ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Прогулки по Будапешту и окрестностям
Май 2007 г

 

 

Начало. Некая полезная информация.

В прошлом году в конце мая я слетал на экскурсию в Прагу. От увиденного в Чехии осталась масса положительных эмоций, так что на этот раз я решил посетить еще один осколок бывшего соцлагеря, а именно Венгрию.

Прошерстив интернет, нашел наиболее дешевый вариант тура - "Будапешт экономичный", т.е. без экскурсий, которые, как обычно, решил организовать себе сам. Путевка в Будапешт оказалась чуть дороже аналогичного тура в Прагу - за перелет, трансфер, страховку, визу и проживание 7 ночей в сингле я отдал почти 530 евро, при этом отель "Хид" был самым дешевым вариантом из предложенных.

Отель. Об отеле "Хид" мнения в интернете противоречивые - кому-то нравится, кого-то не устраивает. Что касается меня, то мне отель вполне подошел. Расположен "Хид" на Пештской стороне. До станции метро "Стадион" (красная линия) недалеко, 7-8 минут пешком, от самой же станции до центра ехать 3-4 остановки, т.е. меньше десяти минут. К тому же от "Хида" удобно добираться до парка Варошлигет и купальни Сеченьи - всего 4 остановки на трамвае.

Курс форинта на момент поездки -

240 форинтов =1 евро

170 форинтов =1 доллару

Обменники расположены только в туристических местах, в частности, их множество на пешеходной ул. Ваци. Курс везде одинаков (+- 1-2 форинта), но есть засады - обменники Интерчейндж - там курс сильно занижен - за 1 евро дают менее 200 форинтов.

Транспорт. Его много и он разнообразный. Об экзотических видах будет сказано ниже, а пока - о традиционных. Разовый проезд на метро без пересадки, а также трамвае, троллейбусе или автобусе стоит 230 форинтов (почти 1 евро!). На метро с пересадкой еще дороже - 330. Недельный проездной "хетиедь" стоит 3600 форинтов и окупается уже при 2 поездках в день. При покупке проездного кассир в метро сама отмечает на билете дату начала поездки и заставляет вписать свою фамилию. Контроль в метро частый - практически каждый день видел контролеров, но проверяют они выборочно. В трамваях, троллейбусах и автобусах ревизоры за неделю не попадались ни разу. Метро похоже на пражское и тоже имеет три ветки. Отличается от двух остальных желтая линия. Это до сих пор использующееся первое на европейском континенте метро! (самое первое - в Лондоне, но Британия, как считают сами британцы - это не совсем Европа).

Аборигены и язык. Народонаселение в своей массе одето скромно - Венгрия страна небогатая. Как нам сообщила гид, зарплата в 400-500 долларов здесь считается нормальной. В универсамах народ толпится возле полок с самыми дешевыми продуктами. На улицах довольно-таки часто встречаются цыгане, многие из которых занимают нишу бомжей и пьяниц, хотя есть и благополучные в социальном плане.

Венгерский язык относится к финноугорской группе уральской языковой семьи. В Европе только финны и эстонцы принадлежат к ней. Из наших народностей - близкие к ним ханты, манси, марийцы, мордва. Хотя, как сказать, родственные. Я специально поинтересовался у нашего гида Илоны, пыталась ли она понимать эстонский или финский. Сказала - пробовала, но ни слова не поняла.

Немецкий язык в ходу больше английского. В сфере обслуживания, особенно в туристических местах, многие все же говорят бегло по-английски. В отеле "Хид" на рецепции некоторые портье говорили даже немного по-русски, а кто-то и по-английски двух слов связать не мог.

Венгерский язык в отличие от близкого нам чешского абсолютно непонятен для неискушенного русского туриста. Всякие объявления, надписи, указатели никакой информации не несут в отличие от той же Чехии, где значение половины слов ясно, а остальное домысливаешь.

Еда и питье. Про венгерскую кухню уже сказано достаточно. Желающие могут почерпнуть много информации в сети, от себя добавлю следующее. По сравнению с Прагой в Будапеште рестораны подороже - обед стоит раза в полтора-два больше. Порции большие. Еда тяжеловата и сытна. Маниакальное употребление перца-паприки, который кладут чуть ли не во все блюда. Вина много - хорошего и недорогого. Выбор пива небольшой. Местные сорта дрехер, боротьян - средние, с чешскими не сравниться, хотя в кабаках можно найти без проблем чешские праздрой, крушовице и старопрамен, но раза в два-три дороже чем в Праге.

Кулинарные хиты. Суп-гуляш, уха халасе, гусиная ножка, блинчики гундель с ореховой начинкой в шоколадном соусе.

Сувениры и гостинцы. Колбаса-салями, в основном фирмы Херц или Пик. Марципаны. Вездесущая паприка. Гусиный паштет (ненормально дорогой). Бальзам "Уникум" (рижский лучше). Для любителей самогоно-подобных напитков - палинка.

Вино Токай. Токай должен быть не дешевый "фурминт", что продается у нас в Москве и многими по незнанию принимается за истинный токай, а настоящий "асу" - промежуточный вариант между полусухим и десертным. Единица измерения плотности и качества токая - "путонь" (корзина) - сколько корзин винограда пошло на изготовление определенного объема вина. 6 путоней - высший класс, в зависимости от урожая бутылка 0,5 л стоит не менее 20 евро. Я покупал разные сорта в 3,4,5 путоня - от 8 до 15 евро за бутылку. Вино в 1 и 2 путоня не встречал. Еще есть сорт "самородни" (похоже на самородный) - по цене похож на асу 3-4 путоня. Изготавливается из винограда, тронутого на лозе морозом и только после этого убранного.

Вода в кране. Чистейшая питьевая. Пить можно неограниченно без последствий. И то сказать - Будапешт имеет около 400 выходов минеральных вод, многие из них термальные.

Словарик. Помимо английских и немецких выражений, я заучил и использовал некоторые местные выражения, небольшим числом, как у Эллочки-людоедки.

Йо напот - здравствуйте
Висонтлаташра - до свидания
Сиа - привет, пока
Кёсёнём - спасибо
Иген - да
Нем - нет
Кет деци - 2 децилитра (200 г) - при заказе вина в забегаловках
Шёрёзо - пивная
Борозо - винарня, обычно с шёрёзо они объединены под одной крышей
Леанька - девушка

День первый. Москва-Будапешт. Первое знакомство с Будапештом

Отлет из Москвы в воскресенье, достаточно ранний - рейс в 8.50 из Шереметьево-2. Чтобы не опоздать на регистрацию, встал рано и ехал от Текстильщиков до Планерной одним из первых поездов метро. Автобуса 817, что везет от Планерной в Ш-2, ждал недолго, по случаю раннего времени и воскресного дня Ленинградка была пустой, без традиционных пробок. Добрался, можно сказать, бесплатно (единый проездной выдают на работе), не тратя штуку-полторы руб. на такси. Трансфер получился быстрый - от дома до терминала доехал за полтора часа, и в итоге запас по времени до конца регистрации получился целый час. Наш воздушный аппарат оказался системы ТУ-154. Летают, летают еще в Европу эти ветераны, хотя постоянно возникают какие-то заморочки с шумностью двигателей. Ну Ту, так Ту. Место у меня было в последних рядах, долгое время перед взлетом первые 5-6 рядов оставались свободными, я уже к ним стал примеряться, но в последний момент их заполнила группа китайских туристов-транзитников. Уже второй год Аэрофлот в полете не кормит горячим и не дает бесплатного вина. Зато для "удобства" пассажиров в плане борьбы с терроризмом недавно введен запрет на пронос в ручной клади на борт жидкостей в емкостях более 100 мл.

Венгрия - первая в моей практике страна, где по прилету нас подвергали двойному контролю. Еще в стыковочном рукаве на пути от борта самолета до входа в аэровокзал у всех проверяли наличие венгерской визы в паспортах, а более детальный их просмотр с проверкой по базе данных шел уже в будках погранцов.

Вскоре получил свой багаж, вышел в зал, нашел гида. Группа наша оказалась немаленькой - десятка полтора-два человек, которые должны быть размещены в 4-5 отелях. То, чего я опасался, случилось - по случаю раннего прибытия и того факта, что заселение в отели, как правило, происходит после двух часов дня, нас усталых и голодных повезли на обзорную экскурсию. По дороге из аэропорта мы еще заехали в какой-то отель и забрали нескольких страждущих обзорки, приехавших поездом накануне. Не люблю я обзорные экскурсии, напрасная это трата времени, но что поделаешь, пришлось расслабиться и получить удовольствие.

Аэропорт Ферихедь расположен недалеко от города, доехали до центра быстро, машин на шоссе в отличие от Москвы, можно сказать, совсем нет. Для начала наш автобус достиг площади Героев, объехал кругом городской парк Варошлигет. Из окон мы поглазели на главные тамошние хиты - купальни Сеченьи, зоопарк, башни и шпили замка Вайдахуняд. Название замка, как и многие венгерские слова, непривычно русскому уху, многие неосознанно переиначивают его на русский манер, непроизвольно перемещая букву "й" на более подходящее место.

Наконец, описав кольцо вокруг парка, возвращаемся на площадь, где и сходим на землю. Площадь Героев (Хёшёк-тере) - большое открытое пространство с монументом и памятниками самым значимым в истории страны личностям. Воздвигнут монумент к 1000-летию немного странного события - началу переселения мадьяр из предуралья в место их теперешнего проживания. Как можно точно определить момент начала переселения древнего племени - лично для меня загадка. Ну, ладно, миллениум, так миллениум. Во всяком случае, 886 г. считается датой образования Мадьярского государства. В центре площади возвышается высокая колонна с архангелом Гавриилом, у цоколя колонны - скульптурное изображение семи легендарных вождей мадьярских племен, положивших начало венгерской нации.

По краям площади Героев стоят два здания - Выставочный зал и музей Изобразительных искусств. В последний мне еще предстоит на днях вернуться. А пока я вижу у входа в музей большой плакат - сейчас здесь проходит выставка "Сокровища инков". Я уже обладаю информацией, что вход в музей на постоянную экспозицию бесплатный, а за тематические выставки надо платить, причем не мало.

После осмотра главного памятника и выслушивания пространного рассказа гида об истории Венгрии перемещаемся в глубь парка и подходим к замку Вайдахуняд. Сам по себе замок для туриста - то, что надо. Построен он сто с небольшим лет назад и являет из себя эклектичное сооружение, в котором смешалось множество архитектурных стилей - готика, барокко, романтизм, ренессанс. Замок напоминает сказочный дворец и выглядит вполне романтично.

По территории замка бродят во множестве туристы, а у входа во дворец как раз происходит какое-то театрализованное представление на средневековую историческую тему. Взобравшись на постамент известного памятника Анонимусу (писарь короля Белы), некоторое время наблюдаю за мистерией и танцем симпатичных венгерских девушек. Илона дает нам минут двадцать свободы, и народ из группы разбредается по окрестностям. Форинтов в кармане еще ни у кого нет, обменники поблизости не наблюдаются, поэтому ограничиваемся рассмотрением множества сувениров и киосков с мороженым и напитками. Прицениваюсь и я. Цены вполне ничего себе. Шарик мороженого в рожке стоит 180 форинтов - около 70 центов. Дешевле парижского, но дороже берлинского собратьев.

Пока народ отгуливал самостоятельно вокруг дворца щедро выделенные гидом двадцать минут, я невольно стал свидетелем разговора двух девушек из нашей группы с гидом. Поразила абсолютная наивность в простейших вопросах. Например, для них оказалось новостью, что в Венгрии в ходу форинты, а не евро. Они долго переспрашивали гида - действительно ли в магазинах у них не возьмут евро. Им очень не хочется менять евро на местную валюту, и они всерьез обсуждают вариант проведения недели в Будапеште, не совершая обмена. Я полагаю, что, прояви они настойчивость, все же по спецкурсу у них возьмут и евро. Ну, может быть, по курсу раза в полтора-два ниже.

Покончив с осмотром Пештских достопримечательностей, садимся в автобус и едем на правый берег Дуная - в Буду. Едем по главной магистрали города - проспекту Андраши - по статусу это что-то вроде Елисейских полей в Париже или Невского в Питере. По обеим сторонам проспекта видны вполне симпатичные здания конца 19-начала 20 вв. До поездки я представлял себе этот проспект чуточку пограндиозней - на самом же деле, проспект Андраши не очень широк, да и длинным его не назовешь - несколькими днями позже я, не торопясь, прошел его меньше чем за час.

По мосту Сеченьи (Szechenyi hid), который имеет второе название Цепной, переезжаем на будайскую сторону и вскоре оказываемся в районе Будайской крепости, а точнее на территории Рыбацкого бастиона. Бастион этот тоже не является очень уж древним сооружением - строился он на рубеже 19 и 20 веков опять же к 1000-летию страны. В средние века в этом месте находился рыбный рынок, и согласно законам прилежащую часть городской крепостной стены в случае боевых действий должны были защищать рыбаки. Отсюда и название. Семь башенок Рыбацкого бастиона символизируют семь мадьярских племен, положивших начало венгерской нации.

Место это вполне туристическое. Башни, статуи героев, арки и прочие закоулки радуют взор туристов, со стен же бастиона открываются чудесные виды набережной на противоположном берегу Дуная, главным среди зданий которой, несомненно, является здание Парламента. В центре площади св. Троицы перед бастионом - памятник св. Иштвану, а неподалеку возвышается величественная церковь короля Матьяша с ажурной готической каменной резьбой. Нынешний готический облик церковь Матьяша получила лишь в 19 в., до этого она выглядела совсем по-другому, поскольку до 16 в. являлась немецкой церковью, а после захвата Венгрии турками и вовсе была преобразована в мечеть.

К Будайскому замку, на территорию которого нас не повели, примыкает старинный район с кривыми узкими улочками и многочисленными сувенирными лавками. Ага, вот и долгожданный "борозо-шёрёзо", то бишь "пивняк-винарня", но, увы, форинты в кармане по-прежнему не звякают. Как ни странно, обменники на пути не встречаются, хотя и перемещаемся мы по явно туристическим местам. Меж тем, под ложечкой уже посасывает, пора бы и перекусить.

Погуляв немного возле крепости по старинным улочкам, спускаемся вниз к автобусу, который везет нас в последнюю точку - на гору св. Геллерта. Памятник Свободы, стоящий на ее вершине, виден в городе отовсюду. Сооружен этот памятник после второй мировой войны в честь освобождения Венгрии от фашизма. Естественно, первоначально здесь стояла статуя советского воина-освободителя. В начале 90-х годов статуя воина была перенесена в Музей коммунизма, по возможности посетить который я себе тоже запланировал.

Со смотровых площадок горы Геллерта открываются красивые виды на левобережную часть города. По Дунаю снуют прогулочные теплоходы, с одного удобного места просматриваются сразу три моста - Свободы, Елизаветы и Цепной. Сама статуя Свободы вблизи оказалась не такой уж высокой - метров 20 высотой, возле нее тоже полно туристов. Выслушиваем очередной рассказ Илоны и, наконец, едем уже вписываться в отели. Эта долгая процедура завоза целого автобуса в пяток отелей (мой Хид оказался в этом списке предпоследним) заняла немало времени, и в свой номер я зашел только в начале пятого.

Кроме меня в Хиде поселились еще три туристки-родственницы из Москвы. В Европах они первый раз, немного скованы, ну мы и договорились с ними в первый вечер вместе пойти в город на прогулку. На рецепции по не очень выгодному курсу 1:230 (позже оказалось, что на улице Ваци за 1 евро давали 240-242 форинта) по минимуму (чтобы хватило на проездной и ужин) поменяли евро на форинты. Затем, мучимые голодом, мы вышли из отеля, дошли до станции метро "Стадион" (7-8 минут пешком), здесь приобрели недельные проездные на все виды городского транспорта (3600 форинтов или около 15 евро). Сели в метро и через 10 минут уже были в самом центре города. Не мудрствуя лукаво, остановились на первом же приглянувшемся нам ресторане, где наконец-то пообедали или, что вернее, уже скорее поужинали. Еда оказалась вполне вкусной (я выбрал молодую баранину, дамы - птицу), пиво вполне пристойным. Что касается цены - дешевле, чем в аналогичном ресторанчике в Москве, но существенно дороже, чем в Праге.

После этого пошли на первую прогулку по городу. Гуляли в районе Бельварош - это самый центр Пешта. Видели множество интересных зданий, в том числе некий особняк Клотильды. Вскоре вышли на пресловутую улицу Ваци - средоточие туристического люда. На этой улице разместилось множество сувенирных ларьков, магазинов и ресторанов, и самое главное - тут расположено множество обменников. Курсы валют везде на удивление одинаковы - кто-то явно координирует это дело. Исключение - сеть обменников по имени Интерчейндж (синяя надпись на желтом фоне). Там по непонятной причине курс ненормально маленький (за 1 евро давали менее 200 форинтов). Отличить эти ловушки легко - на них единственных есть большие надписи по-русски "Обмен". На ул. Ваци мы отоварились форинтами уже по-настоящему (по курсу чуть больше 240 форинтов за евро) и пошли гулять дальше.

По Ваци дошли до площади Вёрёшмарти. Местная достопримечательность - знаменитая кондитерская "Жербо", славящаяся замечательным красивым интерьером и не столько ассортиментом пирожных и тортов, сколько ценами на них. Посещение сего знаменательного места я оставил пока на более поздний момент - хотелось как-нибудь при случае приобщиться к знаменитым венгерским пирожным и поглядеть на интерьер - да потом как-то и не собрался. Далее путь наш пролегал по скверу на пл. Эржебет, и вскоре мы дошли до большого и красивого собора - базилики св. Иштвана. Церковь эта - самая большая по размеру в Будапеште и вторая в стране. Построена она в середине 19 в. в честь короля Иштвана - основателя Венгрии, и вид имеет весьма монументальный. К тому времени вход в базилику уже был закрыт, и мы двинулись дальше.

Погуляли таким образом до темноты, а темнеет в Будапеште по сравнению с Москвой достаточно рано - двухчасовая разница не соответствует реальному физическому часовому поясу. Нагулявшись, сели передохнуть в уличном кафе на набережной в районе площади Рузвельта. Тут я испытал на вкус знаменитые блинчики "гундель", поставив галочку в перечне известных венгерских блюд, которые положено попробовать в поездке. Ничего себе блинчики, довольно вкусные, с ореховой начинкой и шоколадным соусом.

На этом первый день в Будапеште подошел к концу - уже часов в 10 вечера, слегка усталые, мы поехали домой. Да и то сказать - по московскому времени была уже полночь, а вставал сегодня я рано утром, еще и пяти часов не было. День в плане событий оказался очень насыщенным.

День второй. Музей коммунизма. Пешт. Эржебетварош. Вечерняя набережная

В отличие от прошлогодней поездки в Прагу, где мне практически не довелось походить по музеям, в Будапеште я запланировал их для себя аж четыре штуки. Но понедельник - выходной для практически всех музеев. Запасной вариант - Музей коммунистического прошлого, он работает без выходных дней. Вот с него-то я и решил начать туристический день.

Утро началось с завтрака. Сразу скажу, что завтраки в Хиде так себе. Разнообразие минимальное - за неделю состав еды ни разу не поменялся. Горячие блюда слабенькие - невкусные сосиски, рядовой омлет, какие-то полу-хлебные котлеты из прошлой советской жизни. Вместо соков - суррогаты типа опять же полузабытого постперестроечного "зуко". Колбасы - из самых дешевых. Овощей-фруктов мало. Не было даже джемов, меда и масла в мелкой расфасовке - то, что есть во всех отелях Европы. Единственно, что порадовало - аппарат с несколькими сортами кофе. Кофе у них вкусный, тут я немного злоупотреблял, нагружая по утрам сердечно-сосудистую систему несколькими чашками эспрессо и капуччино.

После завтрака решил все же не ехать в музей сразу, а для начала приобрести подробную карту города (бесплатная на рецепции слабовата) и с этой целью посетить универсам "Теско", что находится неподалеку - всего в трех остановках на трамвае от стадиона. По слухам, цены в Теско на основные венгерские сувениры - вино "Токай-асу", паштеты из гусиной печенки и колбасы компаний Херц и Пик существенно меньше, чем в туристических местах. Из Теско вышел морально удовлетворенный, но материально обедненный. Накупил вина - от достаточно дорого токая в 3,4,5 путоней (от 1500 до 2900 форинтов за бутылку) до вполне недорогого бикавера (500) и ненормально дешевого noname красненького по демпинговой цене в 199 (!) форинтов, что дешевле трамвайного билета. В последующие дни перепробовал их всех, да еще и прошелся по белым сухим. Венгерские вина оправдали ожидания. Даже дешевое красненькое оказалось вполне пристойным, что уж говорить про токай.

Прикупил в Теско кроме этого еще фруктов и минералки. Минералка в Венгрии дешевая и неплохая на вкус. Как известно, чего-чего, а многочисленных минеральных источников тут хватает. Только на территории Будапешта насчитывают около 400 источников с термальными и минеральными водами. К слову говоря, наш гид сразу предупредила, что вода в городском водопроводе вполне пригодна для питья без всякого кипячения и фильтрации. Я рискнул, попробовал - так и оказалось. Вода очень вкусная, чистая и холодная и побочных воздействий на организм не оказывает.

Вернулся в отель, сбросил покупки и наконец-то вышел на прогулку. Как и накануне, доехал до центра на метро до станции Баттянь-тер (Batthany-ter), там сел на 19 трамвай и поехал вдоль набережной, любуясь из окна на Дунай и будайские дома. Добрался до конечной остановки - площадь Этеле. Здесь расположен большой в местных масштабах транспортный узел. Во-первых, это вокзал Келенфёльди, к слову говоря, маленький и слегка побитый жизнью. Помимо ж/д станции тут также имеют место : конечная остановка городских автобусов (они синего цвета) и чуть подальше, в двух-трех минутах ходьбы - автовокзал с пригородными автобусами (они окрашены в желтый цвет). Поскольку на пригородных автобусах городской единый не действует, купил в кассе билет до остановки "Собор-парк" - именно там, на окраине города, располагается музей. Автобусы в нужном направлении ходят достаточно редко - в среднем два раза в час, но мне повезло, как раз через пять минут отправлялся очередной. Ехали мы минут 10-15, у музея вышли помимо меня еще несколько человек.

В 1991г. году сразу после падения социалистического строя в Будапеште, не откладывая в долгий ящик, демонтировали все памятники, связанные с прошедшей эпохой, свезли их в специально выделенное место, где и восстановили. Обнесли территорию стеной и сейчас демонстрируют за деньги заезжим туристам то, что раньше можно было посмотреть на улицах города бесплатно. А туристы любят поглазеть на символы прошлого. Несмотря на утренний час, на территории музея уже было несколько организованных групп - немцы, итальянцы, да и приехавших свои ходом, вроде меня, хватало.

Погулял с часик по музею под открытым небом. Тут вперемешку стоят памятники известным коммунистическим лидерам - Ленину, Димитрову, неизвестным мне венгерским борцам за счастье трудового народа, статуи советских воинов, фигуры венгерских рабочих (один мне очень понравился, поскольку за памятником росли черешневые деревья, и я отведал созревших ягод), каких-то то ли космонавтов, то ли инопланетян, символы мира и социализма и еще чего-то такого весьма привлекательного. Имеет место постамент от бывшего памятника Сталину, снесенного еще в 1956г., от которого остались только сапоги вождя и учителя. Хороши также Маркс с Энгельсом - покруче даже, чем их собратья в центре Берлина на Александер-плац. Немцы-то своих героев не тронули - так они там и стоят в центре Берлина до сих пор.

У выхода рядом с кассой, где можно купить множество сувениров по тематике или просто послушать из старинной радиолы революционные песни, на приколе стоит Трабант - мечта многих простых людей не только в ГДР, но и в других странах социализма. Позже на дорогах Венгрии я раза три-четыре видел траби все еще на ходу.

Вернулся той же дорогой обратно к вокзалу. Тут зашел в "борозо" рядом с конечной трамвайной остановкой. Жара в Будапеште накатила тем временем нешуточная. Оказалось, что очень удобно утолять жажду по-венгерски - стаканчиком белого сухого винца. В борозо-шёрёзо стоит это сущие копейки - 1 деци (100г) вина - в зависимости от сорта - от 40 до 120 форинтов. Берешь два деци ("кет деци") какого-нибудь холодненького "харшлевелю" или "рислингсильвани" (после второго стаканчика выговорить это становится куда как легче), платишь около 100 форинтов (при цене трамвайного билета 230 форинтов это действительно недорого), и жажду как рукой снимает. И идешь себе по улице дальше. До следующего борозо. Далее процедура повторяется с каким-нибудь "кекфранкашем", и на душе становится еще светлее.

После утоления жажды на Будайской стороне вернулся в Пештский район и направился прямиком к Центральному рынку. Здание рынка оказалось весьма хорошо снаружи, да и изнутри тоже - чувствуется объем и простор. На первом этаже много отделов заточено на интуристов - на прилавках стройными рядами стоят вина, в основном Токай-асу, сотнями батонов висят десятки сортов колбас, в основном дорогих, ну и бесконечные связки стручков жгучего перца-паприки. Есть, впрочем, в продаже и фрукты-овощи. Приценился. Колбаса в Теско и тут на рынке приблизительно в одной цене, а вот Токай на рынке подороже. Начался сезон черешни и клубники. По цене - раза в два дешевле московских. Завозные тропические фрукты - цена как у нас.

Осмотрев центральный рынок, двинул в направлении улицы Ваци - там мне предстояло пообедать в часто упоминаемом в отчетах туристов ресторане "Фатал". По дороге, рассматривая через ограду православный, как оказалось, собор, имел беседу с местным товарищем - он сам подошел и завел разговор. Обрадовался, что я турист из России, на весьма приличном русском рассказал про этот сербский собор. Ничего втюхнуть мне не пытался, просто человеку оказалось интересным пообщаться. Я похвалил Будапешт за красоты, сообщил ему, что Москва тоже красивый город, порекомендовал приехать посмотреть. На это он только горестно взмахнул рукой - не с нашими доходами. Позже я слышал, что вполне хорошей зарплатой в Венгрии считается 400 евро в месяц, и это при том, что цены на продукты, транспорт, жилье сравнимы с нашими или даже повыше.

Меж тем я добрался до улицы Ваци, еще переулок влево - и вот он, хваленый ресторан "Фатал". Фатальный он по причине того, что "fatal" по венгерски - это деревянная тарелка. Вот на такой-то огромной деревяшке мне и подали заказанное блюдо "алабардош" - нечто вроде шашлыка из разных сортов мяса на шпажке, действительно напоминающей алебарду - с рубяще-колющим наконечником. Порция, как и ожидалось, внушила уважение своим размером. Мясо комплектовалось жареной картошкой, рисом, овощами и соусом. Свежие овощи, кстати, в Венгрии не в ходу, подают их не так много - здесь предпочитают скорее консервированные или маринованные овощи. Но зато мяса не жалеют. К еде взял пивка, по старой памяти - пльзеньского праздроя. Обед оказался не так уж и дешев и вместе с сервисными 12 процентами потянул на 3900 форинтов (16 евро). Да, пожалуй, Прага существенно дешевле. После сытного обеда поехал в отель, где часик-полтора передохнул перед вечерней прогулкой по городу.

А вечернюю часть туристической программы я провел в квартале Эржебетварош, предварительно отдегустировав в номере несколько сортов венгерского вина, что прогулке отнюдь не помешало, а вовсе наоборот, внесло некоторый колорит.

Район Эржебетварош непосредственно примыкает к Старому городу. Квартал интересен своей старинной застройкой, замечательными внутренними двориками. В свое время здесь также селилось еврейское население, и от тех времен в Эржебервароше осталось несколько синагог. Погулял по Эржебетварошу, осмотрел много интересных зданий, в том числе знаменитую синагогу - очень красивую. Мало того, что здание с золочеными куполами замечательно смотрелось в сумерках, так потом еще и выяснилось из путеводителя, что это самая большая действующая синагога в Европе и вторая по величине в мире.

В районе Эржебетварош я также не преминул заглянуть во многие столь приятные моему взору внутренние дворики и всяческие подворотни. В одном месте видел совершенно замечательные старые дома необычной конструкции с окнами, выходящими из узких проемов на поверхности стен. Порадовали взор многочисленные пристройки-"скворечники" на крышах домов, как будто предназначенные для проживания целой эскадрильи карлсонов.

Заканчивал вечерний променад на пештской набережной. Освещенный огнями противоположный будайский берег выглядел совершенно фантастично. Как и положено, десятки туристов непрерывно снимали его на свои цифромыльницы, не подозревая, что снимки не выйдут - слишком темно. Без штатива у меня тоже мало что получилось, ну может быть, вот этот Будайский дворец или Рыбацкий бастион. Да, случайно обнаружил на набережной пресловутую бронзовую девочку (по другим сведениям мальчика - действительно, пол существа идентифицировать трудно), сидящую в шутовском колпаке на перилах .

Вот так, второй день подошел к концу.

День третий. Балатон. Бадачонь. Тихань.

Готовясь к поездке и выбирая места, куда можно поехать из Будапешта для расширения своего представления о Венгрии, не мудрствуя лукаво, я выбрал Балатон. Это озеро является популярным для многих европейцев, в первую очередь, самих венгров, а также вездесущих немцев, местом отдыха.

Наиболее раскрученное в туристическом плане место на Балатоне, куда и возят многочисленных туристов - это полуостров Тихань с одноименной деревней, где имеет место старинное аббатство. Кроме этого, из остальных точек на побережье озера я выбрал для посещения менее популярное у турагенств местечко - гору Бадачонь, так же, как и Тихань, расположенную на северном берегу Балатона. Этот небольшой горный массив имеет вулканическое происхождение, на покрытых вулканическими осадками склонах здесь выращивают несколько сортов винограда, из которого производят известные марки вин - в том числе кекньелю, мушкотай и сюркебарат.

От Будапешта до станции Бадачоньтомай (Badacsonytomaj) всего 170 км, но поезда в Венгрии неспешные, и ехать сюда занимает три с лишним часа. Удобный поезд отходит от Южного вокзала "Дели пальяудвар" в 6.15. Это прямой поезд интерсити сообщением до Тапольцы. Раз интерсити, то и билеты в нем чуть подороже, чем в обычном региональном поезде. Зато идет интерсити побыстрее обычного, делая всего несколько промежуточных остановок - в Секешфехерваре, Балатонфюреде и Балатоналмади.

Поскольку за два дня мой организм еще не перешел на среднеевропейское время, то встать в 5 утра не составило труда. К слову сказать, активная жизнь в Будапеште начинается рано - метро тут работает чуть ли не с четырех часов утра (зато заканчивает работу в одиннадцать вечера), и в начале шестого жизнь на улицах уже кипит вовсю.

От отеля до вокзала, что расположен на другом конце города (это конечная станция моей красной ветки метро) я добрался быстро, всего минут за 30-35, включая пеший переход от отеля до метро. Все-таки по сравнению с Москвой Будапешт - город небольшой. Быстро купил билет в кассе (чуть больше 3000 форинтов - ок. 13 евро) и даже еще с четверть часа погулял по вокзалу, выпил кофе. А вот и мой интерсити, он уже ожидает немногочисленных пока еще пассажиров. Сел, и спустя некоторое время мы отправились в путь. Остановились один раз в черте города на знакомом уже мне вокзале Келенфёльди, от которого накануне я катался в коммунистический музей. После этого до Секешфехервара шли без остановок. После Секешфехервара (легендарный древний город Альба Регия. Хотелось бы побывать и там, но увы, не в этот раз) еще один час пути - и вот ландшафт за окном меняется. Близость большого озера, долго сохраняющего осенью и зимой тепло, резко меняет тип растительности. Не средиземноморье, конечно, но все же тут много южных деревьев - пирамидальные тополя, акации, по слухам, встречаются даже миндаль и инжир.

Заметил, что дикой живности по дороге попадалось существенно меньше, чем, скажем, в Германии. Все же видел несколько раз из окна поезда зайцев, один раз - оленя, и впервые в жизни - фазана, да не просто так сидящего на земле, а в полете.

Вот потянулись цепочкой городки и деревеньки северного побережья Балатона. В название их часто входит составляющая "балатон" - Балатонфюред, Балатоналмади, Балатонудвари. Есть городок с совершенно очаровательным романтическим названием Балатонсепезд.

Вот показался с левой стороны глубоко выдающийся в озеро полуостров Тихань, но я пока проезжаю мимо него - мне дальше, к горам Бадачонь. Вышел на пустынной с утра станции Бадачоньтомай, огляделся. Вдали просматривается одна из гор массива, вроде бы под названием Гулаш, но не уверен. По плану у меня было провести в здешних краях часика три-четыре, попытаться подняться в гору Бадачонь и по возможности спуститься с другой стороны - к деревне опять же с названием Бадачонь, а оттуда ехать в обратном направлении до Балатонфюреда. Сразу скажу, что реализовать сей отважный план в полной мере не удалось. Не рассчитал я времени, своих сил и величины маршрута.

Как бы то ни было, я определился с маршрутом и вступил на тропу. Прошел насквозь поселок, поглядел на его немногочисленные достопримечательности - католический собор, смешной памятник, и, напротив - серьезный памятник какому-то историческому лицу. По случаю раннего еще времени сувенирные магазинчики были закрыты, так что карту местности купить не довелось. В качестве навигационного оборудования использовал сфотографированный план на стенде. По указателям вышел на окраину поселка и приступил к подъему в гору. Вскоре указатели маршрута кончились, и я пошел по тропе наугад. Если бы не крутые местами подъемы вверх, то прогулка была бы совсем хороша. Воздух чистейший, звучит звонкое пенье птиц, комарья мало. Обратил внимание, что камни на тропе имеют явно вулканическое происхождение - у них губчатая структура, как у пемзы.

Минут через сорок вышел к развалинам построек, возле которых воздвигнуто распятье. Здесь дорога обрывалась, и во все стороны была только чащоба. Заблудился - дошло наконец до меня. Попытался пройти в разные стороны - везде густая чаща без признаков тропинок. Вышел на поляну, с которой вдалеке увидел скальные выступы горы. Очевидно, чтобы туда подняться, пройти перевал и спуститься к озеру в районе Бадачонь, нужен целый день. Все, будем считать, что на сегодня альпинизма достаточно, на этом прогулку по горам можно считать завершенной. Придется возвращаться вниз той же дорогой.

На обратном пути все же свернул немного в сторону, перейдя на другую тропу. Вышел к крестьянским дворам, где увидел множество виноградников. Во дворе одной фазенды сидел громадный заяц. Заметив меня, он замер, превратившись в неподвижный столбик. Попозировал немного, и, когда я его вспугнул, приблизившись совсем близко, зверь рванул прямо через двор мимо ремонтирующего машину мужика, мимо будки с недоуменно смотрящей на него собакой, и исчез в кустах.

Далее я спустился в поселок Бадачоньтомай, прошелся по все еще пустынным улицам, посмотрел на вяло текущую курортную жизнь. Конец мая - еще не сезон, отдыхающих почти не было. Была у меня идея пешком пройти все же до деревни Бадачонь, но решил, что по жаре на открытой местности это будет не в кайф, решил оставшийся до поезда час времени провести тут. Да еще было у меня одно дельце - хотелось купить бутылочку какого-нибудь местного винца. Зашел в кабачок, продегустировал пару сортов белого сухого. Очень понравился кекньелю, купил бутылочку. Не сказать, чтобы дешево - 1700 форинтов (7 евро), но того стоит.

На станции купил билет до Балатонфюреда, вскоре показался и мой поезд - состав из локомотива и трех вагонов, выгрузивший целый отряд юных туристов. Сорок минут пути назад - и я в главном курортном городке северного Балатона - Балатонфюреде. На автостанции дождался автобуса на Тихань, ходят они приблизительно раз в час. Еще минут двадцать по живописной дороге вдоль озера - и мы прибываем на конечную остановку. Это самый центр поселка Тихань. На высоком холме - бенедиктинское аббатство. Поднимаюсь на холм, где стоит собор, вот и смотровая площадка с панорамой Балатона. На многие километры вокруг расстилается водная гладь. Цвет воды озера зеленовато-малахитовый, вода мутноватая. Мелко - видно, как немногочисленные купающиеся в полусотне метров от берега стоят по пояс в воде. Все это слегка напоминает Азовское море. Интересен вид на южную сторону озера. Противоположный берег совсем рядом - в этом месте полуостров глубоко вдается в озеро, и до противоположного южного берега всего километра полтора-два.

Рядом с аббатством - симпатичный парк с тремя распятиями, с другой стороны парка видно довольно большое внутреннее озеро полуострова. Внутрь собора я не пошел, а, наоборот, решил перекусить. Сел в чарде у подножья холма, где расположено аббатство и углубился в изучение меню. Быть на Балатоне и не попробовать "халасле" непростительно. Именно эту уху, а точнее, рыбный суп из балатонской рыбы, я и заказал. Озеро богато ихтиофауной, тут добывают много видов промысловых рыб, в том числе знаменитый "фогаш" - балатонский судак. Из каких рыб был сварен мой халасле, мне не ведано, но получилось вкусно. Единственно, что омрачило обед - это то, что я испытал на себе всю силу венгерской паприки. От одного из нескольких стручков, поданных к супу, оторвал самый маленький кусочек и бросил его в уху, да добавил туда же еще несколько зернышек. Этого хватило, чтобы вскоре во рту заполыхал пожар, только пивом и спасся. А потом этой же рукой мимоходом смахнул со лба пот… Как будто раскаленное железо приложили ко лбу. И ведь любят же мадьяры сдабривать еду этим напалмом! Справедливости ради, следует отметить, что паприка бывает и не острой, скорее это обобщенное название всех перцев. В туристических кабаках часто официанты при заказе спрашивают - острый вариант или нет.

После огненного обеда побродил по кривым и узким улочкам поселка Тихань. Чисто туристическое место - много ресторанчиков разного типа, в каждом дворе - сувенирные лавки, повсюду - вино, куклы в национальных одеждах, вышитые салфетки. И на стенах домов - пучки страшной паприки

Вернулся в Будапешт уже в темноте, подусталый, поэтому по приезду по городу гулял мало и раньше обычного вернулся в отель.

День четвертый. Музеи. Прогулка по Бельварошу и Эржебетварошу.

В Будапеште много интересных музеев. При подготовке поездки я взял на заметку несколько интересных на мой взгляд - музей Изобразительных искусств, железно-дорожный музей, музей транспорта. С последнего и решил начать очередной туристический день.

Изучение карты города показало, что музей транспорта находится возле парка Варошлигет, который, как оказалось, расположен недалеко от отеля Хид, и добираться туда удобнее не на метро через центр города, а на трамвае номер 1-а. Действительное, ехать на трамвае пришлось всего три остановки. Возле парка увидел указатель на музей на пяти языках. Приятно осознавать, что русский язык котируется высоко - он в списке на указателе следует сразу за венгерским, опережая английский и немецкий. На улице недалеко от входа в музей посетителей уже встречает маленький паровоз и пара вагонов, переоборудованных в кафе. Стоимость входного билета в музей 600 форинтов. Заплатил также 400 монет за право фотосъемки, и мне выдали бейджик - символ разрешения на фотографирование.

Первый зал музея - самый большой и целиком посвящен ж/д транспорту. Тут в стеклянных витринах выставлено множество моделей поездов - достаточно крупного масштаба, выполненных с потрясающей точностью в деталях. Поражает разнообразие различных типов вагонов, включая двухэтажные. В центре зала красуется натуральный паровоз и несколько вагонов. В эти вагоны зайти нельзя, но сквозь окна видно внутреннее устройство купе с пассажирами-маникенами - молодой господин с сигарой, дама, ребенок с высунутым языком. В простой вагон поезда, стоящий отдельно и скорее напоминающий трамвай, можно зайти и посмотреть его изнутри. В здании ж/д станции, выполненном в натуральную величину, имеет место макет железной дороги с десятком бегающих составов, а в другом крыле станции сквозь окошко видна фигура телеграфиста за работой.

При переходе в следующий зал с раритетными трамвайными вагонами размещен макет (а может быть и реальный объект) космического спускаемого модуля с парашютом, в котором приземлились первый и последний пока космонавт Венгрии Берталан Фаркаш и советский космонавт Валерий Кубасов. В самом же зале выставлены с десяток трамвайных вагонов и конка.

Следующий зал - велосипеды, включая трех- и четырех-колесные. Тут же - древние мопеды. Далее идут многочисленные кареты, сани и другие транспортные средства, включая совсем уж диковинные экземпляры. Завершает экспозицию зал со старинными автомобилями и мотоциклами и небольшой макет железной дороги.

Удовлетворив свое любопытство касательно истории венгерского транспорта, вышел на улицу и, раз уж оказался рядом с парком, решил прогуляться по нему в сторону метро и еще раз посмотреть на площадь Героев, а также на замок Вайдахуняд с другой стороны. Замок выглядит просто замечательно, подтверждая мысль о том, что частенько новоделы имеют более броский и выразительный вид по сравнению с более древними строениями. Вспомнилась Новая ратуша в Мюнхене, выглядящая гораздо выразительнее, чем более почтенная возрастом Старая ратуша. Или собор св. Вита в Пражском Граде, который получил свой величественный вид тоже сравнительно недавно - полтора века назад - после перестройки под готику.

Вот и площадь Героев. Отошел на самый ее край, откуда панорама площади видна как на ладони. С левой стороны площади стоит здание музея Изобразительных искусств. Минутное раздумье, вроде бы еще не голоден - и принято решение осмотреть музейные сокровища прямо сейчас, раз уж оказался рядом.

Вход на постоянную экспозицию бесплатный (впрочем, требуется взять в кассе билет с нулевой ценой). А вот временные выставки довольно дороги. В данный момент в музее были выставлены раритеты инков из Перу, и билет стоил 2400 форинтов - ровно 10 евро. Сокровища инков я проигнорировал - хватило бы сил посмотреть основные фонды музея.

Довольно долго - часа три - осматривал совсем не маленькую экспозицию музея. Конечно, не Эрмитаж по количеству картин, но существенно богаче московского Пушкинского музея. Представлена вся европейская живопись - от раннего средневековья через Возрождение, галантный век, романтизм до импрессионистов и модернистов 20-го века. Очень большое представительство фламандской и нидерландской живописи - под них выделено целое крыло в музее. В общем, получил несказанное удовольствие.

Уже в пятом часу пополудни закончил с гулянием по прохладным залам собрания европейской живописи и решил пообедать. С утра за завтраком мои соратницы очень уж расхваливали кафешку при Центральном рынке. Понравилась им более всего ножка гуся с капустой, а также низкие цены. Вот я и направился после встречи с прекрасным в сторону рынка - поглазеть на тот район да заодно и пообедать.

С обедом на рынке вышло нехорошо - в 5 вечера кафе уже закрылось, ибо основной покупатель на рынок идет с утра, и в это предвечернее время на нем было пустынно. Вышел наружу, пошел в сторону станции метро Калвин-тер, благо до нее недалеко, и тут же в глаза бросилось знакомое название. Ба, да это же кабачок "For Sale", о котором неоднократно упоминалось в прочитанных мной перед поездкой описаниях. Зашел внутрь. Так и есть - на стены наклеены или пришпилены сотни листков бумаги с текстовыми посланиями и рисунками посетителей. Поднялся на второй этаж. Все, как и описывалось в отчетах - незамысловатая обстановка, являющая собой некий гибрид салуна и деревенской таверны. Столы и стулья простые, на столах в корзинках нечищенный арахис, на полу насыпана солома, вдоль стен расставлен древний сельхозинвентарь.

Заказал пива - опять же чешский старопрамен - и решил наконец-то отведать настоящий венгерский суп-гуляш. Веселый официант переспросил - кроме гуляша ничего? Ну тогда держись! Держаться было от чего. Суповая миска, которую он принес, оказалась огромной. "Это что - порция на одного?" -вопросил я. "На одного, на одного!". Первую тарелку я одолел легко, вторую - доедал не спеша. Третью - с большим трудом. Ну а последнюю - через не могу, ну не оставлять же такую вкуснотищу! Таким образом, порция супа-гуляша равнялась 3-4 среднестатистическим московским, а цена на нее - чуть меньше штуки форинтов - всего 140 руб. на наши деньги.

Общались мы с официантом по-английски - он бегло, я на своем корявом, но как-то он меня вычислил - выползая, объевшись, из кабака, я услышал радушное "Всего доброго" по-русски.

Пошел сжигать калории. Пешком дошел до станции метро Кальвин-тер. Тут спустился в метро и поехал в Пешт. Опять погулял в замечательных кварталах Бельвароша и Эржебетвароша. Видел красивый католический собор на площади Ференциек-тер, опять же массу интересных зданий и замечательных внутренних двориков. Поздно вечером вернулся на базу вполне довольный.

День пятый. Буда. Будайский дворец. Транспортное ассорти. Проспект Андраши.

Для людей, хотя бы и в малейшей степени интересующимся транспортом, Будапешт представляет рай. Тут есть почти все, что может перевозить пассажиров - метро, причем двух типов, автобусы, троллейбусы, трамваи, фуникулер, теплоходы, городская электричка, подвесная канатная дорога, зубчатая железная дорога и узкоколейная детская железная дорога. Есть еще раритетный "винтажный" поезд, о котором речь пойдет дальше. Вот по будайским холмам мне и предстояло покататься в первой половине дня, освоив толику транспортных средств. Заоодно и поближе познакомиться с Будой, чьи улочки мы так быстро проскочили в первый день на обзорке.

Составил план катания, получилось следующее - метро-фуникулер-трамвай-зубчатый поезд-ДЖД-канатка.

Доехал от дома на метро до станции метро Вёрёшмарти-тер, откуда пошел пешком к мосту Сеченьи. По дороге в который уже раз полюбовался с набережной панорамой Будайской стороны с Будайским дворцом и Рыбацким бастионом, а также горой св. Гелерта. Помимо знакомого уже памятника мальчику-девочке в шутовском колпаке обнаружил памятник теперь уже несомненно девочке с собакой. Вот и мост Сеченьи, он же Цепной. Обратил внимание, что львы, охраняющие мост, не оберегли его от некоего русскоязычного Пети, который запечатлел краской на мосту свой страстный любовный порыв.

Перешел по мосту через Дунай, полюбовавшись с моста видами набережных по обеим сторонам. Фуникулер, поднимающий немногочисленных туристов наверх к дворцу, оказался рядом с мостом и автомобильным тоннелем на Будайской стороне. Немногочисленность пассажиров, желающих подняться наверх, объясняется как ранним утром, так и ценой транспортного средства. Из освоенных мной прежде фуникулеров в Париже, Киеве, Зальцбурге и Праге их будапештский собрат оказался чуть ли не самым дорогим - 700 форинтов, т.е. почти 3 евро за минутную поездку! В тридцать раз дороже киевского, в три раза дороже пражского и парижского, и только в дорогущей Австрии цена поездки сравнима с Будапештом.

Как бы то ни было, я сел в нарядный вагончик, носящий имя Маргариты, и поднялся на холм, откуда поглядел на Пешт да и пошел себе в сторону дворца. Будайский дворец ведет свою историю еще с 13в., когда на высоком холме король Бела IV начал строить крепость. Позже именно на вершине холма обосновался королевский двор. На протяжении веков крепость-дворец неоднократно завоевывалась, разрушалась всяческими завоевателями - от крестоносцев до турков, при восстановлении менялись архитектурные стили - готика, ренессанс, барокко, классицизм. В последний раз дворец был разрушен в 1945 г. в ходе боев за город и после реставрации теперь мало напоминает крепость, которой он был изначально.

При входе на террасу высится скульптурное изображение легендарной птицы Туруль, которая по легендам и указала мадьярам путь от уральских гор на их новую родину в центре Европы. Вблизи дворец довольно красив, стены его украшены многочисленными скульптурами, барельефами и лепниной. Весьма интересен фонтан Матьяша, изображающий короля в окружении охотников. Во внутреннем дворе имеет место еще одна скульптура - табунщик, укрощающий дикого скакуна.

Погуляв недолго возле дворца, я дошел по старинным улочкам Буды до Рыбацкого бастиона и собора Матьяша, куда нас возили в первый день во время обзорки. Еще разок осмотрел это место, теперь уже не в пасмурную погоду, а при солнышке. Немного прошелся по будайским улочкам в сторону площади Москва-тер, там конечная остановка нужного мне трамвая. Можно было бы дойти до площади Москвы и пешком, но надо беречь силы и время, поэтому сел в небольшой типа пазика "замковый" автобус, который быстро домчал меня до Москва-тер. Площадь Москвы - большой транспортный узел, тут расположены конечные остановки нескольких трамвайных линий. Немного поплутав, нашел остановку нужного мне номера трамвая и, проехав всего пару остановок, вышел, отыскал конечную остановку зубчатого поезда и наконец воочию узрел этого экзотического транспортного зверя.

Будайские холмы довольно круты, вот и возит пассажиров от станция "Варошмайор" до станции "Сеченьи-хедь" с интервалом в 20 минут этот двухвагонный поезд, похожий на большой трамвай. Зубчатый рельс расположен между обычных рельсов. Специальное зубчатое колесо цепляет за него, развивая дополнительное усилие, позволяющее преодолевать крутые подъемы. Зубчатый поезд входит в транспортную систему в отличие от фуникулера, поэтому мой проездной тут оказался кстати. Билеты, впрочем, никто не проверял. Дорога не очень длинная, поездка до конечной станции длится всего минут 20. Сам путь проходит по живописным холмам, во многих местах угол подъема весьма ощутимый. Что интересно, некоторые платформы расположены вровень с поездом, т.е. сильно наклонены, и люди стоят на них, прикладывая некие усилия, как на крутой наклонной плоскости.

Вот и конечная остановка Сеченьи-хедь (Szechenyi-hegy - гора Сеченьи). С этого места мне предстоит небольшая, минут в 5-10, прогулка до конечной станции ДЖД с таким же названием. Расписание рейсов, скачанное из интернета, и подобное же, вывешенное на стене в кассовом зале, украшением которого является мозаичное панно на стенах с пионерской тематикой, слегка меня обманули - одного рейса, на который я как раз рассчитывал, почему-то не было, и в итоге на станции я прождал почти час. За это время постепенно набралось изрядное количество страждущих прокатиться на ДЖД - в основном местная детвора под водительством воспитателей-учителей, несколько семейных групп да несколько англо- и немецко-говорящих интуристов. Цена билета - 500 форинтов в один конец, 1000 туда-обратно.

Вот, наконец, ожидание закончилось, и подошел поезд. В нем уже сидело много народу, никто из них не вышел, поскольку маршрут круговой, и все катаются по полной программе. Так что после загрузки нашей дополнительной честной компании всем даже не хватило сидячих мест. Двое ребят-кондукторов прокомпостировала наши билеты, и мы покатили. Вагончики в поезде открытые, поэтому во все стороны хороший обзор, а сама же дорога по холмам весьма живописная. Много крутых поворотов, когда из вагона виден весь состав. Управляют всем хозяйством с серьезным видом сами школьники (за исключением дядечки-машиниста). При прибытии-отправлении поезда на очередную станцию дежурный четко отдает честь.

В планах у меня было не ехать до конечной станции Хювёшвёльдь, а сойти на полпути в местечке Янош-хедь (Janos-hegy - гора Яноша), ибо там можно подняться на смотровую площадку, а потом спуститься с горы вниз в город на канатной дороге. Так и сделал. Сошел в Янош-хедь и направился по лесной тропинке в сторону горы. Дорога вела с небольшим подъемом, и вскоре я оказался возле верхней станции канатки. Отсюда неподалеку, но еще чуть выше виднелась смотровая башня, как потом оказалось, в самой высокой части Будапешта (527 м), и к ней вела дорога. Ничего не поделаешь - пропустить высочайшую точку Будапешта решительно нельзя, пришлось карабкаться дальше. Но вот тягун позади, короткий отдых на скамейке и - последний штурм башни. Штурм, кстати бесплатный - за подъем на башню денег не берут.

Со смотровой площадки открывается вид практически на весь город целиком. Расстояние до центра Будапешта здесь довольно приличное, да еще и дымка, так что детали различаются с трудом. Зато город виден почти полностью. Хорошо заметен контраст между холмистым рельефом будайского правобережья и плоской равниной пештской стороны.

Налюбовавшись видами Будапешта с горы св. Яноша, спускаюсь вниз, возвращаюсь к станции канатки. В кассе, совмещенной с буфетом, покупаю билет в одну сторону (500 форинтов - 70 руб. или 2 евро). Дорога на канатке вниз оказалась чудо как хороша. Довольно долго, с четверть часа, плавно плыл сначала над деревьями, а потом над крышами домов, слушая тишину, нарушаемую лишь птичьими трелями. Доехал до нижней станции канатки-либегё, дождался автобуса в центр и доехал на нем прямо до площади Москвы, замкнув таким образом кольцо.

Вполне удовлетворенный транспортно-гористо-лесным пиршеством, решил, что пора перейти и к пиршеству в более привычном смысле этого слова. Не мудрствуя лукаво, зашел в китайский ресторанчик, который обнаружил тут же неподалеку от станции метро Москва-тер. Раз ресторан китайский, то традиционно беру утку с овощами. Еда вкусная и обильная. Все очень похоже на подобное заведение в Берлине и в Праге - опять ростки бамбука, непонятные грибы, какие-то загадочные растения и специи, только стоит все чуть дороже. Хейникен помогает справиться с остротой блюда. Насытившись, иду гулять дальше. Впрочем, нет, устал, возвращаюсь в отель, купив по дороге фруктов и вина, и до вечерней прогулки отдыхаю в номере. Пытаюсь посмотреть телевизор, но быстро понимаю всю тщету усилий понять, о чем идет речь. Очень уж он экзотичен, этот венгерский язык.

Вечером иду прогуляться по главному проспекту Будапешта - проспекту Андраши и заодно прокатиться по самой древней ветке метро на Европейском континенте. Желтая линия метро сильно отличается от остальных веток, ее частенько выделяют в особый вид транспорта, т.н. миллениум-метро. Еще лет 30 назад тут ходили вагончики первоначальной (конца 19 в.) старинной конструкции. Сейчас поезда новые, но отличаются от наших мытищинских, задействованных на двух оставшихся линиях. Поезда крошечные, размером с трамвай, состоят из двух вагонов, каждый всего на 16 сидячих мест. Расстояния между станциями небольшие, метров по 400-500. Сами станции тоже маленькие, с коротенькими платформами.

Проехал я всего три станции, возле Оперы вышел и дальше пошел пешком. Само здание Оперы построено в стиле неоренессанса и в сумерках смотрится слегка тяжеловесно и мрачновато. Далее по ходу - площадь Октогон и соответствующая станция метро. Как нетрудно догадаться, название свое площадь получила за восьмиугольную форму. Тут довольно оживленно, а вот на следующей площади Кодай пустынно, хотя архитектура зданий, обрамляющих площадь, мне понравилась больше. Вдоль всего проспекта Андраши стоят очень красивые фонари, по обеим сторонам - разнообразные интересные здания. Проспект Андраши невелик, прошел я его не спеша минут за 50 и оказался в очередной раз, теперь уже поздним вечером, на Хёшёк-тер, то есть площади Героев. Сфотографировал панораму площади в сумерках, потом вернулся на метро к центру города, где еще погулял в темноте.

Посидел в сквере на берегу пруда. Тут было весьма оживленно - много местной молодежи и достаточно много туристов. Внизу в кафе-клубе, находящемся в большой выемке ниже уровня земли, музыкальная группа играла неплохой ритм-энд-блюз. Публика внимала, как сидя за столиками в кафе, так и на травке и скамейках снаружи. Радикальное отличие от подобных вечерних развлечений в других местах заключалось в том, что если у нас все поголовно пьют пиво, то тут явный приоритет отдан вину. Народ группками подходит, опускается на траву, откупоривают сухонькое - и вперед.

Сухонькое меня, кстати, дожидается в номере, пора и честь знать. Заканчиваю прогулку, возвращаюсь на базу. Тут меня ждет вечерний перекус в виде клубники, черешни, дыни, персиков, а также "кекфранкоша" и "токая" плотностью 4 путоня.

День шестой. Музей ж/д транспорта. Будайский лабиринт. Купальни Сеченьи. Ресторан "Сэр Ланселот"

Чтобы поставить жирную точку в изучении будапештского транспорта, решаю поглядеть в первой половине дня Музей железнодорожного транспорта, о богатстве экспозиции которого я уже был наслышан.

Утром за завтраком пообщался со своими соседками-туристками, с которыми вместе заселялись. Они очень удивились, что я еще не добрался до купален - сами они каждый день проводят там часа по 3-4. Я пообещал исправиться и сегодня же вечером испытать эту достопримечательность Будапешта. К этому времени уже сами собой изменились мои планы. От поездки на целый день в Эгер и горы Бюкк я отказался - явно не хватало времени на сам Будапешт. Излучина Дуная тоже каждый день откладывалась и в итоге перенеслась на последний день, сократившись при этом по времени. Осмотреть более-менее подробно три города Сентендре, Вишеград и Эстергом - значит вернуться в Будапешт уже ночью. Скрепя сердце, Эстергом я из плана выкинул. Но это будет завтра, а пока начинаем очередной туристический день.

В Музей ж/д транспорта можно подъехать обычным путем - на метро, потом на трамвае. Но есть возможность воспользоваться так называемым винтажным поездом, который совершает один рейс в день (летом два) и подвозит страждущих ж/д пиршества от вокзала Ньюгати (Западный) прямо ко входу на территорию музея к его открытию в 10 часов.

Поскольку утром у меня образовалось временное окошко до отправления ретро-поезда, то трачу время с пользой, решив поглядеть вблизи на Парламент, благо от него до Западного вокзала рукой подать.

Парламент вблизи оказался таким же красивым, как и издалека. Здание парламента сооружено чуть больше ста лет назад - на рубеже 19 и 20 веков в неоготическим стиле и, как считается, сильно напоминает здание английского парламента. Можно посмотреть его изнутри, но только в составе организованных экскурсий. У меня, увы, времени на это не было, надо было специально подгадывать, т.к. экскурсия на русском языке проводится один раз в день - в будние дни в 15 час, а в воскресенье - в 11. Цена по разным данным от 2070 до 2560 форинтов. Таким образом, я ограничился только осмотром величественного здания снаружи.

На противоположной стороне широкой площади обнаружилось еще одно интересное здание - Музей этнографии, с колесницей и фигурками на крыше. Тут же неподалеку в скверике - памятник национальному герою Венгрии Лайошу Кошуту, организатору освободительной борьбы венгров от власти Габсбургов в 1848-1849 гг. Кошут успел даже провозгласить независимость Венгрии, но в 1849 г. был вынужден признать поражение от объединенных войск Австрии, России и Хорватии, подавивших восстание.

Все, пора поспешать на вокзал. Сориентировался по карте, Западный вокзал должен быть где-то неподалеку, дошел до него пешком. Найти платформу, куда должен был подойти "винтажный поезд", оказалось легко - на табло был указан номер пути, как и для прочих обычных поездов. А вот кассу, где на него продают билеты, пришлось поискать. Только справившись у контролера (при входе на платформы имел место перронный контроль) выяснил, что касса эта находится на другом конце вокзала. С трудом нашел эту таинственную кассу, купил билет. Кассир продала мне не только билет на поезд, но и сразу же входной билет в музей - 1100 форинтов (4,5 евро) за все вместе.

Бегом вернулся к платформе, и уже через пару минут чудо-аппарат подкатил на посадку. Винтажный поезд являл из себя мотовагон совершенно старинного вида вроде трамвайного вагона, состоящего из двух салонов с деревянными сиденьями в одном и с диванчиками в другом. Пассажиров набралось преизрядно - в основном школьные экскурсии. Десятиминутная поездка оказалась то что надо - с дребезжанием и подпрыгиванием на стыках. Во время езды я подошел к кабине машиниста, куда тоже набилась ребятня, и немного поснимал сквозь ветровое стекло стремительно набегающие рельсы.

Наконец прибыли к музею, который минут через пять как раз и открылся. Школьники оказались тертыми калачами, были здесь явно не в первый раз и тут же выстроились в очередь к своему любимому аттракциону - миниатюрной железной дороге, где пассажиры катаются, сидя верхом на вагонах. Я же пошел осматривать экскпозицию. Что можно сказать о Будапештском ж/д музее? Он огромен и весьма богат экспонатами. Такого большого собрания исторической ж/д техники, да еще в отличном состоянии, мне еще не доводилось встречать.

В музее есть два поворотных круга. Один используется для катания посетителей. Вокруг этого агрегата полукругом стоят более полутора десятков паровозов - от совсем крошечных до солидных локомотивов. Можно подняться в кабину машиниста и полюбоваться различными рычагами управления. Второй поворотный круг - действующий. Тут периодически совершают маневры разные паровозы и тепловозы - несмотря на наличие зевак, работа в депо кипит вовсю.

Достаточно много всякого рода мотрис и спец-техники, в том числе и снегоуборочной. Много дрезин - как с мотоприводом, так и ручных. На специально выделенных путях можно покататься группами на ручных дрезинах, чем с удовольствием школьники и занялись, устроив даже соревнования, одновременно стартуя парами экипажей.

Из экзотики - рельсовые автомобили, в том числе и наша "Чайка", поставленная на ж/д колеса. Есть даже рельсовый велосипед, на котором, по моему разумению, ездить в принципе невозможно. Ну, и в довесок - громадных размеров макет железных дорог размерами метров 10 на 2, с десятками составов, лесами, реками, мостами, туннелями и проч. Кто в детстве не наигрался, может стоять тут и глазеть часами.

Вдоволь нагулявшись по территории музея, я покинул его, сверился в очередной раз с картой, дошел до трамвая и через несколько остановок вышел у станции м. Лехел-тер. Тут обнаружился еще один большой продовольственный рынок, куда я заглянул из любопытства. Это рынок оказался не такой роскошный, как центральный, но судя по количеству народа, у аборигенов более популярный. Ассортимент здесь показался мне существенно богаче, а цены чуть ниже. Не удержался, купил в качестве гостинцев разнообразных марципанов. Поглазел на овощные, фруктовые, рыбные ряды. Принял у стойки очередные "кет деци" холодного сухонького для утоления жажды и двинул дальше. Путь мой теперь лежал через речку, на будайскую сторону, где мне предстояло на время избавиться от жары и погрузиться в земное чрево - в лабиринт под Будайской крепостью.

Доехал на метро до ставшей уже знакомой и привычной площади Москва-тер, там нашел остановку "замкового" автобуса, подъехал к церкви Матьяша, где и сошел. Отыскал в сплетении узких улочек неприметный на вид вход в лабиринт, спустился по каменным ступеням вниз к кассе. Сведения о цене из путеводителя и источников в Интернете устарели - цену на вход заломили аж в 1500 форинтов (6 евро). Тут я задействовал рекламную бумажку, взятую на рекламном стенде в отеле, обещавшую 10 процентов скидки. Ну 10 не 10, а сотню форинтов мне кассир скинул, предварительно долго ее изучая и чеша репу. Ну и пошел я блуждать по лабиринту безо всякой там нити Ариадны. Весьма занятное зрелище. Лабиринт довольно протяженный, населен многочисленными каменными статуями, барельефами, наполнен таинственными звуками. В самой глубине лабиринта отыскал пресловутый винный источник. Следуя рекомендациям, халявное вино пить не стал (только расстройства желудочно-кишечного тракта мне не хватало!), только лизнул капельку. Сразу чувствуется - винцо дрянь. Зато сам источник красив - увитый плющом, с аутентичной средневековой музыкой и с бронзовыми кранами в виде голов чертиков.

В самом лабиринте подсветка имеется, хотя многие закоулки и темноваты, каменные своды низкие, но лоб расшибить вряд ли удастся. Но при выходе есть аттракцион - темная комната без света. Я туда втянулся вслед за компанией туристов. Осторожно в кромешной тьме прошел медленно метров 20, потом подсветил лампочкой автофокуса фотоаппарата и увидел, что зал огромный, с ответвлениями, да и пол неровный - расшибиться тут-то можно элементарно. Осторожно вернулся назад.

Что еще интересного в лабиринте. Ближе к выходу имеют место "доисторические" каменные плиты с отпечатками разных артефактов, в том числе кроссовок, ноутбука и прочих древностей.

Выход из лабиринта оказался с противоположной стороны - уже за стеной крепости. Пошел в сторону набережной мимо симпатичной ограды, вышел к памятнику какому-то национальному герою с весьма суровым выражением лиц персонажей. И поехал уже наконец испытывать одну из самых популярных диковинок Будапешта - купальню. Как выяснилось утром, мои компаньонки прибыли в Будапешт главным образом для укрепления пошатнувшегося здоровья в здешних купальнях и ходят туда каждый день, как на работу. Я же что-то увлекся музейной стороной города и до термальных вод пока не добрался. Пора наверстывать упущенное.

Из двух самых популярных среди туристов из десятка купален Будапешта - Сеченьи и Геллерт - выбор пал на первую. Расположена купальня Сеченьи в городском парке недалеко от станции метро, так и называющейся "Сеченьи Фюрдё". В очередной раз с удовольствием прокатился по древнейшей европейской линии метро, далее - небольшая прогулка по окраине парка, и вскоре я достиг красивого на вид здания купальни.

Входной билет стоит 2400 форинтов с использованием общей раздевалки и 2800 - с индивидуальной кабинкой. Решил разориться на гламурный вариант - с кабинкой. Но меня ожидала еще одна большая трата денег, поскольку при себе не было собственного полотенца, и я взял его напрокат, а прокат оказался ужасно дорогим - 1000 ф, да еще залог столько же. В общем, отдал за весь набор удовольствий 3800 монет, т.е. больше 15 евро. Но, как оказалось, не прогадал - купание в Сеченьи понравилось весьма и весьма.

Подробных описаний будапештских купален в сети можно найти множество, поэтому буду краток. Во внутренних помещениях находится десятка полтора разных ванн и бассейнов, размерами от крошечных диаметром метра два до достаточно протяженных, метров 15-20 длиной. Температура воды тоже разная - от 18 до 38 градусов. Снаружи друг к другу примыкают 3 бассейна. Центральный бассейн - спортивный, с прохладной водой градусов в 18. Это единственное место, где требуется надевать купальную шапочку. Правый бассейн - горячий, с водой в 38 градусов. Если бы он был тут один, уже этого хватило бы с лихвой. Осторожно зайдя по грудь в воду, чувствуешь одну мысль - никуда отсюда не пойду, останусь тут навсегда. Народ медленно передвигается по ванне, кто-то возлежит на каменных ступенях, кто-то массирует тело под струями воды, бьющими с сильным напором.

Левый, тоже овальный бассейн - развлекательный. Тут вода прохладнее, 30 градусов. В центре - каменные сиденья, из спинок которых каждые 10 минут начинают с силой бить струи воды. Вокруг сидений - круговая дорожка, где тоже каждые 10 минут создается искусственная волна, хорошо разгоняющая людей и неся их по кругу. В противофазе, тоже каждые 10 минут в самом бассейне включается подача воды под напором из многочисленных решеток на дне, создающих эффект джакузи.

Помимо этого, в купальне есть две сауны, турецкая баня с влажным паром, еще какая-то баня, совсем не горячая, поэтому почти пустая, ну и всякие процедурные кабинеты с массажем, включаю тайский. Массаж - за отдельную плату. Контингент - не менее половины посетителей интуристы. В основном слышна немецкая речь, меньше - английская. Украинский слышен едва ли не чаще русского. И то сказать, Венгрия граничит с Украиной, ночь в автобусе - и ты в Будапеште. Да и вроде бы с визами там проще. Да, надо еще учитывать, что хотя купальни работают допоздна, внутренние помещения начинают уже в 7 вечера закрывать, зал за залом.

Вполне удовлетворенный, отдохнувший и посвежевший, оделся, забрал свою штуку форинтов залога за полотенце, покинул купальни и пошел ужинать. Глянул список намеченных ресторанчиков и решил, что пришел черед "Сэру Ланселоту", о котором слышал немало лестного. Кстати, у этого кабачка есть очень стильный сайт.

Добрался до станции метро "Западный вокзал", пешком прошел до ул. Подманицкого, а вот и вход в кабак, обозначенный двумя статуями рыцарей. Девушка-мэтр при входе спросила, заказан ли у меня столик. Естественно, нет. Она тут же связалась по рации с кем-то внутри, через некоторое время подошла еще одна леанька и повела меня мимо главного зала, где все столики уже были зарезервированы, через винный подвал, мимо различных средневековых фигурок - рыцарей, музыкантов, узника за решеткой - куда-то вниз в подземелье. В итоге я оказался в небольшом зале на десяток столиков, где и обрел законное место.

Что сказать по поводу Сэра Ланселота? Если кратко, то это замечательный кабак. Официант в средневековом одеянии - расторопный и веселый. Еда оказалась вкусной и обильной, порцию свою я вновь одолел с трудом. Пиво - в литровых глиняных кружках, да не венгерский дрехер, а настоящий чешкий пилзнер урквел (впрочем по астрономическим по сравнению с Прагой цене - 1100 ф, т.е. 4,5 евро за литровую кружку). Особенность "Ланселота" - из столовых приборов выдают только ложку и нож, а вилок не положено. Раньше даже и ложек-то не давали. Зато по желанию выдают фартучки-слюнявчики типа детсадовских.

В какой-то момент официант приглушил средневековую музыку, и в зал вбежала весьма симпатичная леанька, которая профессионально исполнила танец живота, заслужив шквал аплодисментов. В общем, вечер очередного дня закончился на мажорной ноте, хотя удовольствие оказалось не из дешевых - за ужин я отдал (с 10 проц. надбавкой за обслуживание) 6000 форинтов, т.е. 25 евро.

Напоследок - прогулка по вечернему центру, и все, пора домой, завтра - последний полный туристический день.

День седьмой. Сентендре. Купальни Сеченьи. Улица Ваци. Набережная

Редкий случай - тщательно спланированный план поездки оказался сильно перекроен - Будапешт очень интересен! - поэтому на поездку в горы Бюкк и исторический город Эгер я уже махнул рукой. Долина Дуная тоже оказалась под вопросом. Но все же, с сожалением отказавшись от Эстергома и Вишеграда, Сентэндре я решил краем глаза посмотреть, отведя под эту экскурсию первую половину дня.

С утра за завтраком договорился со своими знакомыми туристками отметить вечером в кабачке завершение будапештской эпопеи и напоследок погулять по городу совместно.

Древний (известен с 11в) город, носящий имя Святого Андрея, находится неподалеку от Будапешта в излучине Дуная. Лет сто назад этот старинный романтический городок облюбовали художники. Сейчас это чисто туристический город, живущий за счет тысяч ежедневно навещающих его гостей из разных стран.

Сентендре легко достижим из Будапешта посредством городской электрички НЕV. Для меня это еще и повод испытать еще одно будапештское транспортное средство. Ехать следует от конечной станции Баттянь-тер, которая стыкуется с одноименной станцией метро. Билет стоит 500 форинтов (2 евро) в один конец. Электрички ходят часто - раз в 10 минут в час пик и чуть реже в середине дня. При желании можно чуть сэкономить, если есть проездной по городу. Надо доехать на НЕV не до конечной, а до станции Bkasmegyer - границы действия проездного, и купить билет до Сэнтэндре там. При этом экономится 230 форинтов (1 евро) и теряется 10 минут в ожидании следующего поезда.

Прибыл в Сентендре я достаточно рано, когда массовый организованный турист только доедал свои завтраки в будапештских отелях. Это и хорошо - гулял практически по пустому городу, не заполненному толпами. Городок вполне симпатичный и своеобразный. Сентендре богат всем тем, чем богаты подобные маленькие старинные городки - кривые узкие улочки со старинными домами, городская церковь, крутые каменные лестницы, булыжная мостовая, приятные виды сверху на черепичные крыши.

Добрался до самой высокой точки городка, откуда хорошо просматривается Дунай. Потом вернулся к центральной площади. К этому времени центр города наполнился туристами, в основном немецко-язычными. Главная улица преобразилась, превратившись с непрерывную цепочку лотков с сувенирами, и все магазинчики открыли свои двери. Как и на Балатоне, главные хиты продаж - марципаны, бутылки с Токаем, паприка в различных видах, куклы в национальных одеждах, всяческие кружева и вышивки.

Один из популярных музеев Сентендре - музей марципана. Поскольку я неравнодушен к этой разновидности сладостей, то заглянул в сей прославленный музей. Тут собрано значительное количество различных фигурок из ореховой массы - больших размеров, частенько в натуральную величину (Майкл Джексон). Кроме этого, тут имеют место : копия будапештского Парламента, барельефы национальных героев - Кошута и Сеченьи, кареты, кактусы, паровоз, сценки из известных сказок и много-много еще чего. В витрине со сказочными сюжетами специально выделен уголок России - сказка "Репка", а также Кремль, матрешки и балалайки. И все это создано из десятков и сотен килограммов марципановой массы. В музее можно также понаблюдать за процессом создания конфет, продегустировать образчики марципанов ну и, конечно же, приобрести сладкую продукцию. Цена на сувенирные поделки из марципановой массы немаленькая - небольшие фигурки весом в 20-50 г стоят не меньше 3-5 евро.

Напоследок послушал духовой оркестр, игравший на центральной площади бравурные марши да и вернулся к обеду в Будапешт.

Пообедал скромно (не в плане качества и количества еды, с этим все в порядке!), а в плане выбора предприятия общепита. Это оказалось кафе на рынке. Наконец-то добрался до гусиной ножки с тушеной капустой, а на первое взял куринный бульончик. Порции большие, еда вкусная. И цена приемлемая - 1200 форинтов вместе с напитками (5 евро).

После обеда вновь поехал в купальни Сеченьи. Опять - нега и расслабуха, полтора десятка ванн и бассейнов, сауна и ледяная ванна и прочие 33 удовольствия. Все 4 часа покайфовать не пришлось, т.к. в полседьмого у меня была забита стрелка с соседками по отелю. Поэтому провел в фюрдё около трех часов, но зато мне вернули немножко денег за неиспользованное время. Встретился с девушками возле выхода из купален, и мы пошли гулять - сначала по проспекту Андраши, потом по полюбившемуся мне району Эржебетварош. Проходили мимо синагоги, сквозь закрытые уже ворота и ограду увидели на ее территории знаменитый символ холокоста - дерево с металлическими листьями, на которых выгравированы имена жертв.

Когда стало темнеть, добрались до улицы Ваци, где и осели в ресторанчике "Фатал" (я уже повторно). Взял на пробу здешний гуляш, который подали в простом чугунке с деревянной ручкой. По вкусу похож на тот, что я ел в "For Sale", но с объемом в Фатале поскупились - тут порция была вполовину меньше, т.е. составила "всего" две обычных. Впрочем, мне вполне хватило, если не сказать большего.

Напоследок в темноте уже полюбовались набережной, Дунаем и противоположным будайским берегом с ярко освещенным Королевским замком и Рыбацким бастионом. Как всегда в подобных случаях, стало грустно - за неделю Будапешт стал родным и привычным. Еще не уехал, а уже вновь хочется сюда вернуться.

День восьмой и последний.

Ну, а тут собственно, рассказывать нечего. Ранний отъезд в аэропорт не давал возможности погулять утром по городу. Уже почти сразу после завтрака за нами подошел автобус, и нас отвезли в аэропорт Ферихедь. При контроле у пассажиров массово отнимали любую жидкость. Стоящих в очереди передо мной маму с двухлетним ребенком лишили нескольких пакетов детского сока в расфасовке по 200 мл - по новым правилам допустимо проносить на борт не более одного литра жидкостей в расфасовке не более 100 мл. Отнимали все - от кока-колы до вискаря. Все цинично сметалось в нераспакованном виде в мусорный бак. Народ безмолвствовал.

В дьютике были потрачены последние форинты - на маленькие бутылочки с бальзамом Уникум в качестве сувениров. Ну, натурально, магнит на холодильник, а как же без этого!

Вылетели практически по расписанию. В Ш-2 моих товарок встречали дети-мужья аж на трех машинах, так что и меня к метро Планерная подбросили. Тепло распрощались - и все, еще одно путешествие внезапно закончилось, оставив массу приятных воспоминаний.

 

 

Используются технологии uCoz