ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Продолжение исследования Восточной Германии
Апрель 2005 г

 

Поднакопив за зиму немножко денег, я решил взять в конце апреля одну из пяти отпускных недель и вновь подлечить ностальгию, съездив в очередной раз на свою малую родину - в Восточную Германию. Вновь, как и годом раньше, когда мы ездили в Берлин с сыном, я приобрел относительно недорогой тур "Берлин без экскурсий", обошедшийся мне в 625 евро. Помимо продолжения знакомства с Берлином и его окрестностями, в этот раз мне захотелось побывать на, так сказать, "крайнем севере" бывшей ГДР - острове Рюген и на юге Восточной Германии - вблизи границы с Чехией в живописном месте под названием Саксонская Швейцария - долине реки Эльба с ее крутыми гористыми берегами.

Про Берлин когда-нибудь я сподоблюсь написать поподробнее - он того заслуживает, а пока - отчет только о двух днях из восьми, а именно, о двух однодневных поездках на остров Рюген и в Саксонскую Швейцарию.

Путешествие первое. Остров Рюген

 

Остров Рюген. В социалистической Германии до 1989 г. здесь располагались дачи руководителей ГДР, а это о чем-то говорит. Эта северная оконечность Германии, омываемая Балтикой, славится своими многочисленными курортными городками, живописными местами, в том числе национальным парком Ясмунд, меловыми горами на побережье, а также мысом Аркона с его древними поселениями славян. Мифический остров Буян, воспетый Пушкиным, как считают многие исследователи - это и есть остров Рюген.

Кроме того, мне хотелось прокатиться на музейном поезде с паровой тягой под названием "Rasende Roland", который курсирует по острову между городом Путбус в глубине Рюгена и курортом Гёрен, что лежит на восточном побережье острова. Несмотря на то, что локомотивом у него служит настоящий паровоз, этот узкоколейный поезд осуществляет регулярное сообщение с интервалом каждые два часа, т.е. выполняет не только туристические функции, но и является обычным средством сообщения, хотя и не входит в систему государственных железных дорог, а принадлежит частной компании.

В общем, решено было съездить сюда и посмотреть все самому. Поскольку находится Рюген от Берлина далековато - больше 3-х часов езды, пришлось немного потрудиться и составить график поездки таким образом, чтобы обернуться за один день и посмотреть тут по возможности максимально. После прикидки получалось, что я успеваю побывать в заповеднике Ясмунд, а точнее в популярном местечке Кёнигсштуль с его живописными меловыми утесами на берегу Балтийского моря, прокачусь на "Роланде" и по возможности немного прогуляюсь по городам, в которых будут транспортные стыковки - Зассниц, Зеллин, Путбус, Берген. Впрочем, осмотрю все эти города или только часть из них - решу на месте, исходя из реальности.

Поскольку ехал я в путешествие на Рюген уже на следующий день после прилета из Москвы в Берлин, то в связи с разницей во времени в два часа по сравнению с Москвой не составляло труда подняться засветло и ехать ранним поездом в 5.30 от Берлина до Штральзунда (в пути три часа с минутами). Там предстояло пересесть на поезд до Зассница (еще 50 минут) и оттуда автобусом 15 минут до крайней точки национального парка Ясмунд - местечка Кёнигсштуль. Автобусы из Зассница ходят в Кёнигсштуль раз в час, поэтому, смотря по обстоятельствам, можно было погулять по заповеднику час или, что вероятнее, два часа и вернуться в Зассниц. После беглого знакомства с городом планировалось автобусом перебраться в курортный город Зеллин, где пересесть на ретро-поезд "Роланд", каждые два часа проходящий из курортного места Гёрен в город Путбус. Из Путбуса переехать в самый большой город округа - Берген, откуда и вернуться в Берлин опять же с пересадкой в Штральзунде. На осмотр Зеллина, Путбуса и Бергена отводилось от часа до двух на каждый, что вполне достаточно для этих небольших городков с населением порядка 5-10 тысяч человек.

В первый день после прилета и поселения в отель прогулялся по Берлину, посетил знакомые места, но уже в десять вечера лег спать - сказывалась разница во времени. Утром встал около пяти часов, как и ожидалось даже без будильника. Завтрак, естественно, откладывался на более позднее время. Быстро добрался до вокзала "Зоологический сад". Билет на поезд до Зассница купил в автомате, стоил он около 35 евро. Поезд Эльстерверда-Штральзунд подошел вовремя, стоянка на вокзале в Берлине у него всего 2 минуты. Сел по привычке в вагоне на второй этаж, откуда обзор лучше. Как и следовало ожидать, пассажиров оказалось немного. По этому маршруту я ехал уже не в первый раз, поэтому дорога до Нойштрелица (это половина пути) была более-менее знакома. Довольно плоская равнина с редкими складками рельефа, большей частью безлесая, но с периодически возникающими перелесками. Как обычно, поразило большое количество дикой живности. Очень часто недалеко от ж/д полотна попадались лани - чаще стайками в 4-5 голов, пасущиеся на полянах и практически не обращающие внимание на шум поезда. Большое число зайцев - те поезда пугаются и разбегаются в разные стороны. В озерках и прудах часто видны не только привычные нашему взору утки, но и редкие в наших подмосковных местах цапли.

Постоянно в глаза бросается характерная примета не только германской, но и вообще западно-европейской местности - большое количество ветряков, исправно машущих своими трехлопастными пропеллерами и потихонечку выдающие электроэнергию. Чубайс с большим рубильником в руках немцам не страшен, только бы дул хотя бы слабый ветерок.

После Нойштрелица местность стала более холмистая, и ландшафты за окном еще больше оживились. Так незаметно в любовании пейзажами за окном пролетели три часа, и вот мы прибыли в конечный пункт - ганзейский город Штральзунд. Здесь имела место короткая в 7 минут пересадка на поезд до Зассница, за время которой я успел только слегка померзнуть на платформе. А погода оказалась здесь существенно прохладнее, чем в Берлине. Сказывались 300 км на север и близость Балтики да плюс сильно запоздавшая в этом году весна в Европе.

Сев на поезд до Зассница, через 50 минут я завершил свой путь в крайней точке острова. По дороге переезжали дамбу, отделяющую материк от острова, по обе стороны которой плескались ярко-синие и довольно высокие волны Балтийского моря. Сразу бросилось в глаза практически полное отсутствие листьев на деревьях в отличие от Берлина, где уже вовсю цвела вишня и слива, и деревья были покрыты приличной листвой.

Зассниц встретил ярким солнцем на безоблачном небе и хорошим ветром, вышибающим слезу, при температуре воздуха всего 6-8 градусов. Автобусная остановка оказалась неподалеку от вокзала. Сверившись с расписанием, узнал, что изменений нет, и нужный мне автобус на Кенигсштуль пойдет через 40 минут. За это время я успел немного осмотреть окрестности, а также посетить супермаркет системы "Лидл", где запасся сухим пайком и питьем. В числе прочего соблазнился весьма дешевой для этого времени голландской малиной по смехотворной цене чуть больше одного евро за коробочку в 200 грамм.

На остановке к прибытию автобуса скопилось уже с десяток туристов, и с опозданием в две минуты мы отправились. Цена билета - 4 евро туда-обратно, что вообще-то многовато для 15-минутной поездки. Автобус ходит с интервалом в один час, т.е. пробыть в Ясмунде мне предстояло либо час, либо два. А вот три часа нельзя - уже выбиваюсь из графика, можно лишиться поездки на "Роланде".

Выехав из города, сразу попали в заповедник. Летом здесь должно быть очень красиво, но сейчас огромные деревья стоят совсем голыми, хотя на лесных тропинках изредка видны туристы с рюкзаками за плечами и треккинговыми палками в руках, исправно совершающие свои прогулки по слегка гористой местности.

Через четверть часа, сделав в пути пару-тройку промежуточных остановок, прибыли на место. Проезд сюда к самому местечку Кёнигсштуль разрешен только рейсовому и экскурсионным автобусам, а вот владельцы личного автотранспорта вынуждены оставлять свои автомобили на стоянке вдалеке и последние пару километров идти пешком.

Выяснилась неприятная новость - вход на территорию природного музея стоит не 1 евро, как я узнал из инета, а полновесных 6 монет. Впрочем, оказалось, что эта цена включает в себя не только вход на территорию, но и посещения биосферного музея, просмотр специального киносеанса и еще что-то такое краеведчески-музейное.

Для начала я пошел все же не в музей, а на сам утес - выступающую на высоте метров 100-150 над уровнем моря площадку, огороженную поручнями. Вид со стометровой высоты на синее море и меловые скалы на побережье оказался действительно потрясающим. Но ветер на смотровой площадке оказался настолько шквалистым, что немногочисленные туристы быстро щелкали камерами и сбегали обратно в закрытое от ветра место греться. И это - конец апреля! Обычно такая погода характерна в Германии для января-февраля, но уж никак не в преддверии майских праздников. А вот в летнюю жару здесь наверно просто замечательно. Я мужественно пробыл на утесе минут десять, любуясь суровыми красотами Балтики, и, насладившись видами и отсняв с десяток-другой кадров, поспешил вернуться к зданию музея. Там присоединился к формирующейся группе и вскоре приступил к экскурсии по музею. Для начала нам показали небольшой обзорный фильм о природе заповедника Ясмунд. Потом всем выдали CD-плееры с записью экскурсии и повели по залам. Музей локальный, интуристы здесь редки, поэтому текст - только на немецком. Но в принципе можно обойтись и без сопровождающего текста, и так все оказалось более-менее понятно.

Природный музей весьма велик, состоит из большого количества помещений, хорошо оборудованными всяческими наглядными пособиями. Здесь представлены самые разные экспонаты из области геологии острова, его животного и растительного мира. Есть аквариум с морскими рыбами и подводными растениями. В одной комнате прямо с потолка торчат корни деревьев (часть помещений музея - под землей). Нажимая на соответствующие кнопки, можно послушать разнообразное кваканье десятка видов лягушек, обитающих на острове. Есть в разрезе жилища мышей и землероек с живыми обитателями (шоу "за стеклом"). Еще запомнилась большая глыба льда - в зале, посвященному великому оледенению несколько тысяч лет назад. Глыба настоящая, подпитывается изнутри холодильником. В общем, не только дети, но и взрослые с юннатским задором наблюдали всю эту красоту.

Долго рассматривал интересные экспонаты, но в конце концов понял, что могу застрять тут надолго, и ускорил темп осмотра. Все же прикинул время и решил, что придется захватывать еще один час, что в принципе было предусмотрено программой - разве что на осмотр города Зассница останется меньше времени.

Выйдя на свободу из музея, снова поднялся на площадку утеса Кёнигсштуль, еще раз сверху полюбовался красотой побережья и после этого пошел по дорожкам с каменными ступенями к виднеющейся вдали другой скале, чтобы с нее посмотреть в противоположную сторону - на сам Кёнигсштуль. Здесь тоже имела место смотровая площадка, правда поменьше размерами, с выступа которой замечательно просматривается сам утес Королевский Трон (так переводится название скалы).

Вдоволь нагулявшись по заповеднику и окончательно замерзнув, вернулся к автостоянке, где обнаружил кафешку с большим призывным плакатом "Прохладительные напитки". По счастью, помимо прохладительных напитков, в ассортименте имелся и горячий кофе, который я незамедлительно употребил и сразу же согрелся. После этого, дождавшись автобуса, вернулся в Зассниц. До автобуса на Зеллин оставался час, который я и потратил, разгуливая по улицам города-курорта. Зассниц - в значительной мере город не столько курортный, сколько транспортный узел. Здесь имеет место довольно большой в местных масштабах порт, откуда в частности три раза в день ходит паром в близкую Швецию - город Треллеборг. Но все же на улицах города попадаются много гостиниц, и местные жители также охотно сдают жилье приезжим - у домов постоянно видны таблички "Zimmer frei". Как и положено любому уважающему себя немецкому городку, на окраине Зассница на холме возвышается небольшая готического вида церковь.

Вернулся к вокзалу, где вскоре подошел мой 414 автобус, который и повез меня в следующий пункт - город Зеллин. Билет стоил около шести евро, ехали ровно час. Дорога весьма приятная - как и повсюду в Германии асфальт на дорогах хороший, автобус очень даже комфортабельный, с удобными мягкими сидениями и плавным бесшумным ходом. Большей частью сама дорога идет по лесу, и виды из окна чудесные. Проезжали несколько курортных городков - Бинц, Баабе, Серамс с большим количеством пансионов, гостиниц, спортивных площадок и прочих туристических радостей. Несмотря на низкий сезон, отдыхающие имеются и в не малом количестве - на одной из остановок в автобус села группа сразу человек в пятнадцать.

В качестве дорожного развлечения на полпути случилась замечательная транспортная стыковка. С интервалом в минуту-две в одном местечке съехались три автобуса, в том числе и наш. Быстро обменявшись друг с другом частью пассажиров, они разъехались по трем направлениям. Да, по два-три часа ожидать пересадки, как в нашей неторопливой России, здесь не принято.

По дороге я сверялся с расписанием, и, поскольку автобус существенно опаздывал (минуты на 4-5) из-за довольно большого количества подсаживающихся по дороге пассажиров (водителю приходилось каждого обилетить), я понял, что моя авантюрная мысль успеть пересесть на узкоколейный поезд за 3 минуты (по расписанию) между прибытием моего автобуса в Зеллин-Ост и отправлением "Роланда" нереализуема. Тем более, что по карте города Зеллина было видно - остановка автобуса находится метрах в трехстах от узкоколейного ж/д вокзала. Решил тогда уже не суетиться и не устраивать спринтерские забеги, а наоборот воспользоваться возможностью посмотреть заоодно и курорт Зеллин, сделав в нем длинную остановку на два часа до прихода следующего паровоза. Но тогда Путбусом или Бергеном в дальнейшем приходилось жертвовать.

Вышел на своей остановке и вскоре уже подошел к узкоколейному вокзальчику, на котором так и было указано "Klein Bahnhof". Посмотрел расписание поездов, оно не отличалось от скачанного из сети. Интервал движения - два часа, предыдущий поезд только что ушел. Пошел в сторону моря, где рядом с пляжем находится главная достопримечательность города - "Seebrueck", т.е. "морской мост" - большой дом, стоящий прямо в море на сваях.

Посмотрел опять же под сильным шквалистым ветром, вышибающим слезу, на песчаный пляж и этот самый пресловутый Зеебрюк. Помимо меня, рядышком на смотровой площадке оказалось довольно много других туристов, тоже, как и я, любовавшихся сверху морскими просторами, некоторые из них даже спустились вниз по лестнице к морю, а мне что-то не захотелось. А на пляже в шезлонгах, закутавшись в теплую одежду, "загорали" несколько десятков отдыхающих, подставляя лица яркому солнцу. Да… характер нордический.

Пошел обратно в центр города, где ветер был относительно слабее. Тут мне пришла в голову гениальная мысль. Вместо того, чтобы еще час с лишним гулять по маленькому Зеллину, проедусь-ка я в обратную сторону на встречном Роланде до конечного пункта - города Гёрена. А уже оттуда, дождавшись, пока поезд обернется, сяду на него и напрямую поеду в обратный конечный пункт - Путбус. Еще раз глянул расписание - вполне успеваю дойти до вокзала до прихода встречного поезда, что незамедлительно и осуществил. На вокзальчике подождал еще минут 5-10, и вот он - долгожданный "Неистовый Роланд" - подкатывает к станции весь в клубах дыма и с пронзительным свистком на устах.

Стоянка - минута. Успев сделать несколько кадров подошедшего поезда, сел в вагончик, один к одному такой же, как и в прошлом году в подобном поезде на паровой тяге в горах Гарц, на котором мы с сыном катались от Вернигероде до горы Брокен. Паровоз свистнул, и мы поехали в обратную сторону, до конечной станции Гёрен, куда и прибыли спустя десять минут.

В Гёрене поезд отстаивается полчаса, паровоз заливается водой, машинист проводит техосмотр. Все это я и еще несколько любителей наблюдали и снимали на фото- и видео. Естественно, на сам город Гёрен времени уже не было, поэтому о его красотах ничего сказать не могу. Успел только подняться на невысокий холм неподалеку от станции, чтобы оттуда попытаться увидеть море и пляж, но в этом начинании не преуспел.

Наконец пришло время отправляться. Занял удобное местечко в вагоне рядом с печкой-буржуйкой - поезд зимой в мороз тоже функционирует. Покатили. Ехать по узкой 750-мм колее со стыками, периодическими гудками паровоза и клубами дыма за окном - одно удовольствие. Природа острова тоже замечательна, несмотря на то, что весна запоздала, и деревья только начали покрываться листвой. Сделали по дороге несколько остановок, в том числе и остановку на станции в лесу, и длительную, минут на пять, остановку на станции Бинц. В общем, час езды и любования красотами за окном пролетел незаметно. Тут же в поезде я подкрепился своим подножным кормом - в силу напряженности графика по курортным кабакам рассиживать было некогда. В Берлине отъемся. Билет на часовую по длительности поездку стоил, кстати, 8 евро.

Уже подъезжая к Путбусу, разомлев от тепла в вагоне, вдруг почувствовал, что слегка подустал от впечатлений. Появилась с непривычки этакая эмоциональная насыщенность, и осматривать город Путбус, да еще и по холодку, ну решительно не хотелось. Решил, что лучшее - враг хорошего и, изучив расписания поездов и стыковок, понял, что надо игнорировать прогулку по Путбусу и Бергену, а возвращаться в теплый Берлин.

Из Путбуса до Бергена можно добраться автобусом, но также каждые два часа ходит и поезд, причем маршрут у него рекордно короткий, и поезд-челнок обслуживает только этот тупиковый отрезок - 9 минут в пути по лесу без промежуточных остановок. Поскольку ж/д транспорт я предпочитаю всем остальным видам, выбрал, естественно, поезд. По расписанию у меня было как раз три минуты на пересадку - в 18.06 мой Роланд прибывал на свой узкоколейный вокзальчик, а в 18.09 с главного вокзала уходил челнок на Берген. После прибытия в Путбус за эти три минуты я еще успел выскочить на привокзальную площадь и запечатлеть для коллекции вокзал Путбуса. Потом вернулся на платформу, двухвагонный поезд до Бергена, похожий на огромный трамвай, как раз подкатывал. Времени искать билетный автомат и покупать билет не было, сел так. Помимо меня в двухвагонной трамваине ехал только один господин, а вот кондуктора в поезде не оказалось вовсе. Так что этот отрезок пути проехал я зайцем, нагрев таким образом управление германских железных дорог на рупь семьдесят, за что и приношу свои извинения.

Кстати говоря, этот участок пути был за все многочисленные поездки по острову Рюген самым классным - по красивому лесу, с приличной скоростью 120-140 км/час. Неудивительно, что вся поездка длилась 9 минут, а не 25 как у автобуса. Да и сам поезд оказался замечательным - новой конструкции, состоящим из двух просторных вагонов с удобными сидениями, расположенными на разных уровнях. И расцветка у поезда не традиционная красно-белая, я попугаистая бело-сине-оранжевая, ибо принадлежит он не DB (Deutsche Bahn), а управлению железных дорог федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания.

На часик в Бергене можно было бы задержаться, но опять же не очень хотелось. Тем более, что в Бергене вокзал расположен довольно далеко от центра города - судя по карте минутах в 15-20 ходьбы, а это предполагало совсем уж беглый осмотр. Ну его, этот Берген.

В отличие от Путбуса, на пересадку в Бергене на поезд до Штральзунда судьбой мне отводилось уже целых пять минут. Тут я решил-таки попытаться купить билет. Райзе-центр с кассиром по случаю позднего времени (а всего-то седьмой час вечера!) был уже закрыт. У единственного автомата на платформе колдовали вероятные попутчики. Когда после них подошла моя очередь, и я приступил к манипуляциям с автоматом, на подходе к станции уже показался поезд. Дойдя по многочисленным меню до финального пункта, сунул в карт-ридер свою Визу - а гадский автомат не распознал карточку! Повторять операцию не было времени, и чертыхаясь - опять без билета! - я заскочил в вагон.

Вскоре подошел кондуктор и благополучно обилетил меня, не взяв за билет до Берлина ни цента лишку, хотя я почему-то был уверен, что за покупку билета в поезде полагается небольшая комиссия в два-три евро. Поразмыслив, решил, что это по причине позднего времени и закрытой кассы на станции.

Через полчаса приехали в конечный пункт Штральзунд, где предстояла последняя пересадка, и до Берлинского поезда отводилось уже целых 7 минут. Поболтался по вокзалу, вышел на улицу, окинул беглым взглядом город. Вдали виднелись две громадины-церкви, хорошо смотрящиеся издали. Старинный ганзейский город Штральзунд считается весьма достойным для экскурсий местом, но, увы, для меня не в этот раз. Есть у меня задумка когда-нибудь прокатиться по ганзейским городам - Гамбург, Бремен, Любек, Штральзунд. Но это уж как получится.

Зашел на вокзале в магазинчик и вдобавок к своим колбаскам-ветчинкам прикупил пару бутылочек пива "Бекс" (не клинского, а настоящего - бременского - разлива!), чтобы скрасить обратный путь. Ну, а потом долгий в три часа путь до Берлина, сначала с любованием видами за окном, а потом с наступлением сумерек - полудремой. В одиннадцать вечера я уже на вокзале Цоо, пересадка на свою линию метро, долгое десятиминутное ожидание поезда, пять минут езды, две минуты пешком до отеля - и вот я уже в своем номере. Ложусь отдыхать, закрываю глаза - а перед глазами ярко-синее море…

Путешествие второе. Саксонская Швейцария

 

Передохнув пару дней после поездки на остров Рюген и погуляв по столь милому моему сердцу Берлину, в четверг я собрался ехать в путешествие теперь уже на юг от Берлина - в Саксонскую Швейцарию. Так называют за некоторое сходство с гористой страной банков, сыра и шоколада область Германии в нижнем течении реки Эльбы сразу за Дрезденом, ближе к границе с Чехией. Правый берег Эльбы здесь довольно высокий, и тут расположен заповедник, называемый звучным именем "Саксонская Швейцария" с его многочисленными песчаниковыми горами высотой до нескольких сотен метров.

Место это судя по описаниям очевидцев и туристической литературы очень живописное. Когда я готовил планы путешествия в этот край, из всех многочисленных достопримечательностей выбрал несколько, которые при определенной сноровке можно попытаться увидеть в течение однодневной поездки.

Выбор пал в первую очередь на городок Кёнигштайн с одноименной крепостью на высокой горе. Следующий объект - крепость Бастай (Bastei) в местечке Курорт Ратен (Kurort Rathen) неподалеку от Кёнигштайна. И наконец, город Бад Шандау (Bad Schandau) , обладающий редкой достопримечательностью для любителей рельсового транспорта - лесным трамваем, который по живописной дороге среди лесов и гор подвозит путешественников до Лихтенхайнского водопада, в окрестностях которого много пешеходных маршрутов по живописным горам заповедника.

После оптимизации маршрут выглядел так. Утренним будапештским экспрессом в пол-восьмого утра доехать от Берлина (вокзал Цоо) до города Бад Шандау, что находится недалеко от границы с Чехией. Дело в том, что этот скорый поезд типа ЕвроСити делает от Берлина до Праги всего несколько остановок - в Берлине это вокзал Остбанхоф и аэропорт Шёнефельд, потом около двух часов пути без остановок, далее Дрезден и наконец город Бад Шандау. Этот экспресс существенно уменьшает время в пути по сравнению с региональными поездами, а цена билета у них практически одинакова и разнится всего лишь в два-три евро. После поездки на трамвае из Бад Шандау к водопаду с прогулкой в тамошнем лесу возвращаюсь электричкой в сторону Дрездена до города Кёнигштайна и после осмотра замка перебираюсь опять же при помощи электрички и парома через Эльбу в Курорт Ратен, где осматриваю крепость Бастай. А уже поздно вечером добираюсь до Дрездена, где сажусь на обратный экспресс до Берлина.

В четверг утром, минут за пятнадцать до отхода поезда я был уже на вокзале "Зоологический сад". Накануне вечером хотел купить в автомате билет на будапештский экспресс, но почему-то автомат не выдавал никаких информации о скидках, которые я ожидал. Оставил покупку билета на утро. Утром же я решил поточнее узнать о предполагаемых скидках в кассе. Выяснилось, что какая-то загадочная весенняя скидка, о которой я узнал в инете на сайте немецких ж/д, не действует и пришлось заплатить полную стоимость - 36 евро за билет до Бад Шандау и 31 обратно из Дрездена. По размышлении мне потом пришло в голову, что количество билетов со скидкой просто ограничено и они уже раскуплены. А потом еще по более зрелому размышлению я решил, что это была разовая акция с возможностью купить такой билет только он-лайн.

На конечной станции Цоо народу в поезд село не очень много, а вот на следующей - вокзале Остбанхоф - пассажиров изрядно прибавилось. Выяснилось, что я сижу на зарезервированном месте (не догадался поднять голову вверх и посмотреть - над каждым сиденьем табличка с информацией о том, свободно или занято данное кресло), пришлось его уступить хозяевам - венгро-говорящей паре. Вагон заполнился на две трети, но за стеклянной перегородкой в отсеке вагона для курящих на 20-30 мест практически никого не было, там я и пристроился с еще парочкой таких же находчивых товарищей. Никто из нас по счастью не курил, так что ехали всю дорогу с комфортом.

Хотя комфорт назвать можно было только относительным. Дело в том, что в этом будапештском супер-экспрессе никудышные сиденья. На самом деле сами кресла удобные и мягкие, но уж очень они узкие и самое печальное - с неоткидывающимся подлокотником посередине. Человек с габаритами выше среднего будет чувствовать себя здесь гораздо менее удобно, чем в вагоне обычного регионального поезда.

Как бы то ни было, через два с половиной часа мы были уже в Дрездене, где имела место аж десятиминутная стоянка. Тут я размял кости, погулял по вокзалу, который интенсивно реставрируется и расширяется - все кругом в строительных лесах и в цементной пыли. Прикупил в дорогу пару вкусных пирожков и стаканчик кофе и чуть не опоздал на свой экспресс, о чем уже втайне пожалел - можно было бы и на более удобной электричке проделать остаток пути, которая уходила кстати практически в это же время и ехала до нужного мне места столько же времени.

Покинули Дрезден, вскоре проехали город Пирну и поехали вдоль Эльбы. Постепенно слева по ходу движения начались крутые берега, живописность местности нарастала ежеминутно. Вот на противоположном берегу на высоте метров в сто в скалах показались красивые башенки и мостики сказочной крепости. Это и был Бастай, шедший у меня третьим номером программы. Когда осталось ехать совсем немного, случилось небольшое приключение. Поскольку моя остановка была последней на территории Германии, и далее поезд покидал Шенгенскую зону, прямо в поезде немецкие погранцы учинили паспортный контроль! Хорошо, что у меня с собой был паспорт, хотя некоторые несознательные турагенства советуют его с собой не носить, оставляя в сейфе в отеле. Еще как надо носить! Был бы я без ксивы, потерял бы целый день в разборках. И то на фоне чешских, венгерских и германских паспортов других пассажиров мой российский оказался экзотикой, и стражи границы долго изучали его, проверяя сканером даже погашенные визы. Судя по их увлеченности, опытный страж границ натаскивал молодого коллегу, подробно ему что-то объясняя на моей бедной краснокожей паспортине. Так что я почти почувствовал себя матерым диверсантом Мищенко, которого смершевцы Алехин и Таманцев прокачивают в августе 44-го в лесу под Гродно.

Ну, ладно, момента истины у них не получилось, наконец меня оставили в покое, а вскоре наш поезд прибыл в Бад Шандау. Железнодорожная станция и сам город расположены на противоположных берегах Эльбы. Паром на противоположный берег здесь ходит довольно редко - раз в полчаса, ближайший как раз отходил через десять минут. Паром представляет из себя теплоходик, который за пять минут и 80 центов перевозит людей в город. На борту я оказался поначалу в гордом одиночестве, и только перед самым отходом прибежали еще две местные фрау, которые тут же завели оживленный разговор с кэпом (он же кондуктор).

Сошел с посудины на берег и пошел в сторону городского парка, где находится конечная остановка трамвая со звучным названием Kirnitzschtalbahn, что означает что-то вроде "Трамвай в долине реки Кирниц". Попутно осматривал город, ничем особенным от обычных немецких городов не отличающийся, разве что крутыми склонами гор, где разбросались там и сям домики.

Идти от пристани до парка недолго - минут 10-15, так что в запасе до отхода трамвая у меня оказалось еще десять минут, которые я потратил на его фотографирование и беседу с кондуктором. Все три вагона уже оказались заполненными туристами, в основном пенсионерами, свободных сидячих мест не было, четвертый же вагон стоял неподцепленным. Я подумал было, что его подцепят, поскольку стоячих пассажиров набралось уже человек 6-7, но увы - видимо этого оказалось маловато. Пришлось ехать стоя, но это было не страшно - обзор из переднего окна был отличный. Сам трамвай - раритет, максимально сохранивший внутри древний облик, только сиденья переделаны под более удобные.

Проехали по городу, на окраине миновали депо, где чуток постояли, пропуская встречный трамвай, поскольку путь одноколейный, всего лишь с двумя или тремя разъездами на протяжении всего маршрута. Сам трамвайный путь проложен прямо на автодороге с правой ее стороны. Трамвай идет не спеша, и весь путь в 8 км проходит за полчаса. Дорога очень живописная - справа по ходу движения в низине по камням течет вполне бурная река Кирниц, слева - довольно приличные скалы, подступающие прямо к дороге и хорошо видимые сквозь деревья с только начинающей распускаться листвой. Песчаник - порода непрочная, поэтому скалы сильно выветрившиеся, а, следовательно, очень привлекательны на вид, часто образуя замысловатые формы.

Через полчаса прибыли на конечный пункт под названием "Лихтенхайнский водопад". Здесь оказалась довольно большая гостиница, ресторан и рядышком с ними - сам водопад, впрочем, довольно дохленький - высотой метров 5-7, не больше. Бегло взглянув на водопад и изучив таблички с разметкой прогулочных маршрутов, я прикинул, что за час с небольшим, как раз к обратному рейсу, я успею подняться к смотровой площадке в местечке Kuhstall и вернуться обратно. Длина пути до смотровой площадки с немецкой педантичность была указана как 1350 метров.

Сверяясь с периодически возникающими указателями, пошел потихоньку вверх по склону. Ландшафты здесь красивые, воздух опьяняющий, но местами подъем довольно крут. Частенько по дороге попадаются скалы-останцы, хорошо просматриваемые сквозь негустую пока еще листву. В итоге, приложив не так уж и много сил, потратил на покорение высоты где-то с полчаса.

Ну вот, наконец среди леса показались какие-то строения. Подошел ближе. Проход к смотровой площадке осуществляется через пролом в каменной стене, а сразу за ней - обрывистый склон. Отсюда открывается отличный вид на лес внизу и каменистые отроги гор вдали. Насладившись вдоволь видами заповедника, вернулся через грандиозный проход в горе со смотровой площадки назад и, за недостаточностью времени, проигнорировав блага цивилизации в виде местного ресторанчика, пошел в обратный путь, который естественно оказался гораздо легче, и прошел я его чуть не вдвое быстрее. По пути обогнал группу пенсионеров, которые хотя и не торопились, но все-таки тоже успели на задержавшийся трамвай. Таким образом, погулял по лесу я всего час с небольшим, но для беглого знакомства с местностью этого вполне хватило. Хорошо бы приехать сюда летом, да на больший срок. И хотя прогулка по лесу оказалась короткой, все же главную поставленную задачу - постижение лесного трамвая - я выполнил. В отличие от дороги сюда, назад в Бад Шандау народу ехало немного, поэтому в путь отправился только один вагон трамвая, и теперь уже природные красоты я наблюдал, сидя у окна.

Вернувшись в Бад Шандау, с полчасика еще погулял по городку, осматривая его домики, ратушу, какую-то церковь и слегка перекусив на ходу фаст-фудом и вкусным мороженым. Прошелся вдоль берега Эльбы до виднеющегося на окраине города громадного лифта, поднимающего людей на высоту 50 м к деревушке Острау. Очень интересный вид сообщения жителей деревни с внешним миром. Подниматься наверх не стал опять же за недостаточностью времени, а наоборот поспешил на паром. Вернулся на вокзал, где меня ждала неприятная новость - в связи с ремонтными работами интервал между электричками увеличен до одного часа, и на маленьких станциях, к коим и относились нужные мне Кёнигштайн и Курорт Ратен, они не останавливаются. Ну чисто Октябрьская железная дорога, славящаяся своими нескончаемыми ремонтами! Правда, отношение к пассажирам в Германии, мягко говоря, получше, чем у Октябрьской ж/д, и поэтому взамен отмененных поездов были пущены эрзац-автобусы. Автобус до Кёнигштайна очень удачно отходил как раз через пять минут. Я в него загрузился, купил у водителя билет (1.70) и мы поехали. Ехать оказалось недалеко - минут через десять мы уже подъехали к центру города Кёнигштайн, и перед моим взором возник высоко на горе замок Festung Koenigstein - цель второго этапа моего путешествия.

Попытался извлечь информацию о способе достижения замка у местного жителя. Следующая неприятная новость - хотя по времени было только начало четвертого, автопоезд до замка уже не ходил, все-таки конец апреля - еще не сезон для массового туризма. Радостно ухмыляясь, абориген указал направление куда-то между домами и сообщил, что за 40 минут я пешком легко поднимусь к замку. Я на всякий случай глянул, куда направляются немногочисленные бэкпекеры со своими рюкзаками, посетовал на судьбу и тоже двинулся к замку пешком.

Сначала слегка заплутал на кривых узких улицах города. Потом логично рассудил, что идти можно в любом направлении, лишь бы получался набор высоты, и в конце концов я выйду на нужную тропу. Так и случилось. Вскоре миновал церковь, вышел на окраину города и по крутой каменной лестнице начал восхождение. Дорога шла по лесу, уклон был приличный, приходилось часто отдыхать, притворяясь, как и прочие восходители, что любуюсь видами местности. (Шутка - виды там действительно отменные). Молодежь умчалась вперед, несмотря на рюкзаки, но пару семейных пар я обогнал, показав таким образом средний результат на дистанции. Абориген как в воду смотрел - подъем занял ровно сорок минут. Но сама крепость вблизи оказалась огромной, метров 40-50 высотой. Думал, всё, конец - на верх этого фестунга точно не влезу. Но, купив билет (5 евро) на вход в крепость, с радостью выяснил, что наверх меня повезет-таки лифт (высота шахты 41 м, построен в 70-х годах). Лифт громадный, рассчитан человек на 50, ехало же нас всего пятеро (несезон !), в том числе пожилая чета вездесущих японцев. И вот я на самой вершине. Усталость позабыта уже после первого взгляда вниз в долину. Да, стоило карабкаться сюда. Виды сверху на излучину Эльбы, сам город Кёнигштайн, проезжающие поезда вдоль Эльбы и расположенную на том берегу в 4-5 км плоскую гору Лиллиенштайн оказались просто фантастическими. Погода тоже не подкачала - сплошная облачность, которая было с утра, к этому времени рассеялась, оставив лишь вполне приемлемые облака.

Так, рассматривая сверху окрестности, не спеша обошел по периметру всю крепость, оценив в том числе и крепостные башни по углам крепости, а уже потом стал знакомиться с ней самой. На территории фестунга оказалось большое количество всяческих строений, пристроек, казематов, старинных пушек и прочих туристических утех, в том числе и "чумной" колодец, куда сбрасывали умерших от эпидемии чумы осаждаемых защитников крепости во время одной из многочисленных средневековых войн. Возраст у крепости довольно почтенный - заложена она была еще в 1570 году, потом много лет достраивалась. Живописные мостики на разных уровнях соединяют отдельные каменные сооружения, по ним приятно карабкаться забыв про усталость. В общем, изнутри крепость оказалась очень даже ничего из себя.

Наверху я пробыл больше часа, а потом опять же на лифте спустился вниз, и тут выяснилось, что имеется вторая пешеходная дорога в город - с противоположной стороны от замка. Для разнообразия пошел в обратную сторону по ней. Этот путь мне понравился меньше, поскольку представлял он из себя не каменные ступени, а сплошную наклонную плоскость, вымощенную булыжником. Кроме того, шла дорожка уже не по дремучему лесу, а рядом с шоссе. Идти по ней, на мой взгляд, оказалось скучнее. Зато я шел вниз! Обратный путь проделал намного быстрее и вскоре сидел на скамеечке на остановке автобусов и размышлял о дальнейших планах, а точнее об их корректировке. Итогом этих философских размышлений было следующее. Так как электрички до Курорт-Ратена отменены, и автобусы ходят туда редко (во всей деревне живут всего 300 человек и туристов сейчас мало), а времени уже седьмой час, то существует реальный шанс застрять там на ночь, что плохо - пропадет обратный билет до Берлина, да надо будет разоряться на ночлег. К тому же я представил себе, на какой высоте находится крепость Бастай, и усталые ноги жалобно заныли. Решено - Курорт-Ратен со своей крепостью остается на "когда-нибудь потом", а сейчас я каким-то образом выбираюсь в Дрезден, часика полтора гуляю там и возвращаюсь в Берлин.

Поскольку в связи с ремонтными работами на железной дороге электрички в Кёнигштайне сегодня не останавливались, пришлось ехать на автобусе (впрочем, регулярным рейсом, а не эрзацем-заменителе) до города Пирна, а уже оттуда на электричке до Дрездена. Автобус до Пирны ехал какими-то огородами, но живописными огородами, и с полчаса я наслаждался сначала горными, потом холмистыми, а потом равнинными пейзажами. Автобус проехал Пирну насквозь, поэтому я посмотрел город только из окна, а гулять по Пирне уже не стал, поскольку до электрички оставалось времени совсем немного. На вокзале только успел купить в автомате билет до Дрездена, как уже к платформе подкатила электричка-эска. Что интересно, формально это городская электричка S-bahn с соответствующими тарифными зонами. Но фактически это поезд, т.е питание локомотив получает от контактного провода, а не контактного рельса, как берлинские эски и метро или, скажем, московское метро. Пирна находится во второй зоне, ехать до Дрездена 20 минут, билет стоил 3.40.

В Дрездене я был год назад с сыном и тогда более-менее подробно центр города мы осмотрели. Сейчас же за оставшееся время до поезда на Берлин успел только прогуляться по Пражской улице, дойти до центра, погулять там чуть-чуть и вернуться на вокзал. Особого голода не чувствовал, хотя, как и тремя днями раньше на острове Рюген, в течение дня полноценно не питался, а только по мелочи перекусывал на ходу. Все же купил в дорогу багет, начиненный ветчиной и зеленью, и пару бутылок пива. В надлежащее время сел в такой же поезд ЕвроСити, как и утром, сообщением Будапешт-Берлин, и покатил в столицу. В отеле был уже заполночь - усталый и довольный, но с небольшим сожалением по поводу неудачи с Бастаем. Но нельзя объять необъятное, и - традиционное утешение - есть повод вернуться в эти красивые края.

 

Используются технологии uCoz