданно заняла почти полтора часа. Закрались сомнения – кой черт понес меня на эти галеры? Стоит ли овчинка выделки? Оказалось – вполне стоит. Липки оказались вполне приятным уютным городком. Улицы города со слегка побитыми жизнью, в основном 2-3 этажными, старыми каменными домами своим обликом напомнили мне город Заволжье в Нижегородщине. Липки, небольшой город в Тульской области, был основан в 1949 году при освоении Подмосковного угольного бассейна. Широко известен в узких кругах наличием большого количества сохранившихся скульптур сталинских времен. Город попал в историю кино – именно здесь Павел Лунгин снимал свой фильм «Свадьба», получивший в Каннах приз за лучший кастинг. А снимались в массовках жители города. Получается, что безработные липкинские шахтеры – в некотором роде каннские лауреаты. От автостанции я прошел по недлинной улочке и сразу вышел на главную городскую улицу - улицу Советскую, являющую собой аллею, действительно засаженную липами и пересекающую город с севера на юг. Тут же на перекрестке меня встретил первый липкинский монумент – счастливый гипсовый отец с ребенком на плече и радостно вскинутой в приветствии рукой. Далее по пути следования последовательно встречались : пролетарский писатель, матерый человечище Максим Горький, далее - не пролетарский, но тоже писатель – А.П. Чехов. Металлический дедушка Ленин разместился рядом с Дворцом Культуры. Вот и конец пути – главная улица завершается входом на стадион. Из двух фигур спортсменов, изначально стороживших вход на стадион, в наличие оказалась только одна – левая. Уже много лет футболист собирается нанести удал с правой по воротам. Чтобы ему не было скучно замахиваться, в руке он держит бутылку из под пива. Мельком взглянув на пустынный стадион, я повернул обратно. Пройдя точку старта променада – пересечение с переулком, ведущим к автостанции, теперь пошел в другой конец главной улицы-аллеи. Опять же пожалел, что листва на липах, коими засажена вся улица, пока что только проклевывается, а так бы гулять тут было бы совсем хорошо. По дороге заглядывал в дворики, в надежде отыскать какую-нибудь гипсовую скульптуру, но очередной памятник обнаружился опять же на самой главной улице. Это оказалась реплика вучетичевского воина с девочкой на руках – того, что стоит в Берлине в Трептов-парке. А вот и замечательная водонапорная башня, весьма высокая и с с готическими очертаниями. В скверике перед башней – еще один поэт земли русской В.В. Маяковский. Еще немного пути, и в самом начале бульвара моему взору являются фигуры двух шахтеров. У одного в руке имеется шахтерский фонарь, но другая рука ампутирована. У другого анатомические разрушения меньше – отсутствует только палец на руке. Что-то я все по главной улице шатаюсь взад-вперед, пора и поменять диспозицию. Свернул с проторенного пути и вскоре уткнулся в городской парк, достаточно дремучий. Обследовав часть парка, садово-парковой скульптуры в нем не обнаружил. Впрочем, какой же парк без фонтана?! Фонтан наличествовал, но пересохший. А вот рядом с парком в потайном укромном месте среди густых деревьев в сквере возле ДК передо мной, как мимолетное виденье, явился Наше Все – сам А.С. Пушкин. Ну что ж, пора и честь знать. Неожиданно долгая дорога до облцентра существенно ограничивала мое время в Липках, пропускать последнюю электричку на Москву, которая уходила довольно рано, не хотелось. Тем паче, часик-полтора я желал прогуляться и по Туле. Все же, миновав автостанцию, я прошел еще чуток подальше, где при въезде заметил монумент героям ВОВ. Поглядел на него. Монумент хорош собой и состоит из двух частей – фигур двух бойцов и лаконичного куба с памятной датой. Вернулся на автостанцию, и, как оказалось, вовремя. Под парами стояла маршрутка, и, как только я в нее сел, мы тотчас отправились в путь. Первую часть пути по стиральной доске ехали неспеша, как и автобус, а вот после выхода на трассу помчались быстро. И в итоге путь обратно занял всего час. Тула Целых полтора часа выпало мне на знакомство с мировым центром по производству самоваров, пряников и стрелкового оружия городом-героем Тулой. Тула относится к числу городов наравне, скажем, с Тверью или Рязанью, через которые я проезжал много раз, но погулять по их улицам все как-то не удавалось. Пора наверстывать упущенное. За столь короткое время надо осмотреть хотя бы городские хиты, первым из которых несомненно является тульский кремль. В сторону кремля я и направился, сойдя с авто в подходящем месте в центре города, не доезжая до автостанции. Недолгий променад по тихой улочке, и вот оно, старинное городское ядро. Возле кремля разбит большой сквер с отдыхающий этим погожим весенним вечером почтеннейшей публикой. Сквер обрамляет с одной стороны ряд довольно привлекательных старинных зданий, с другой же стороны сквера - башни и высокие стены кремля. А вот вход на территорию кремля почему-то оказался закрыт. Пришлось довольствоваться его внутренним видом с красивым Свято-Успенским собором сквозь прутья решетки. Зато доступной оказалась широкая площадь перед кремлем, на которой выделяются два храма. Успенский кафедральный собор был построен в 1791—1792 на месте церкви при Успенском женском монастыре . Позже в середине XIX века его расширили и перестроили. Еще одна перестойка собора, теперь уже в псевдорусском стиле, была проведена в 1899-1902 гг., после чего он приобрел окончательный вид. Стены собора сложены из тёмно-красного кирпича, и выглядит он очень красиво. Рядом с Успенским собором стоит Спасо-Преображенский собор, который был построен в стиле позднего русского классицизма по проекту архитектора Василия Федосеева, ученика знаменитого петербургского архитектора Росси Перед фасадом опять же грандиозного здания администрации возвышается не менее монументальный Ильич. От администрации хорошо просматриваются купола Свято-Успенского собора в кремле, а также другие интересные здания поодаль. Говоря об опасении опоздать на последнюю электричку до Москвы, я был несколько неточен. На самом деле, последняя собака на Москву идет не в 19.20, а часом позже, но только до Царицыно. С учетом ожидания следующей от Царицына в сторону центра города, до дома я добрался бы только в первом часу ночи, чего мне не хотелось. Поэтому, окинув прощальным взором площадь с ее достопримечательностями, я поспешил на ж/д вокзал, но все же пешком, ибо, судя по оценке времени, успевал. Шел не очень долго, разглядывая по дороге приятные взору старинные здания. На вокзале мне еще хватило времени, чтобы затариться тульскими пряниками, широкая торговля которыми процветает – в ассортименте имеются разнокалиберные изделия от маленьких ординарных до больших в красивых подарочных коробках. До Москвы от Тулы три с половиной часа езды, дорога знакомая и привычная. Вскоре электричка уже несла меня к родному дому.
|