ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Небольшое путешествие по Савеловской глухомани
Июнь 2005 г

 

 

Прошла пара недель после моей поездки на Ярославщину и Костромщину, и вот меня снова обуяла тяга к перемене мест. Нелепый праздник Независимости России (от кого?), выдуманный Ельциным, я решил встретить в той части Тверской области, что прозывается "Савеловской глухоманью". Подобное название носит сайт, посвященный этим красивым местам центральной России, и мне оно очень нравится, ничего обидного в нем нет. Как-то раз на просторах интернета мне попалась фотография весьма привлекательной скульптуры из городского парка поселка Максатиха, и желание посетить этот город, а точнее поселок на севере Тверской области в поисках еще каких-нибудь подобных замечательных вещей отложилось на задворках памяти. Вот теперь я и решил подъехать к Максатихе, но не традиционным коротким путем - автобусом от Твери, а с обратной стороны - через Сонково и Бежецк, заодно познакомившись с этими городами и прокатившись по ж/д веткам Савелово-Пестово и Сонково-Бологое.

Есть такой замечательный во всех отношениях поезд №602 Москва-Рыбинск. Чем же он замечателен? Во-первых, несмотря на трехзначный шестисот-мерседесовский номер, поезд фирменный. В то же время большая часть его вагонов не носит фирменного характера и цена билетов в них невелика. Во-вторых, хотя сей поезд и идет Савеловским ходом, отправляется он с Белорусского вокзала, для чего на платформе для посадки пассажиров открываются специальные ворота, в обычное время запертые для недопущения безбилетников на электрички. И в-третьих, поезд по дороге к основной цели своего маршрута рассыпается на части, порождая массу прицепных вагонов. Первая потеря в составе происходит ночью в Калязине, где от него отбирают вагон на Углич. Далее, на узловой станции Сонково от поезда отцепляют несколько вагонов и отправляют их до станции Овинище, где разделение состава продолжается, и откуда один вагон следует до Весьегонска, а другой - в Пестово. Вот на прицепной пестовский вагон я и взял билет до станции Красный Холм, откуда планировалось автобусом добраться до Бежецка, далее пригородным поездом Сонково-Бологое доехать от Бежецка до Максатихи, из Максатихи вечерним автобусом уехать в Тверь, а там до Москвы и рукой подать.

Два года назад я уже пользовал этот замечательный Рыбинский поезд, когда ехал на нем в Мышкин через станцию Волга. Вот и сейчас в пятницу 10-го июня вечером я прибыл на Белорусский вокзал. В одиннадцать часов с минутами поезд наконец-то отправился, через десять минут мы миновали Савеловский вокзал и устремились на север от Москвы. К полуночи народ в моем плацкартном вагоне утихомирился, а уже в шесть утра мы прибыли в Сонково. Рыбинскую часть состава отцепили (через полчаса она уехала на восток), а наша весьегонско-пестовская часть осталась на двухчасовую стоянку. Поскольку спать уже решительно не хотелось, я пошел гулять по утреннему Сонкову.

Сам по себе поселок особого интереса не представляет, достопримечательностей в нем особенных нет, разве что отличительной чертой Сонково является большая станция с хорошим путевым развитием и большим количеством ж/д техники. Есть тут и памятник паровозу недалеко от здания вокзала. На узкой привокзальной улице, носящей громкое название Проспект Ленина, обнаружилась также небольшая площадь со зданием городской администрации, бюстом Ильича и миниатюрным кинотеатром "Родина" да продовольственным магазином. Прогулялся по сонному поселку, дома в котором в основном частные, и только вблизи станции есть несколько двухэтажных зданий, в том числе и административных. По ул. Луначарского дошел до окраины поселка с рекой и парой заросших ядовито-зеленой ряской прудов да лесочком близ речки, где я был атакован комарами, и поспешил вернуться на станцию. Здесь осмотрел паровоз-памятник и водонапорную башню. С пешеходного моста через пути сфотографировал станцию и поселок и пошел искать на путях свой состав.

После всех эволюций с перецепками мой поезд теперь представлял из себя : два московских плацкартных вагона до Пестово, один весьегонский, плюс к нам подцепили по одному общему вагону Сонково-Пестово и один вагон до Весьегонска от поезда Санкт-Петербург-Иваново. Кроме того, в хвосте состава появились два товарных вагона и платформа-панелевоз. Для полноты картины не хватало только какой-нибудь цистерны с нефтепродуктами. Вот такой сборной солянкой мы и продолжили ровно через два часа стояния в Сонково наш путь дальше на север. А через 50 минут нас встретил Красный Холм, где наш вагон почти опустел, поскольку помимо меня из него вышло неожиданно много народу.

Здание вокзала станции Красный Холм маленькое деревянное одноэтажное, находится на окраине города. Автостанция совмещена с вокзалом и разделяет с ним одно здание. До центра города идти неспешным шагом минут двадцать. По дороге, не доходя до моста через речку Неледина, можно встретить типовое трехэтажное панельное здание, где расположена гостиница "Колос" и магазин на первом этаже. Зато через дорогу возвышается довольно красивый дом с ажурной балконной решеткой.

Пройдя мимо кинотеатра "Октябрь", миновал мост через реку Неледина. Река оказалась тихой и довольно широкой, с поросшими лесом берегами. Далее за поворотом уже виднеется колокольня - все, что осталось от Троицкого собора. На месте же самого снесенного собора теперь разбит сквер, с правой стороны которого воздвигнут памятник воинам-краснохолмцам. За сквером на небольшой возвышенности обосновалось здание торговых рядов, окна второго этажа которого заколочены, а на первом все же расположены какие-то торговые учреждения да пара закусочных.

Подошел поближе к колокольне и осмотрел ее. Судя по наличию строительных лесов, какие-то реставрационные работы неспешно продвигаются. Неподалеку от торговых рядов в этой части города пролегает коротенькая приятная на вид улочка Народная с очень симпатичным старинным зданием с резными наличниками, где сейчас размещается аптека, и прилегающим к улице сквером, где обнаружился еще один памятник героям ВОВ.

Пошел дальше по улице, отмечая периодически попадающиеся старые дома с фронтонами в стиле модерн начала 20 века. Помимо привычных деревянных домов один раз на глаза попался совершенно нетипичный для этих мест дом, построенный из каменных блоков. Таким же ярким и нарядным, как здание аптеки, оказалось здание, где располагается красно-холмская почта. В целом, город производит приятное впечатление - чистый и уютный, с домами, хотя в основном и не особо выдающейся архитектуры, но содержащимися в приличном состоянии.

Дошел до окраины города, где слегка позагорал на трибунах заброшенного городского стадиона, благо распогодилось. После этого вернулся к центру города, где кварталом выше торговых рядов раскинулась Народная площадь с Доской почета, большим зданием Культурного центра, а также памятником вождю мирового пролетариата вкупе с трибуной для почетных гостей.

Красный Холм известен главным образом развалинами Антониева монастыря в населенном пункте Слобода километрах в трех от города, как раз по направлению к Бежецку. В принципе, можно было бы напрячься и сходить еще и туда, времени на гуляние было еще больше часа. Но когда я проделал обратный путь из центра города в сторону вокзала, то понял, что бегать по жаре 4-5 км туда-обратно ради развалин мне не хочется, и, погуляв еще немного в окрестностях вокзала, остаток времени занимался чтением беллетристики у станции на скамеечке в тени.

Автобус на Бежецк отправился наполовину заполненным. Стоимость билета 42 руб., ехать по расписанию 1 час. 10 мин., реально же ехали минут 50. Дорога хорошая, особенно в первой половине пути - асфальт мало побит, заплаток почти нет. Пейзажи за окном в меру привлекательны, но как обычно, взору постоянно мешает защитная лесополоса вдоль шоссе. Проезжая мимо села Слобода, по правую сторону наблюдал те самые развалины. От монастыря, действительно, мало что осталось, и предполагаемое восстановление его должно вылиться в строительство стопроцентного новодела, на что местных средств явно не хватит. Так что, по моему разумению, реставрация монастыря маловероятна.

Если на маленький Красный Холм мне было выделено судьбой почти четыре часа, то на еще более привлекательный Бежецк пришлось всего около двух часов, поскольку мой транспортный план был привязан к пригородному поезду Сонково-Бологое, а по-другому от Бежецка до Максатихи добраться трудно.

За отведенное мне время на знакомство с Бежецком я успел более-менее обстоятельно прогуляться в районе центральной Советской площади, где и расположен автовокзал. Здесь имеют место опять же торговые ряды с большим оживленным рынком рядом. Над площадью возвышается огромный монумент в честь героев Войны. Рядом с автовокзалом - городской парк, не очень большой, но довольно приятный на вид. Доминанта парка - памятник известному писателю Шишкову, написавшему в частности культовый роман "Угрюм-река". Помимо Шишкова, с Бежецком связаны имена еще нескольких известных людей. Например, тут жил известный виртуоз-балалаечник Андреев, и кроме этого в свое время в городе пребывали Анна Ахматова и Николай Гумилев, памятник которым и также их сыну - известному историку и этнографу Льву Гумилеву - находится на улице с несколько необычным названием Большая.

Мимо городского парка прогулялся до реки Молога, в черте города весьма широкой. Полюбовался с середины моста речными далями, вернулся к площади. Поскольку ж/д вокзал находится на северной окраине города, решил идти туда по центральной Большой улице пешком, ограничив за недостатком времени осмотр Бежецка лишь ее красотами. А посмотреть тут есть на что. На протяжении всей прогулки вдоль улицы непрерывно тянутся чередой очень интересные дома. В основном это двухэтажные каменные и деревянные особняки конца 19 - начала 20 вв., иногда с замечательной резьбой на наличниках или с совсем уже немыслимой лепниной. Ну, и непременный атрибут многих домов - всякого рода балконы и балкончики.

Помимо упомянутого уже памятника Гумилевым-Ахматовой на Большой улице находится музей Андреева с расположенным рядом бюстом музыканта, небольшая часовенка на Введенской площади, примыкающей к улице и в самом конце улицы Большой - памятник народному артисту А.П.Иванову, бывшему в течение 30 лет солистом Большого Театра.

Приток Мологи - река Остречина - отделяет центральную часть города от какого-то довольно крупного завода, а там уже неподалеку и вокзал. В ожидании собаки на Бологое на платформе скопилось к этому времени изрядное количество людей. Но из подошедшего поезда вышло много пассажиров, и все мы поехали свободно, во всяком случае, в моем отсеке-купе никого кроме меня не оказалось. Прибыли в Максатиху с пятнадцати-минутным опозданием, т.к. по дороге долго стояли, пропуская три или четыре встречных грузовых состава - траффик по этой ветке оказался немаленьким.

Вокзал в Максатихе находится на окраине поселка, оттуда минут десять ходьбы до большой площади с неизбежным Ильичем и скромного вида зданием администрации. Тут же рядом с площадью функционируют пара магазинов и чуть подальше, по направлению к автостанции - солидное в местном масштабе здание гостиницы "Молога". Гостиницу я взял на заметку и не зря. На автостанции меня поджидал Большой Облом - шестичасовой автобус на Тверь ходит, оказывается, только по пятницам и воскресеньям, и в сторону облцентра последний автобус уже ушел. На самом деле, я не особо и озадачился этим фактом, т.к. в голове уже подспудно созрела мысль заночевать здесь, поскольку я почувствовал, что уже нагулялся (с 6 утра на ногах). Вернулся к отелю, выяснил, что мест свободных завались, но цены довольно приличные для глубинки - одноместный номер 450 руб., половинка двухместного - 300. Половинку я и приобрел, справедливо решив, что вряд ли кто появится на ночь глядя. Так оно и случилось - на вид гостиница выглядела вымершей, хотя поутру около нее все же оказалась пара автомобилей. Сам номер вполне приличный, не сравнить с даниловским "Колосом", где мне довелось ночевать двумя неделями раньше. Представляет он из себя блок из двух комнат с общим санузлом и умывальником. Горячей воды, разумеется, нет, непопулярна она в гостиницах в российской глубинке.

Передохнул немного в номере и пошел прогуляться, да заоодно приобрести "расходные материалы", или, иначе говоря, за подножным кормом. После опроса аборигенов выяснил, что городской парк расположен неподалеку, и я решил глянуть на него - что же там есть интересного. Перешел сразу за главной площадью через ж/д пути и углубился в его тенистые аллеи. Недалеко от входа посетителей парка встречает замечательная скульптурная композиция, которая настроила меня на оптимистический лад, но увы - она оказалась единственной в своем роде. Помимо трех гипсовых юношей с чашей на головах в разных уголках парка обнаружились только пара останков скульптур и некая абстрактная композиция в виде шара. От вожделенной же скульптуры, которая и послужила одной из причин забраться в эти края, осталась только бетонная плита.

После прогулки по парку слегка прошелся по близлежащим улицам поселка. Отличительная черта Максатихи - большое количество высоких сосен в черте поселка, и вид он от этого приобретает слегка дачный - точно ты гуляешь где-нибудь в подмосковных Ватутинках или в районе дачного мегаполиса Малаховка-Ильинская-Отдых. Ничего более интересного в окрестностях гостиницы я не обнаружил и вернулся в отель отдыхать.

Лег спать рано и наутро легко встал в пол-шестого, чтобы успеть на первый шестичасовой автобус до Твери (следующий - только через два с половиной часа). От автостанции мы отправились во-время, с наполовину заполненным салоном. Дорожные пейзажи в здешних краях довольно симпатичны, особенно в начале пути - здесь сплошные сосны, и только километров через пять они начинают перемежаться елями и лиственными деревьями.

Ровно на половине пути - остановка в Рамешках, тут можно слегка размяться. Проехали Рамешки вдоль главной улицы, где из окна автобуса поглядел на местные достопримечательности - Дом Культуры, парк, памятник в виде артиллерийского орудия. Через два с половиной часа автобус прибыл на автовокзал Твери и прибыл очень удачно - как раз через пятнадцать минут уходила электричка на Москву. Поразмыслив, решил, что по Твери гулять мне не хочется, и поспешил взять билет, а также прикупил в дорогу местных пирожков и воды. Еще около трех часов пути - и здравствуй, столица. Впереди - рутина, но мы ее быстро прервем очередным вояжем.

 

Используются технологии uCoz