Вступление В этом году мой отпуск был разбит на две части. Неделю в середине мая я использовал на поездку в Венгрию, а оставшееся время в июле поделил на приблизительно равные части - четыре дня с друзьями и подругами в Санкт-Петербурге, неделю отдал Крыму (давно хотел пройтись по гряде Карадага, соответственно в этот раз при очередной поездке в Крым решил поехать в Коктебель). Ну а в промежуток времени между Питером и Крымом решил реализовать давнишнюю мечту - поглядеть Великий Устюг и Тотьму. Поскольку Великий Устюг хорошо достижим от Котласа, то в план незамедлительно попал расположенный неподалеку от Котласа старинный Сольвычегодск. Хотелось бы еще заскочить в расположенный относительно недалеко от Котласа город Лальск, что уже в Кировской области, но по времени уже не получалось, решил оставить культовый среди вольных путешественников Лальск на когда-нибудь потом. Маршрут в итоге получился следующим. Сыктывкарским поездом доезжаю до Котласа. Здесь останавливаюсь на ночевку, но днем смотрю не сам Котлас, а совершаю радиалку в Сольвычегодск. На следующий день с утра перебираюсь в Великий Устюг, где останавливаюсь на две ночи. Далее опять же с утра переезжаю автобусом в Тотьму (240 км), через сутки оттуда еду в Вологду (200 км), где гуляю 3-4 часа и одним из трех вечерних поездов возвращаюсь в Москву. Итак, вернувшись из города на Неве, передохнул несколько дней дома, вновь погулял по любимым местам Москвы, и 7 июля в субботу в два часа пополудни скорый поезд Москва-Сыктывкар понес меня на север. Котлас-Сольвычегодск Котлас с утра встретил меня неслабым дождем. Да и то - столько можно искушать судьбу. Все последние путешествия в этом и прошлом году проходили исключительно под знаком отличной солнечной погоды, пора бы и честь знать. Только выйдя из вагона, я обратил внимание на то, что прибыли-то мы не на станцию Котлас-главный, а на Котлас-узловой. Ну, узловой так узловой. Далековато от центра города, но как-нибудь доберусь. Вскоре выяснилось, что к самой станции подъезжают только встречающие на машинах и таксисты, а до автобусной остановки нужно минут десять идти пешком. Это, значит, так сделано для удобства пассажиров. Поскольку рюкзак у меня нетяжелый, а дождь практически стих, я решил не тратить сотню рублей на таксомотор, а бодро зашагал по дороге к остановке автобуса. На остановке не задержался - очень быстро подошел рейсовый Пазик, который и повез меня в центр города (проезд 9 руб.). Кондуктор сообщила, что в связи с закрытием автомобильного моста на неопределенное время из-за обнаруженных в его конструкции неисправностей, автотранспорт теперь к самому вокзалу не подходит, а останавливается и выгружает пассажиров перед мостом, и далее до ж/д вокзала надо пройти пешочком. Так я и поступил. Добрался до вокзала, рядом с которым расположена также и автостанция, посмотрел расписание автобусов на Сольвычегодск-берег. Именно на слово "берег" надо ориентироваться во избежании путаницы, ибо в здешним местах по умолчанию под Сольвычегодском понимают поселок Сольвычегодский, не имеющий к нужному туристическому объекту никакого отношения и находящийся далеко в стороне от него. В день от автостанции Котласа до Сольвычегодска-берега существуют всего три рейса - отправлением в 8, 12 и 16 часов. Предполагалось, что двенадцатичасовым рейсом я и отправлюсь, а последним обратным, отправлением от пристани в 17.10, вернусь обратно. На гуляние по Сольвычегодску таким образом отводится 4 часа, что для небольшого городка более чем достаточно. Вновь перешел через бракованный мост, пошел от остановки автобусов в противоположном направлении и вскоре достиг гостиницы "Советская" (именно так гласит вывеска, хотя в ходу есть и второе название отеля "Котлас"), что на ул. Карла Маркса, 10. Свободный одноместный номер для меня в отеле нашелся легко, причем очень дешевый - 300 руб. Номер простой, без ненужных излишеств в виде телефона и телевизора, обладает только умывальником, а остальные удобства в коридоре. Вид вполне совковый, но терпимо. Передохнул в номере с часик, почитал путеводитель по Русскому Северу и вновь пошел в сторону вокзала, по возможности разглядывая по дороге местные достопримечательности. Вопреки многочисленным отзывам, характеризующим Котлас как малопривлекательный туристический объект, мне город вполне приглянулся. Конечно, от города возрастом 70 лет трудно ожидать каких-нибудь выдающихся памятников старины, но сам он вполне приятный на вид и чистенький, особенно после дождя, без особенной провинциальной запущенности. Городская архитектура - смешанная. Имеют место быть как кирпичные и панельные пятиэтажки, так и деревянные бараки. Видел я за короткий промежуток времени, пока добирался до вокзала, не очень много, но, тем не менее, кое-что удалось разглядеть. В частности, на площади перед зданием администрации мой взор порадовал парный памятник моряку и рабочему, похожему на шахтера. Ровно в полдень наш Пазик стартовал до "берега" (проезд 45 руб.), и ровно через час мы подъехали к пристани. Тут уже дожидались парома несколько машин и десятка полтора пеших людей. От пристани хорошо виден на противоположном берегу Вычегды Благовещенский собор. Вскоре паром подошел к нашему берегу, пристыковался, вся честная компания загрузилась на него, и мы отчалили. Оказалось, что цены за переезд в последнее время подросли, и билет стоит теперь уже 15 руб. Сойдя на берег, сразу направился к Благовещенскому собору. Храм недействующий, сейчас здесь расположен историко-художественный музей. В музее как раз начался обеденный перерыв, поэтому я отложил его посещение на более поздний срок, а пока пошел осматривать сам город. Сольвычегодск известен с 14 века как поселение, а с 15 века как город Усольск. Возник он возле соляного озера, неудивительно, что именно здесь солепромышленники Строгановы основали промышленное производство соли. Город был известен также как центр русского искусства и художественных промыслов. Широко известны самобытная усольская эмаль, чеканка, филигрань, а также изделия лицевого шитья. Строговы жертвовали значительные средства на развитие художественных промыслов, но с закрытием соляных варниц в 18 в. экономика города пришла в упадок, и он превратился в обычный заштатный городок. Уже при Советах город приобрел статус бальнеологического курорта, где до сих пор используют минеральную воду и лечебную грязь Соленого озера. Сольвычегодск - город совершенно патриархальный, тихий и малолюдный. Что сразу бросается в глаза - практически полное отсутствие на улицах автомобилей. Редко-редко проедет грузовик, а личный автотранспорт представлен в основном немногочисленными старыми "жигулями" и "москвичами". На улицах довольно много зелени - ближе к реке раскинулся слегка заброшенный парк, на окраине которого имеет место бюст неизменного Ильича. Кроме того, тут же рядом стоит щит, извещающий, что Сольвычегодску в прошлом году стукнула некруглая, но значимая дата 514 лет, а также другой щит, который гласит, что побратимом Сольвычегодска является болгарский город Габрово, жители которого, как известно, прославлены во множестве анекдотов своей легендарной скупостью. Поскольку Сольвычегодск - город маленький, я быстро добрался до главной городской достопримечательности - Введенского собора, построенного в стиле московского барокко. Обошел его кругом, полюбовался на древние стены, богато декорированные лепниной и изразцами. Введенский собор, в отличие от Благовещенского, действующий. Только что закончилось воскресная служба, и перед входом толпились прихожане, в том числе какая-то группа явно паломнического вида. Сообщение на доске объявлений извещало, что как раз в эти дни совершается крестный ход из Перми в Великий Устюг, и именно сегодня паломники прибыли в Сольвычегодск и уже с утра совершили по городу крестный ход. Неподалеку от храма - источник соленой воды, являющий из себя деревянный сруб и небольшой бассейн, в центре которого бьет мощный родник с полметра высотой. Рассол стекает по деревянным желобам. Подошел к источнику, зачерпнул воды, лизнул - действительно, очень соленая, пить ее категорически не следует. Да и не получится, скорее всего. К достопримечательностям города относится расположенное тут же неподалеку от источника большое озеро с соленой водой. По описаниям, на берегу должны находиться остатки древних соляных варниц. Но я что-то не заметил никаких развалин. Зато на поляне неподалеку от Введенского собора обнаружил непонятно как тут оказавшуюся каменную фигуру льва со слегка изумленным выражением лица, то бишь морды. С обедом в Сольвычегодске у меня получился полный облом. Предприятия здешнего общепита представлены лишь единственной столовой и баром, расположенными в одном здании. Расписание работы у них интересное - столовая работает только днем по будним дням, бар - только в пятницу и выходные по вечерам. (Причем, просто так в бар не попадешь - за вход надо заплатить целых 10 руб! Эх, нам бы в Москву здешние расценки...) Итак, либо обедай в будни, либо пей-гуляй в выходные. Я же попал в самое неурочное время - днем в воскресенье. И все же, зайдя внутрь и услышав гул голосов со второго этажа, я поднялся в столовую и обнаружил там спецобслуживающихся тех же самых паломников, которые большой дружной компанией весело стучали ложками, несмотря на воскресный день. Увы, я оказался лишним на этом празднике жизни. Пришлось посетить местное сельпо и утолить голод подножным кормом. Кстати, о сельпо. Сольвычегодск - заповедник уже давно подзабытой архаичной кооперативной собственности. На всех без исключениях магазинах, что я встречал в городе, красуется вывеска с аббревиатурой КООП. Этому самому коаппу принадлежат также столовая с баром. После небольшого обеда всухомятку на скамеечке перед сельпо я еще прогулялся по городку. Выдающихся с архитектурной точки зрения зданий здесь совсем не много, и все они расположены в центре городка. Отмечу Дом купцов Пьянковых - большой особняк с колоннами, кроме него имеются еще несколько каменных домов, в том числе и старое здание санатория. А так в основном, дома в городе деревянные, без особых изысков во внешней отделке. Во дворах такие же большие, как и в других северных городах, поленницы дров. Некоторые дома выглядят очень впечатляюще. Попадаются, впрочем, и безликие пятиэтажки. Сольвычегодск отмечен в истории страны еще одной черточкой. В этом городе в 1910-1911 годах дважды коротал дни своей ссылки великий вождь и учитель тов. Сталин. В городе имеются целых два дома-музея Сталина, расположенных на одной улице прямо напротив друг друга. Один из них я не преминул посетить, поглядев на скромные бытовые условия, в которых проживал вождь. Особенность дома-музея - нелюбезная служительница с угрюмым подозрительным взглядом, неохотно отвечающая на вопросы, а также - по сравнению с дешевым входным билетом - дороговизна фото- и особенно видеосъемки (что-то порядка сотни руб. или даже более того). Хотя снимать как на фото, так и на видео там особенно и нечего. Между тем, время не стояло на месте. Я еще немного погулял по улицам Сольвычегодска и по-тихоньку направился в сторону пристани. За оставшийся до отправления парома час я намеревался посмотреть-таки музей.. Комплексный билет за 30 руб. позволяет посмотреть сам собор с его иконами и росписями, спуститься в подвалы и, наоборот, подняться на колокольню. С колокольни открываются замечательные виды на Вычегду, реку довольно широкую, с островками и песчаными отмелями, на пристань, и на сам город, над которым вдали величаво возвышается Введенский собор. На колокольне опять столкнулся с вездесущими паломниками. Веселые и оживленные после воскресного обеда, они беспрерывно фотографировались - группами и поодиночке. Кто-то из них даже позвонил в колокол, за что подвергся осуждению остальными. Спустился вниз, бегло осмотрел подвалы. Там выставлена небольшая экспозиция - старинные пушки, колокола и тому подобные вещи. Кроме того, в подвалах имеется что-то вроде небольшого лабиринта, с потаенными, частично замурованными помещениями. Молодежная часть паломников, габаритами поменьше моего, проникала через узкие лазы куда-то вглубь постройки, откуда из-за стен слышались их возбужденные голоса. Я же спелеологией заняться не решился. А вот самое главное в музее - собрание древнерусской деревянной скульптуры, художественное серебро, иконы 15-17 вв. - оказалась недоступной. К сожалению, зал был закрыт на переоформление экспозиции, так что ничего этого я не увидел. Остаток времени до парома прогулялся вдоль берега Вычегды, полюбовался речными просторами, поглядел еще на одну церковь с редким названием - Спасообыденская, которая, увы, ныне пребывает в весьма запущенном состоянии. Справился у местных жителей насчет "Зари". Оказалось, что в этом году посудина не ходит, а ведь еще в прошлогоднюю навигацию был один ежедневный рейс Котлас-Сойга с остановкой в Сольвычегодске, и можно было добраться из Котласа до Сольвычегодска водным путем. Обратно паром пошел намного более загруженным - очень много людей возвращалось после уикенда в Сольвычегодске в Котлас последним 5-часовым автобусом. Автобус соответственно набился под завязку, назад пришлось ехать стоя. Вернулся в гостиницу. Передохнув в номере, под вечер я вышел прогуляться по Котласу и заодно пополнить запасы еды. Гулял недолго, т.к. в воздухе явно пахло грозой, низкие тучи быстро лишили город дневного света. Поднялся сильный ветер, облака приобрели черно-желтую окраску, неподалеку уже громыхало, и было очень таинственно, страшно и красиво. Когда по асфальту забарабанили первые капли, я быстренько ретировался в отель и грозу с сильным ливнем пережидал уже там. Великий Устюг Утром встал, позавтракал, выписался из гостиницы и пошел в очередной раз к котласскому транспортному узлу - вокзал-автостанция-речной вокзал. На мосту пережил несколько неприятных мгновений, когда из расстегнувшегося рюкзака прямо на асфальт выпрыгнул фотоаппарат. Противоударный футляр отработал добросовестно - машинка совсем не пострадала! Автобусных рейсов сообщением Котлас - Великий Устюг предостаточно, интервал движения - один-два часа. Купил билет на ближайший рейс, до отправления которого оставалось еще минут сорок. За это время погулял в окрестностях Речного вокзала, полностью утратившего свои прямые обязанности и разместившего под своей крышей ряд магазинов, разнообразных едален и контор. Посмотрел с высокого берега на Северную Двину, потом дошел до Стефановской церкви, расположенной неподалеку, и вновь вернулся к вокзалу. На широкой площади, разделяющей речной и ж/д вокзалы обнаружился весьма необычный "памятник" - кусок ж/д полотна на насыпи. Памятник ж/д колесам я уже встречал неоднократно (вот, к примеру, колеса в Люблино и в Будапеште), но чтобы памятник рельсам - это впервые. Ехать от Котласа до Великого Устюга - час с четвертью, причем дорога пролегает по весьма живописной местности. Автостанция в Великом Устюге находится на северной окраине города, до центра там ходит автобус №1, и ходит довольно часто - раз в 5-10 минут. Еще в городе есть два автобусных маршрута, ведущие соответственно к ж/д вокзалу и аэропорту. Для чего они туда ездят - не очень понятно, ибо пассажирское ж/д сообщение в Великом Устюге померло пару-тройку лет назад, а авиа - еще раньше. Впрочем, по некоторым сведениям самолеты все же изредка куда-то летают, ну а грузовое движение по ж/д ветке Ядриха - Котласа тоже, несомненно, осталось. Итак, на городском теперь уже автобусе я доехал до центра города, практически до гостиницы "Сухона", разместившейся на улице Красной напротив сквера, где среди деревьев возвышаются весьма симпатичные Спасо-Преображенская и Сретенско-Преображенская церкви. Гостиница "Сухона" - это четырехэтажное здание, с полусотней номеров. Нужный мне свободный недорогой одноместный вновь, как и в Котласе, отыскался легко. Стоит он около 400 руб., обладает в отличие от своего котласского собрата еще и телевизором, как и положено в провинциальных гостиницах, заслуженным ветераном советской электронной промышленности. Поскольку наступило обеденное время, испытал ресторан при отеле. Ресторан похож на все подобные провинциальные рестораны - чисто, уютно, цена по московским меркам небольшая (сотни в полторы рублей обед влезает), но кулинарное мастерство восхищения не вызывает. Пока обедал, за окном разыгралась стихия, образовался дождь со шквалистым ветром. В соседнем банкетном зале раздался грохот и звон разбитого стекла - вылетела рама, вызвав переполох у персонала. Пришлось после обеда просидеть в номере часов до пяти вечера, пока проливной дождь не прекратился, и только тогда выдвинуться в город на ознакомительную прогулку. Прошедший ливень оказался нешуточным и оставил многочисленные глубокие лужи, так что большую часть времени приходилось смотреть под ноги, выбирая путь, а не на архитектурные изыски главной улицы города. Между тем, улица Красная обладает большим количеством архитектурных памятников конца 19 - начала 20 вв. Особняки зажиточных горожан идут сплошной чередой по обеим сторонам улицы. Прошел ее до места пересечения с Покровской улицей, где и повернул направо. Тут оказалась весьма примечательная Вознесенская церковь, несомненно, одна из самых красивых в Устюге. Ее колокольня красиво отражалась в лужах на дорожке. В этой части города стихия оставила еще более разрушительные последствия - на проезжей части валялись не только сломанные ветки, но и целые поваленные деревья. Пройдя в сторону центра по Советскому проспекту, я вскоре вышел к широкой площади, в центре которой возвышался устюжский Ильич, а позади него виднелась колокольня Никольской церкви. Судя по карте, тут располагается выставочная экспозиция "Народное искусство Устюжской земли". Надо бы посмотреть ее на досуге. Если улица Красная - проезжая, то Советский проспект оказался пешеходным и вполне туристическим - именно здесь расположен салон-магазин "Русский Север", а также пресловутая резиденция Деда Мороза с тронным залом, мастерской и магазином сувениров. Стоящая рядом с резиденцией избушка играет роль почтового отделения Деда Мороза. Заглянул туда. Несмотря на лето, работа в почтовом отделении кипела. Несколько девушек разбирали многочисленную корреспонденцию, разложенную по картонным коробкам, помеченным названиями разных субъектов федерации. На противоположной стороне проспекта прямо напротив резиденции Деда Мороза, ближе к набережной Сухоны расположен большой Соборный комплекс. Доминантой Соборного дворища является величественный Успенский собор с высокой колокольней. Собор окружает кольцо меньших построек - церковь Иоанна Праведного, Власьевская церковь, Прокопьевский собор. Пройдя сквозь ряд храмов Соборного дворища, вышел на набережную, прогулялся по ней. Отсюда с набережной Сухоны открываются замечательные виды на Соборный комплекс. На противоположном же берегу реки хорошо видна Дымковская слобода и две ее церкви - Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского. По набережной дошел до стоящей обособленно Леонтьевской церкви, рядом с которой обнаружился большой воинский мемориал и стадион. На залитом водой футбольном поле как раз начиналось захватывающее зрелище - футбольный матч между местными командами. Последил некоторое время вместе с немногочисленными зрителями за футбольными баталиями, которые порой переходили прямо-таки в ватерпольные. Несмотря на громадные лужи на поле, игра оказалась результативной - уже через полчаса в воротах обеих команд побывало с пяток мячей. Табло городских соревнований поведало, что результативных матчей за сезон уже предостаточно. Например, некая команда "Джага" в 6 матчах забила в ворота соперников 43 (!) мяча, пропустив лишь один. Гусу Хиддинку на заметку. Оценив футбольное мастерство устюжан, продолжил свои странствия по городу. Следующая достопримечательность - расположенный в глубине городских кварталов Михало-Архангельский монастырь. Прошел к нему от Соборной площади по Октябрьской (Архангельской) улице и вскоре уткнулся прямо в ворота с Владимирской надвратной церковью. Некоторое время побродил по пустынной территории монастыря. Наряду с братскими кельями, трапезной и церковью Всех Святых, внимания тут заслуживает пятиглавый собор Михаила Архангела с колокольней. После монастыря до сумерек погулял по улицам города, заглядываю в уютные дворики и наслаждаясь тихим провинциальным вечером. Когда стало темнеть, вернулся в гостиницу, поужинал и отправился на заслуженный отдых. Вопреки моим ожиданиям, с утра погода не наладилась. Опять, как и накануне, было пасмурно, временами накрапывал дождик. После завтрака в том же ресторане я успел с часик прогуляться по улицам города, купил кое-какие сувениры, но потом заморосил дождь, я решил прервать экскурсию и вернулся в отель. Дождь к вящему моему неудовольствию только усилился, шел безостановочно часов пять и стих лишь в четвертом часу пополудни. Таким образом, запланированный мной осмотр Троице-Гледенского монастыря на противоположном берегу Сухоны накрылся медным тазом, т.к. добираться туда крайне неудобно - в объезд от автостанции через мост и слободу. Получается таким образом километров десять пути, хотя по прямой через реку от города до монастыря всего километра три. В хорошую погоду можно было бы еще попытаться туда съездить, но в дождь совершенно не хотелось. Как только дождь более-менее стих, я выбрался наружу и поспешил в музей "Народное искусство устюжской земли", что расположен в Никольской церкви на берегу Сухоны. Как следует из названия выставки, экспозиция представлена изделиями здешних мастеров вышивки, узорного ткачества, резьбы и росписи по дереву, ковки, керамики и прочих декоративно-прикладных искусств. Любопытно было посмотреть продемонстрированные экскурсоводом все этапы производства льняных тканей - от вязки снопов до чесально-гладильных-прядильных операций. После музея вновь устремился к Успенскому собору - был уже пятый час дня, и вход на колокольню мог скоро закрыться. Вот тут то и поджидал меня большой облом - вход на колокольню УЖЕ был закрыт! Как поведала библиотекарь из расположенной тут же в церкви библиотеки, смотрители колокольни решили, что в дождь посетителей явно не предвидится, поэтому пораньше закрыли объект и ушли восвояси. И сейчас всего за час до окончания работы несмотря на то, что дождя уже нет, они вряд ли вернутся. Так я и остался без восхождения на колокольню и осмотра Великого Устюга сверху. На всякий случай, вновь вернулся к Никольской церкви и к музею, вспомнив, что тамошняя колокольня вроде бы тоже доступна. И здесь с подъемом наверх тоже ничего не вышло. Смотрительница музея сказала, что практику подъема на колокольню они с недавнего времени прекратили, ибо, по ее словам, с нее ничего кроме деревьев и кусочка реки не видно. Хотя, допускаю, что ей было просто лень отмыкать большой амбарный замок ради меня одного. Ну что ж, слегка разочарованный, вновь продолжил прогулку по городу. Вскоре добрался до отдаленных районов Устюга, где высится видимая издалека Мироносицкая церковь. Ближе к вечеру совсем распогодилось, появилось из-за туч солнце, и купола собора ярко засияли позолотой. Здесь же недалеко от церкви обнаружился выведенный из эксплуатации и стоящий за забором рядом со свалкой памятник Кирову. На набережной же перед моим взором предстал памятный знак Великого Устюга - в руках у аллегорической статуи два кувшина, из которых льются два потока воды, сливающихся вместе, что символизирует реки Юг и Сухону, порождающих Северную Двину. Вода из кувшинов, впрочем, реально не лилась. После этого, мельком глянул на здание заброшенного речного вокзала, полюбовался панорамой береговой линии с рядом всех устюжских соборов на набережной и вновь вернулся к Соборному дворищу. Небо окончательно прояснилось, и купола величественного Троицкого собора красиво отражались в лужах на асфальте. Мимо стадиона, дождевой воды на газоне которого еще прибавилось, прошествовал в сторону городского парка. Парк не очень большой по площади, вполне симпатичный - с высокими деревьями, детскими площадками, но лишенный столь почитаемых мной девушек с веслом и пионеров с горном. Любопытно было узнать историю парка, о которой поведала надпись на щите. Оказывается, парк разбил на территории своей усадьбы устюгский купец Михаил Булдаков и в 1824г. он передал его в дар городу "как знак преданности и любви к согражданам". Подарок был принят. Город получил общественный сад, "равного которому не было в Вологодской губернии". Покинув сей замечательный парк-сад, в который уже раз вышел к набережной Сухоны. В эти предзакатные часы распогодилось окончательно, и набережная наполнилась отдыхающими после трудового дня горожанами. Вдоволь нагулявшись по городу, наконец уже вернулся в гостиницу, поужинал, передохнул в номере. А потом, в сумерках, совершил последнюю, уже третью за этот день, прогулку по году - по оживившемуся к вечеру Советскому проспекту. Все, завтра рано утром уезжаю, жаль, что с погодой в этот раз не очень повезло, и не все запланированное я увидел, но Великий Устюг все же оставил весьма приятное впечатление. Тотьма Если с Котласом Великий Устюг связывает множество автобусных рейсов, то до облцентра Вологды ежедневно ходит только один автобус утром, да еще один в обед, причем даже не каждый день. В среду, когда я должен был ехать, рейс как раз был единственный - в 7.40. Пришлось вставать довольно рано, чтобы успеть на него. За полчаса до отправления был уже на станции. Свободных мест оказалось предостаточно, как предсказывала накануне кассир. Наш Мерседес потратил на свой путь до Тотьмы около 4 часов с двадцатиминутной стоянкой в Нюксенице. Дорога до Тотьмы вновь оказалась весьма живописной. В первой части пути шли сплошняком сосняки, потом леса стали смешанными. В начале дня было солнечно, на небе ни облачка, потом постепенно стали набегать облачка, и чем ближе мы приближались к Тотьме, тем гуще и темнее они становились. И когда мы въезжали в Тотьму, стало совсем пасмурно. Картина повторилась, как в Великом Устюге, что-то не везет мне в эту поездку с погодой. Тотьма - город по сравнению с Устюгом размерами заметно поменьше. Хотя автостанция расположена на северной окраине города, идти пешком до центра совсем не далеко - минут 10-15 неспешным шагом. Дошел до видимых уже издалека двух главных соборов города - Рождественскому храму и Входоиерусалимской церкви. Рядышком с ними и расположена единственная в городе гостиница "Рассвет". Одноместных номеров в наличии не оказалось, пришлось брать половинку двухместного, но судьба была милостива ко мне, и никого впоследствии ко мне не подселили. Гостиница более изношена нежели две предыдущие в Котласе и Устюге, но для ночевки вполне терпимо. Приятной неожиданностью оказалось то, что в стоимость номера входит талон на 70 руб., который один раз засчитывается в затрак, обед или ужин на выбор в кафе "Бриз", что примыкает к зданию отеля. Заселился, разобрал вещи и, пока не пошел дождь, поспешил на прогулку, предварительно пообедав в пустом кафе, где и задейстовавал свой талон на еду. Помня неудачу с колокольней в Великом Устюге, первым делом направился прямиком к Успенской церкви, возвышающейся на берегу Сухоны. Сейчас в церкви расположен Музей русской церковной старины и есть возможность подняться на колокольню для обзора окрестностей, что я незамедлительно и осуществил. С обзором окрестностей в Тотьме полный порядок. На все четыре стороны света открываются красивые виды на Сухону, городские кварталы, противоположный берег реки. Главные городские соборы - храм Рождества и и Входоиерусалимская церковь - возвышаются в центре города, а дальше от центра виднеется Троицкая церковь в Рыбачьей слободе, и совсем уж вдалеке, за городом, просматриваются купола Спасо-Суморина монастыря. Вдоволь налюбовавшись видами города и окрестностей с высоты, вполне удовлетворенный суровыми северными красотами, спустился вниз и не спеша побродил по музею церковной утвари. Характерной особенностью здешних северных мест является наличие в церквях резной деревянной скульптуры Христа и святых, что скорее характерно для католицизма. Немножко неожиданно было видеть также в музее экспозицию, посвященную Рериху - тут выставлены многочисленные фото-документы и несколько его картин. После музея прогулялся по центру Тотьмы, увидел все основные достопримечательности - Торговую площадь, здание местной администрации, забавные граффити на заборе, сквер с памятником Ильичу. Вождь в Тотьме белый и сотворен из гипса. Единственно верный путь тут он не указывает, поскольку одна рука Ильича с культовой кепкой прижата к груди, а другая спрятана в кармане. После обеда все в том же "Бризе" некоторое время повалялся с книжкой в гостиничном номере, пережидая очередной слабый дождик. Ожидание в конце концов увенчалось успехом, и когда под вечер распогодилось, вновь выдвинулся на боевые позиции. На очереди - Спасо-Суморин монастырь, что расположен на западной окраине Тотьмы. Проследовал через центр города, мимо Торговой площади, мимо высокой, стройной, чем-то напоминающей своим обликом корабль Входоиерусалимской церкви, вышел на ул. Бабушкина и всего через четверть часа уже подходил к воротам монастыря, перейдя мост через речку Песья Деньга. Кстати, о названии реки. Есть другая версия написания - Песь-Еденьга, это что-то означает на языке ранее живших в здешних краях угро-финов. Похоже, прижившийся вариант - лишь русификация истинного названия, а вообще-то, ни к деньгам, ни к псам, название реки отношения не имеет. Состояние монастыря не сказать, чтобы отличное. С одной стороны, хозяйственные и жилые постройки находятся в приличном состоянии, на территории монастыря даже действует монастырская гостиница. А сам Вознесенский собор явно требует вмешательства реставраторов. Особенно это заметно, если смотреть на старые фотографии или картины монастыря. Ныне утрачена значительная часть монастырской стены. По верхнему гребню разобранной стены я осторожно прошел до самого края, слегка рискуя свалиться с высоты в овраг. Обошел собор вокруг. Обнаружил несколько могил, в том числе воина Михаила Шебалина, о чем свидетельствует надпись на мраморном надгробном камне. Пространство возле собора заросло высокой травой, впрочем, возле стены уже стоят леса, похоже, грядет реставрация стен храма. Второй монастырский храм - Преображенский собор - находится в еще более плачевном состоянии. Он полностью лишился своих куполов и пребывает в заброшенном состоянии, зияя глазницами разбитых окон. Осмотрев монастырь, той же дорогой вернулся в центр города. Погода пока позволяла гулять, хотя тучи потихоньку стали сгущаться. На очереди - Рыбачья слобода и Троицкая церковь. Довольно оживленная проезжая улица Ленина делает тут хороший перепад по высоте, и с пригорка открывается весьма живописный вид на город. Колориту добавляет погода. Купола церквей и городские кварталы замечательно смотрятся на фоне свинцовых туч. Вскоре подошел к Троицкой церкви. Вблизи она смотрится не столь впечатляюще, как при обзоре с колокольни, поскольку находится в плотной жилой застройке, и найти точку обзора затруднительно. Собор подвергается косметическому ремонту - по периметру обвязан строительными лесами. Далее я спустился к берегу Сухоны, полюбовался речными далями и совершенно замечательным хмурым северным небом. Сверху с высокого берега проглядывается другая, более короткая, дорожка к центру города, идущая мимо футбольного поля. Подошел к спортивной арене, где, как и накануне в Великом Устюге, тоже шла спортивная баталия, и за матчем с интересом наблюдало немалое число болельщиков. В отличие от Великого Устюга, спортивная площадка выглядела гораздо лучше - то ли в Тотьме накануне не было таких дождей как в Устюге, то ли дренаж сделан получше. Понаблюдал некоторое время, как команды с азартом гоняют мяч, да и пошел себе дальше. Вновь вышел на дорогу, ведущую к центру города. Вдали через поле на горизонте виднеются купола Вознесенского собора. А впереди на меня медленно наплывает корабль - Входоиерусалимская церковь. На фоне сгустившихся туч она выглядит просто великолепно. Еще немного прошелся по улицам Тотьмы. Городская архитектура вполне симпатичная, хотя и без особенных шедевров зодчества. В основном здания, как и повсюду на севере, деревянные, изредка попадаются дома с элементами модерна. После этого вернулся на базу, отдыхать после насыщенного событиями дня. Тотьма-Вологда Если от Великого Устюга до Тотьмы уехать можно буквально одним рейсом в день, то Тотьму с Вологдой соединяет существенно больше рейсов - добавляются транзитные из Кичменгского городка, Нюксеницы и Тарноги. Впрочем, расписание составлено оригинально - 3 или 4 автобуса на Вологду проходят где-то в районе полудня в течение буквально получаса, а до этого и после - большой перерыв. Утреннюю и завершающую часть знакомства с городом я решил посвятить музеям Тотьмы, а их тут для маленького городка предостаточно. Но до открытия музеев еще прогулялся с утра по окраинам города, куда еще до этого не ступала моя нога. Видел памятник поэту Рубцову - уроженцу здешних мест. От Успенской церкви наблюдал приятные виды Рыбачьей слободы и Троицкой церкви. Что тут еще интересного?! Стоит отметить интересные насадки на печных трубах домов. Дошел до самой крайней восточной точки города, где стоит местная школа и повернул назад к центру. Тотьма, как это не покажется странным, является центром русского мореплавания, хотя до ближайшего моря отсюда не менее тысячи километров. В 17-18 вв. местные купцы вели большую торговлю с Сибирью. Тотьма была значительным складским пунктом заграничных товаров. Во второй половине 18 в. на средства тотемских купцов было снаряжено 20 экспедиций на Аляску, на Лисьи острова. Один из первооткрывателей русской Америки И.А. Кусков, уроженец Тотьмы, основал в 1812 крепость Форт-Росс близ г. Сан-Франциско и 10 лет был её правителем. Недаром памятный знак в центре Тотьмы изображает стилизованную ладью. В городе есть целых два музея, посвященных тотемским купцам-мореходам. Именно выходец из Тотьмы И.А. Кусков является основателем крепости Форт-Росс в Русской Америке. Сейчас в доме, где жил Кусков, расположен музей его имени, который находится в переулке, недалеко от Входоиерусалимской церкви. Сам дом-музей небольшой, незначительное количество экспонатов размещены в трех небольших комнатах. Особенность музея - практически полное отсутствие пояснительных текстов под экспонатами. Если предварительно не почитать историю основания Русской Америки, или не брать экскурсию, то сам музей смотреть будет малоинтересно. Мне повезло, т.к. в данный момент в музее как раз проходила мини-экскурсия для 4-5 человек (выяснилось, что они паломники, остановились как раз в монастырской гостинице). Вот я и послушал лекцию экскурсовода об истории основания Форта Росс, его 10-летнего существования и утраты. По ходу дела был развеян миф о романтичной любви графа Резанова и Кончиты, из широко известного мюзикла "Юнона и Авось". Открытые буквально несколько лет назад документы в архивах ясно показывают, что брак между ними был чисто политическим шагом, и особых чувств Резанов к испанской девушке не испытывал. После дома-музея Кускова до отхода автобуса я еще умудрился бегло осмотреть музей мореплавания. Этот музей расположен в Входоиерусалимской церкви, недаром она своим обликом напоминает корабль. Музей молодой, посвящен не сколько мореплавателям сколько тотемским купцам-землепроходцам. Хотя в экспозиции и имеются мореходные вещи - макеты судов, портреты адмиралов, корабельная оснастка, карты, схемы и т.д. Неожиданным экспонатом оказалась деталь разливочного аппарата. Выяснилось, что еще буквально полтора десятка лет назад в здании красавицы-церкви размещался заводик по разливу вина. После осмотра мореходного музея вернулся в гостиницу, быстро собрался и пошел на автостанцию, успев также наскоро пообедать в "Бризе". На автостанции уже били копытом два автобуса - мой вчерашний знакомец сообщением Великий Устюг - Вологда и его собрат из Кичменгского Городка. Уходили они друг за другом с интервалом в 10 минут, на ближайший я и взял билет. Дорога от Тотьмы до Вологды оказалась чуть короче, чем до Великого Устюга - 200 км вместо 240. Ехали около четырех часов с двадцатиминутной стоянкой в каком-то поселке. Стоянка скучная, ибо сам поселок находится в стороне от автостанции. Зато кроме закрытой будки автостанции (которая по неведомой причине работает не каждый день, и даже расписание автобусов по этой причине оказалось недоступным!) тут имеют место целых три забегаловки и туалет типа сортир. Дорога от Тотьмы до Вологды тоже не такая красивая, как от Устюга до Тотьмы. Лесов по мере приближения к Вологде становится мало, по обе стороны дороги - необозримая равнина. В начале четвертого пополудни мы наконец прибыли в Вологду. Был я тут ровно год назад, когда ехал из Каргополя в Белозерск. Вологда правильный в транспортном смысле город - ж/д вокзал расположен тут же рядом с автовокзалом. Перешел туда и последующие минут 40 провел в очереди в кассу за билетом до Москвы. Несколько поездов один за другим отправляются вечером из Вологды в Москву, что очень удобно - еще часика два-три мне осталось на небольшую прогулку по городу. Поскольку воспоминания годовой давности о Вологде еще были вполне свежи, то по самым хитовым местам в этот раз решил не ходить, а намерился осмотреть район в западной части города вблизи городского парка, где на карте были обозначены кварталы с деревянной застройкой да пара-тройка церквей. Вот туда-то я вскоре и доехал на троллейбусе. Владимирская церковь находятся в неважном состоянии, да и особой архитектурой не блещет, не сравнить с устюжскими и особенно тотемскими красавицами. А вот белоснежная церковь Константина и Елены смотрится гораздо интереснее. Отсюда пошел мимо городского парка в направлении Кремля, причем по дороге несколько раз мне попадались симпатичные деревянные домики. Но именно что попадались, все же Вологда - в значительной мере современный город, где старины, увы, осталось уже не так много. Подошел к Кремлю. Тут за прошедший год произошли определенные изменения - вовсю идет благоустройство площади, как раз в данный момент рабочие кладут плитку. По Кремлю гулять не стал, времени уже оставалось немного, только мельком глянул на Софийский собор, колокольню, куда взбирался прошлым летом, храм Александра Невского и памятник поэту Батюшкову с лошадью. Все, экскурсия заканчивается. Вернулся на вокзал, наскоро перекусил в буфете, а вскоре подошел и мой поезд, который рано утром благополучно доставил меня домой в Москву. Ну вот, перевернута еще одна страничка в постижении красот старинных русских городов и весей. |