Наконец-то у меня выдались свободными оба выходных дня, и я решил осуществить давно задуманную поездку в Липецкую область, имея целью посмотреть в первую очередь Елец. Надо было проверить, так ли он хорош в действительности, как о том сообщают разные источники. Побывавшие в этом городе обещают много старинных домов, церквей, музеев и прочих туристических утех. Вообще-то, в Липецкой области есть много интересных городов, в том числе, например, Задонск и Лев Толстой. Кроме всего прочего, в этих краях разместился занесенный в книгу Гинесса, как самый маленький в мире, заповедник Галичья гора, площадью всего в несколько квадратных километров. Но за пару дней все интересные здешние места охватить невозможно, а мне же помимо Ельца хотелось поближе познакомиться с недалеко расположенным от него городом Лебедянь. Лебедянь мне была интересна по нескольким причинам : 1.Это "соковая" столица нашей родины - изрядное количество сортов соков, продающихся в Москве, делают именно здесь. 2.Этот город - единственный мне известный, обладающий частным "метрополитеном". Сюжет о жителе города некоем господине Леониде Буравчике, показанный по центральному ТВ лет пять назад весьма поразил мое воображение. Город, где один человек строит себе персональное метро и вырыл уже 200- метровый тоннель, не посетить нельзя 3. Хотелось прокатиться по малодеятельной железнодорожной ветке Елец - Лев Толстой, на полпути которой и расположен город Лебедянь, пока этот участок не закрыли. 4. Ну и само красивое название города манит и сильно стимулирует повидать его. Прокладка маршрута показала, что за два выходных дня с учетом дороги никак не получалось посетить и Елец, и Лебедянь, и Липецк, и Задонск. Последний из этого списка пришлось оставить на будущее. После изучения расписаний автобусов и пригородных поездов и продолжительной оптимизации вырисовывался такой маршрут. Вечером с Павелецкого вокзала уехать липецким фирменным поездом, который в 5 утра прибывает в Елец. Здесь три с половиной часа отвести на осмотр утреннего города (самое лучшее время для осмотра, имхо), далее следует переезд Лев-Толстовской собакой до Лебедяни с трехчасовым осмотром города. Потом автобусом до Липецка, там погулять 2-3 часа и собакой Грязи - Елец вечером из Липецка вернуться в Елец, закрыв третью сторону почти равностороннего маршрутного треугольника. После продолжения знакомства с вечерним Ельцом предполагалось переночевать в гостинице с названием, естественно, "Елец", а утром выдвигаться в сторону Москвы собакой Елец - Ефремов (Ефремов-это уже Тульская область) отправлением из Ельца в 7.30. Далее час с четвертью отводится на пересадку в Ефремове на пригородный поезд Ефремов-Узловая. По пути также планировалось сделать двухчасовую остановку в Богородицке, чтобы погулять в тамошнем парке в имении графов Бобринских, ну и далее автобусом доехать до Узловой, где я успевал на последнюю собаку Узловая - Ожерелье, а дальше уже совсем просто - от Ожерелья до Москвы электрички ходят каждый час. Билет на липецкий поезд я покупал за пару дней до отъезда и, несмотря на летний ажиотаж, билетов на поезд было предостаточно. Поезд носит гордое имя "Металлург", что немного неожиданно в нашу эпоху смещенных социальных акцентов. Скорее уж ожидать название что-то вроде "Менеджер" или "Дистрибьютер". Ну, если кто не знает, просто-напросто в Липецке расположен мощный металлургический комбинат. Решил шикануть и разорился на купе, о чем не пожалел, поскольку оно оказалось весьма необычным и очень удобным - в таком раньше мне почему-то не доводилось ездить. Необычность купе заключалась в наличие дополнительной полки над окном - для одеял (матрасы же лежали под нижними полками), а также две встроенные ниши по обе стороны от двери - для верхней одежды. Сам вагон новенький, с иголочки, диваны же в купе очень мягкие. Соседи по купе подобрались удачно - тренер по какой-то борьбе с одним из подопечных спортсменов подростков (остальные ехали в соседнем купе), возвращавшиеся с каких-то состязаний и еще один приличного вида товарищ. Женщин с маленькими детьми, ворчливых стариков и буйных пьяниц нам не досталось, а маргиналы всех мастей в купе обычно ездят редко. Спать лег рано, заснул быстро - не мешали даже разговоры соседей. За полчаса до прибытия в Елец проводница безжалостно меня разбудила. Народу в Ельце выходило не очень много - большая часть ехала все-таки в облцентр Липецк. Вышел на перрон, осмотрелся и пошел на вокзал. Еще раз сверился с расписанием собак (изменений в расписании не было), после чего решил заоодно заглянуть на автовокзал, благо он находится неподалеку от ж/д вокзала - метров в двухстах пешком вдоль забора. Изучил расписание автобусов, но списывать его не стал, т.к. по сравнению с последними данными на сайте АТ изменений в нем не обнаружилось. Судя по карте, пешком до центра города идти далековато, и поскольку на утреннюю часть осмотра города у меня было всего три часа, решил подъехать автобусом, который не заставил себя долго ждать. Ехать действительно оказалось неблизко - минут 10-15, проезд - 4 руб. По дороге проезжали интересные места - мост через реку Быструю Сосну, параллельно которому стоит старый заброшенный ж/д мост, а также памятник-мемориал героям Войны. Вышел на остановке рядом с Вознесенским собором - доминантой города, хорошо видимым с моста через реку Быстрая Сосна. Построен собор по проекту придворного архитектора К.А.Тона, любителя грандиозности (как и его духовный наследник батоно Церетели), и выглядит собор так же монументально, как другие сооружения этого архитектора - Храм Христа Спасителя и Большой театр в Москве или Казанский собор в Питере, хотя и не так помпезно. Расположен Вознесенский собор на широкой площади. Тут же на краю площади в скверике имеет место интересный памятник - три воина, символизирующие мощь русского оружия, одетые в амуницию разных эпох. Прикинул по плану города, где наибольшая концентрация памятников архитектуры, и пошел в том направлении по ремонтируемой ул. Мира. Улица по причине ремонта вся изрыта, для транспорта непроезжая, но пешком пройти по ней можно. Хорошо бы приехать сюда через пару лет - посмотреть, что получилось. Вскоре выяснилось, что абсолютно всем улицам в городе вернули исторические названия, но в щадящем режиме - на домах висят по две таблички - старое советское и новое восстановленное, написанное "славянским" шрифтом. Причем переименование поголовное, двойные стандартов не допускаются. Наравне с непопулярными ныне именами Свердлова, Коммунаров и проч., полуисчезли такие наименования, как, например, улица Пушкина. Осмотрел весьма необычную Великокняжескую церковь, а также шестигранную башню с часами - когда проходил мимо, они как раз мелодично пробили, отметив некруглое время 6.35. На пожарной каланче, отстроенной в самом начале прошлого века, имеется табличка в честь первого городского пожарного и по совместительству внештатного сотрудника аналога тогдашнего МЧС - забыл записать его фамилию. Заглянул в городской парк - небольшой, но приятный, с памятником, спрятавшимся в густых зарослях кустарника. Лежащая на скамейке рядом с героем фуражка с высоким околышем заставила сделать ошибочное предположение, что это Лермонтов, но на самом деле это оказался Иван Бунин. Бунин - гордость Ельца. Родился он не здесь, а в какой-то деревушке недалеко от города, но в Ельце жил и учился в гимназии. Гуляя по городу, я видел и другой памятник Бунину, не исключено, что где-то имеются еще. В центре города много старинных купеческих и мещанских домов - сплошь каменных. Полностью деревянных - единицы, но возможен смешанный вариант - низ дома каменный, а второй этаж - деревянный. Многие дома весьма интересны на вид. Елецкий Ильич обнаружился на площади Ленина, что расположена недалеко от башни с часами. Как обычно, вождь мирового пролетариата расположился среди елочек. Совсем уже необычной оказалось церковь - с округлыми формами, приземистая и разноцветная, построенная в непонятном стиле, с какой-то примесью китайщины. Похожа на новодел, но вроде бы все же старинная. В топонимике Ельца сохранилось название "слобода", их в городе несколько, и по одной из них - Александровской слободе - я и прошелся. Весьма приятные на вид домики, чаще одноэтажные. Что характерно, на всем протяжении пути по центру города мне совершенно не попадались дорогие терема нуворишей - "новых ельчан" либо вообще мало в природе, либо селятся они где-то в других местах, а не в центре города. В слободе видел также недействующую Христорождественскую церковь, напомнившую мне своим обликом и расположением Георгиевскую церковь в Болхове. Поскольку в процессе хождений-гуляний я оказался недалеко от гостиницы, и времени до отхода поезда на Лебедянь еще оставалось около часа, я зашел в отель и снял номер. Как известно, в отличие от западных стандартов, во многих наших отечественных отелях нет единого расчетного часа или он формален. Вот и в гостинице "Елец" номер сдается на сутки, что меня очень устраивало, поскольку как раз через сутки я и покидал город. Одноместный номер с удобствами и телевизором обошелся мне в 330 руб. Что приятно удивило - в номере наличествовала горячая вода, что нечасто встречается в гостиницах провинциальных российских городов. За оставшееся время я еще успел позавтракать в кафе на первом этаже и поехал на вокзал, благо остановка автобуса находится рядом с отелем. Поезд до Льва Толстого представляет из себя два вагона с сидячими местами, подцепленных к тепловозу ТП-7. Один вагон был уже на две трети укомплектован пассажирами, и я с трудом нашел себе место лицом по ходу движения. Второй вагон был закрыт, в нем, как оказалось, перевозили какое-то ж/д имущество, и для пассажиров он не предназначался. Отправились вовремя. Билет в кассе я не стал брать, и подошедшая вскоре после отправления сопровождающая поезд тетушка взяла с меня 30 руб., но билета не выдала, из чего я сделал заключение, что билет стоит явно дороже. Впоследствии, так и оказалось - на стенде на вокзале в Лебедяни увидел, что номинал билета составляет 43 руб. После непродолжительной поездки по пригородам Ельца выехали на простор. Дорога до Лебедяни оказалась весьма живописна, рельеф местности сильно холмистый с большим количеством оврагов. Дорога постоянно петляет, а ландшафт являет из себя большей частью безлесые открытые участки с буйным разнотравьем, но попадаются перелески с преобладающими деревьями лиственных пород, хвойные же редки. Часто переезжали небольшие мосты через многочисленные речки и ручейки. Самое замечательное на этом участке дороги - это то, что здесь нет стоящего вдоль пути коридора из деревьев, кои часто встречаются на российских дорогах и сильно затрудняют осмотр пейзажей. В общем, смотреть в окно и любоваться среднерусскими красотами - сплошное удовольствие. Правда, настроение до поры до времени омрачала говорливая соседка рядом через проход, которая беспрерывно грузила попутчиц деталями своей семейной жизни. Пока не было свободных мест, спасался от этого бедствия посредством музыки из плеера. Постепенно народ рассасывался, и вскоре я пересел в другой конец вагона. При подъезде к Лебедяни в вагоне оставалась едва треть от первоначально стартовавшего народа, а в самой Лебедяни почти все сошли, и дальше - до Льва Толстого - поехали единицы. Вокзал и автостанция в Лебедяни объединены под одной крышей, что весьма удобно, но сам вокзал находится в стороне от города. Переписал расписания автобусов и выбрал подходящий автобус до Липецка на 14.00 (на Лебедянь таким образом оставалось около 3 часов - вполне достаточно для беглого осмотра небольшого городка) и сразу купил билет. До центра решил пройти пешком. Карты города у меня не было - не существует ее в природе - долго рыл в инете - безрезультатно. Имелась у меня в наличии только дунаевская двухкилометровка Липецкой области, из нее я и узнал приблизительное направление движения. По правде говоря, заблудиться было бы трудно - по дороге в сторону центра города идет большой поток машин. Лебедянь не зря называют яблочным городом, даже культовая бормотуха, производимая здесь, носит романтическое название "Сады Лебедяни". По всей протяженности моего пути во всех дворах стояли десятки яблонь, облепленных пока еще незрелыми яблоками. Да и вишни, уже созревающей, по дороге попадалось предостаточно. На ж/д переезде пришлось подождать длинный товарняк с вагонами-рефрежираторами. В городе имеются консервные заводы. Те, чьи питейные интересы не ограничиваются алкогольными напитками, знают, что многие соковые бренды, в том числе и неплохие соки "Я" производятся как раз в Лебедяни. Наконец дошел до моста через Дон. Налево с него открывается живописный вид на уже довольно широкую в этих краях реку с островком. По правую сторону - высокий берег с домами, едва просматривающимися сквозь многочисленные деревья садов. Прямо по ходу - затяжной подъем, по которому я и проследовал далее. Минут через десять передо мной наконец-то проявился центр города с Торговой площадью и громадным Ново-Казанским собором в ее центре. Как оказалось, попал я в Лебедянь в праздничный день - День города. Основные праздничные мероприятия должны были развернуться ближе к вечеру и были мне недоступны. Пришлось довольствоваться утренней составляющей частью праздника - ярмаркой. Обычно небольшие русские городки с утра кажутся пустынными. Но тут-то - ярмарка и не какая-нибудь, а областная! Палатки и машины с товарами заняли всю территорию центра, что было хорошо само по себе, но отрицательно сказалось на осмотре и фотографировании местных достопримечательностей. Ярмарка завлекла меня в свои сети, и к тому же пришлось значительную часть времени потратить на покупку. Новый, недавно вынужденно приобретенный случайным образом взамен безвременно усопшего моего любимца Никона, фотоаппарат Коника продолжал трепать мне нервы не только своими скверными снимками, но и неуемным аппетитом и требовал новые батарейки. Если у кого-нибудь есть желание заняться экстремальным шоппингом - попробуйте в российской глубинке купить не 5-рублевые солевые, а нормальные алкалиновые батарейки. Даже в условиях удачно подвернувшейся ярмарки минут двадцать мне пришлось потратить на сию процедуру. Еще часть времени ушла на поедание очень дешевого по сравнению с Москвой шашлыка, и вдруг внезапно выяснилось, что времени у меня на осмотр города остается не так уж и много, все достопримечательности города, включая и мифическое частное метро, я вряд ли увижу. Придется довольствоваться центральной частью города. Наиболее интересное место Лебедяни - центр с его старыми купеческими домами, торговыми рядами и парой-тройкой храмов. Ново-Казанский собор, который расположен в самом сердце базарной площади и окружен со всех сторон торговыми рядами, я посмотрел. Углубился было в сторону от площади. Дома на улице оказалась обыденными, сельского типа, поэтому далеко я не пошел, только поглядел с высокого берега Дона на городские окраины. А вот в центре попадались весьма интересные здания, в том числе и монументальный Дом Культуры со статуями рабочего-сталевара и женщины неопределенной профессии. На здании ДК висел транспарант, извещающий, что городу Лебедянь недавно стукнула некруглая дата - 391 год. Здесь же неподалеку от ДК на площади обнаружился лебедянский Ильич, фото которого пополнило мою коллекцию памятников вождю мирового пролетариата. Одним из хитов ярмарки оказался сахарный песок, продаваемый в мешках. На пересечении всех дорог стояли многочисленные блок-посты с этим столь нужным в летнюю пору в богатом дарами садов городе товаром. День выдался жарким, знаменитые же лебедянские соки, по дешевым ценам продаваемые повсюду, энтузиазма не вызывали, поскольку были очевидно теплыми. А вот местного разливного пива я рискнул отведать, соблазненный его прохладностью и низкой ценой 11 руб. за 0,5 л. Пиво оказалось вполне приемлемым и по соотношению цена-качество явно превосходило московский вариант разливного хмельного напитка. Чтобы поспеть на свой двухчасовой автобус, пора уже было выдвигаться обратно, поскольку идти пешком назад к вокзалу предстояло минут 20. Но, пройдя треть пути, еще не доходя до моста, я был удачно подхвачен на остановке подошедшим городским автобусом. Интервал движения его мне неизвестен, маршрут тоже, но идет он явно дальше вокзала, т.е. это оказался скорее пригородный автобус. Проезд, как и в Ельце - 4 руб. Таким образом, на станции я оказался раньше расчетного времени и с четверть часа ожидал посадки, дегустируя местное мороженое, предлагаемое по демпинговым ценам, что-то в районе двух с половиной - трех рублей. Наконец появился шеф, пассажиры заполнили старенький ЛАЗ и мы отчалили, причем посадка прошла без участия менеджера-по-посадке, как, например, в Ивановской области, и билетов при посадке да и в пути тоже никто не проверял. До Липецка больше 60 км, проехали их довольно быстро, потратив на дорогу чуть больше часа, что весьма неплохо для рейсового автобуса. Автобус бодро двигался по Липецку, сделав одну остановку, где вышли всего человека три-четыре. Вскоре выяснилось, что я прозевал - именно оттуда ближе добираться до центра города. Пришлось ехать до автовокзала, который находится у черта на куличках. Автовокзал Липецка очень велик, с множеством маршрутов, переписывать расписание которых не имело смысла, ибо задача эта непосильная. Бегло ознакомившись с автовокзалом, сел на троллейбус и поехал в обратном направлении в сторону центра города, по дороге совершая "обзорную экскурсию", т.е. глазея на город из окна. На широкой и видимо главной площади города - площади Победы вышел и, сверившись с планом города, двинулся далее пешком по ул. Советской. Дорога шла под уклон и шагалось легко. По дороге зашел в большой магазин "Электроника" и прикупил на всякий случай еще пару батареек для фотоаппарата (что впоследствии оказалось нелишним). Также зашел в приличную снаружи и совершенно совковую внутри кафе-столовую, где и пообедал - не очень вкусно и, по сравнению с другими, менее столичными, городами в глубинке, не очень дешево. Дошел до пл. Революции, где имеет место целый ансамбль памятников, в том числе и монумент революционному пролетариату, а также находится попсового вида церковь-новодел. Чуть подальше величаво разместился большой памятник Петру Первому, а напротив него через площадь - кинотеатр "Октябрь", также внушительных размеров. Чуть выше в горку раскинулся большой Центральный парк, а по левую сторону от проезжей части - площадь перед зданием администрации с неизменным памятником Ленину. Тут же рядом - собор Рождества Христова с высокой колокольней. Вниз от площади в сторону парка ведет красивая лестница с вазонами по обеим сторонам. Сам парк весьма неплох, и гуляет по нему значительное число народу несмотря на еще раннее время суток. Вечером, по всей видимости, парк превращается в место притяжения отдыхающих после трудовой недели горожан. Окинув внимательным взором все эти липецкие достопримечательности и немного пройдясь по аллеям Центрального парка, я осознал, что время, отведенное мне на беглое знакомство с облцентром, заканчивается. На маршрутке подъехал к вокзалу, где еще минут двадцать поджидал собаку сообщением Грязи - Елец. Вагоны в этом поезде были обычные плацкартно-общие, т.е. самые неудобные для сидения из всех возможных вариантов. Ближе к вечеру довольно многие возвращались из Липецка по домам, поэтому народу в вагоне было много. Ехали небыстро, и путь занял около двух часов. Наконец поезд приехал в Елец, и я замкнул таким образом третью сторону равностороннего путевого треугольника Елец-Лебедянь-Липецк. Это конечно не будеевицкий анабазис Швейка, но что-то схожее в геометрии есть. В Ельце в немалой толпе на остановке у вокзала довольно долго ожидал автобуса в центр. Наконец он подошел, я втиснулся внутрь и через пятнадцать минут вышел у гостиницы. Неподалеку от моего отеля оказался еще один городской парк культуры и отдыха. В связи с тем, что субботний вечер уже вступил в свои права, многочисленные жители города вышли на вечерний променад, поглощая немереное количество пива, мороженого и прочих вкусных вещей. Тут и я осознал, что тоже не мешало бы перекусить. Усталость от гуляния целый день по Липецкой области уже ощущалось, поэтому прикупил в магазине сухого пайка (предприятий общественного питания поблизости не обнаружилось, а специально искать было лень), еще с полчасика погулял в парке и пошел ужинать и отдыхать в свой номер. За окном раздавалась громкая музыка - модные в нынешнем сезоне румыно-молдавские "Озонушки-интернэйшнл" и подобное им, но заснул я быстро, предварительно недолго потерзав старенький телевизор и убедившись, что по принимаемым в Ельце каналам показывают такую же дрянь, что и дома в Москве. Утром проснулся рано - не было и шести часов. Выписался из отеля, вышел на улицу. Собака на Ефремов по расписанию уходила в 7.30, времени до отхода был целый час, поэтому решил пройтись по пустому утреннему Ельцу еще разок, по безлюдным улицам, где еще накануне не ступала нога человека, т.е. меня. Где-то за полчаса неспешной прогулки дошел до моста через реку Быстрая Сосна. С моста в дымке открывалась красивая панорама города с силуэтами многочисленных церквей и соборов. Полюбовавшись панорамой утреннего Ельца, затем глянул на карту и понял, что за оставшиеся до отхода поезда двадцать минут пешком дойти до вокзала будет проблематично. Стал на остановке ждать автобуса. По случаю воскресенья и раннего утра ждать пришлось долго, что заставило слегка понервничать, ибо поезд на Ефремов ходит только один раз в сутки. Но наконец автобус подошел, и всего за 5 минут до отправления ефремовского поезда я был на вокзале. Пригородный поезд Елец - Ефремов, состоявший из тепловоза и всего одного вагона, уже бил копытом. Около него толпилось десятка полтора желающих уехать из Липецкой области в Тульскую. В вагоне тем временем шла уборка, никого не пускали, и тетка-проводница успокаивала нетерпеливых тем, что поезд по расписанию пойдет в 7.40. Реально же мы стартовали на десять минут позже, так что я мог бы еще успеть сбегать в кассу и купить билет. А так пришлось ввести в напряг кондуктора, которая решила взять с меня полную стоимость 36 руб. и выдать метровую ленту билетов, поскольку кроме троих ребят, ехавших куда-то неподалеку на рыбалку, остальные ее клиенты были все сплошь знакомые, в основном пенсионного возраста, и как уж они расплачивались за проезд - мне неведомо, но налички в полиэтиленовом мешке с билетами у тетки почти не было. С моего полтинника сдачу в 14 руб. она не имела, но успокоила меня, что, как только наберется нужная сумма, сдачу я получу. Эту нужную сумму набирала она всю дорогу, ибо садились на промежуточных станциях одни льготники-пенсионеры. Интерьер вагона оказался очень необычным. Вагон являл из себя некую самодельную модификацию стандартного вагона электрички. Только вместо привычных 11 пар 6-местных деревянных сидений в вагоне наличествовали всего 8 пар. Поэтому расстояние между сидениями оказалось непривычно большим, в колени соседей напротив не упрешься при всем желании. Кроме этого, один ряд состоит из нормальных 6-местных сидений, в другом ряду они узкие - на полтора человека с каждой стороны. Вдобавок для пущей экзотики лавки покрашены светло-бежевой краской. В отличие от направления Елец - Лев Толстой, по которому я ехал накануне, дорога Елец - Ефремов не столь живописна. Т.е. может быть там и есть какие-то особенные красоты, но из окна вагона их не видно по причине сплошной лесополосы с обеих сторон колеи. Едешь все время как в коридоре. Скорость движения тоже невелика, дорога вроде бы без особых виражей, но поезд тянется в каком-то полусонном состоянии. Остановочный пункт Турдей. Хорошее название, сразу вспоминается пол-маккартниевское Yesterday. "Йес ТУРДЭЙ . Ол май трабл симс со фар эвей". Ну, и так далее. В Становом стояли долго - почти 50 минут (по расписанию должны были стоять 15 минут, пропуская донецкий поезд, но тот опаздывал). Несколько раз выходил из вагона погулять по станции, наблюдая за тщетными попытками нашей проводницы разменять мои злополучные 50 руб., чтобы наконец отдать мне сдачу. Она напрягла личный состав станции на предмет размена, но облом был и здесь. Забегая вперед, скажу, что вопрос разрешился, только когда на какой-то станции села очередная знакомая ей бабуля и кондуктор заставила ее развязать узелок с пенсией и таки разменять мой полтинник. Наконец показался донецкий поезд. Тут же выяснилась сущность стоящих не на бетонной платформе, а прямо на щебенке между путей трех людей с вещами, хотевших на этот поезд сесть. Оказывается, по непонятной устоявшейся традиции проводники донецкого экспресса в Становом открывают двери для посадки почему-то не на сторону платформы, а на противоположную. Смысл сего феномена мне остался неизвестен. Поезд стоит там одну минуту, и всю эту минуту одна потенциальная пассажирка-девушка пыталась привлечь внимание куда-то пропавшего проводника из вагона, в который у нее был билет. Зрители из наших пассажиров и зевак на станции принимали деятельное участие в посадке и кричали ей : "Камнем стучи! Беги к другому вагону!". В конце концов она побежала вдоль состава, действительно стуча камнем по вагонам и вскоре пропала из виду, поскольку наш проводник погнала нас на посадку. Видимо, все-таки девушка села в какой-то вагон на неприветливый донецкий поезд, т.к. после ухода этого супер-экспресса ее уже не было видно. Такие вот особенности национальной посадки на донецкий поезд на станции Становое. На оставшемся часовом отрезке до Ефремова наш локомотив очнулся, взбодрился, разогнался и умудрился из 35 минут опоздания наверстать 20, но все равно из часа с четвертью, отведенному мне на пересадку в Ефремове, на гуляние по городу мне осталось меньше часа. Что можно увидеть в городе за такой короткий срок? Все же я решил в ожидании поезда на Узловую на станции в Ефремове не сидеть, а разведать хотя бы ближайшие окрестности. Поднялся вверх от вокзала по крутой лестнице на привокзальную площадь и удачно тормознул только что отошедший городской автобус. Это было правильно, поскольку уклон дороги в сторону города здесь значительный, пешком в такую крутую горку по жаре тащиться было бы не в кайф. Проезд в автобусе стоил рекордно мало - всего 3 руб. - абсолютный минимум на просторах России, где я до этого побывал. С натугой преодолев затяжной подъем, старенький разбитый автобус проехал три или четыре остановки и выехал на более-менее ровную поверхность. Здесь я вышел и двинулся пешком аккурат в обратном направлении. Честно говоря, Ефремов в этой части города не представлял особого интереса. Дома с архитектурной точки зрения обыденны, весьма обшарпаны, хотя улица тенистая, засаженная деревьями. Чем-то мне город напомнил привокзальный район Козельска. Определенный интерес представляли лишь два бюста неких неопознанных мной деятелей, стоящие прямо во дворе среди сильно поюзанных жилых домов. Оживляли картину улиц, как обычно, многочисленные продовольственные будочки, павильончики и ларечки. На противоположной стороне улицы видел рядовую пятиэтажку, на крайнем подъезде которой горделиво красовалась вывеска "Гостиница Красивая Меча". Красивая Меча (ударение на втором слоге) - это, если кто не знает, название реки, на которой Ефремов стоит. Удовлетворив свое любопытство относительно внешнего облика Ефремова в привокзальной части, вернулся на станцию, где уже готовился к отправлению пригородный поезд Ефремов - Узловая. Он представлял из себя дизель Д1 с прицепленными четырьмя вагонами. Народу в поезде по сравнению с елецким было побольше - во всех вагонах до половины мест оказалось занято. Я, правда, отыскал себе незанятое место на полутораместной, как и в предыдущем поезде, лавке. Билет до станции Жданка (город Богородицк) для разнообразия взял в кассе. По плану у меня было не ехать до конечной станции Узловой, а сделать остановку в Жданке, чтобы ознакомиться с Богородицком, а точнее, как минимум, посмотреть его знаменитый парк-усадьбу графов Бобринских. Дорога от Ефремова до Жданки напоминала предыдущий участок пути, т.е. ландшафт большей частью ровный и плоский, без радующих взор холмов и оврагов. Гор и водопадов, к сожалению, на пути тоже не встречалось. Вот и станция Жданка. Вышел, у первого встречного выяснил, где расположена автостанция. Он сообщил, что идти до автостанции далеко, а городской автобус ходит редко. Действительно, позже из расписания на автовокзале я узнал, что городской автобус ходит приблизительно раз в час и даже реже, во всяком случае, на получасовом пути от ж/д вокзала до автостанциии меня не обгонял ни один. Расписание автобусов по Богородицку у меня было только сильно устаревшее, доверять ему не следовало. Отправление автобуса на Узловую в нем значилось в 16.00 (что впоследствии не подтвердилось). А поначалу я рассчитывал, что при определенной поспешности успею посмотреть не только парк, но и прогуляться по городу. Улицы города, так же как и в Ефремове, особого впечатления не произвели - однообразная застройка рядовыми домами - ни живописной ветхости, ни "шедевров" - новоделов. Яблонь и вишен, которые украшают Лебедянь, тоже в наличие не было. Несмотря на свое религиозное название, церквями и храмами город тоже отнюдь не изобилует, по крайней мере, в той его части, где я был. Наконец добрался до автовокзала. Он оказался расположенным как раз неподалеку от усадьбы, рядом с дамбой, по которой можно перейти через большой пруд и оказаться в парке. Расписание же автобусов на Узловую меня обескуражило. Ближайший автобус уходил в 15-25, а следующий аж в 19-00, что совсем меня не устраивало. Таким образом, чтобы в дальнейшем поспеть на собаку от Узловой до Ожерелья, гулять в Богородицке мне оставалось менее часа. В принципе, осмотром города я уже был почти удовлетворен, но парк хотелось посмотреть поподробнее и не спеша. Пришлось срочно менять планы. Как ни хотелось проехаться по ветке Узловая - Венев - Ожерелье, видимо, домой придется выбираться все же через Тулу, маршрутки на которую из Богородицка ходят чуть ли не каждые 20 минут. Приняв это судьбоносное решение о смене маршрута, я решил тогда уже не спешить и заодно прогуляться по той части города, что прилегает к автостанции. Здесь оказалось поинтереснее, чем в ж/д районе. Неподалеку кстати обнаружилась широкая и, по случаю выходного дня, пустынная площадь с размещенными на ней Ильичем и несколькими административными зданиями. Наконец, пришел черед главной цели моего Богородицкого пит-стопа - парк и бывшая усадьба графов Бобринских. Дворец виден уже со стороны города - нужно пройти от автовокзала метров сто по направлению к пруду, и тогда откроется весьма приятный вид на него. Перешел по дамбе на противоположную сторону пруда и углубился в парковые дебри. Парк большим количеством старых высоких деревьев слегка напоминает Царицынский в Москве, но в отличие от более-менее ухоженного Царицынского здесь он весьма сильно зарос подлеском и травой. Еще одно отличие от парка в Царицыно, где в выходные по тенистым аллеям гуляют сотни людей - здесь почти никого нет, лишь изредка по пустынной дорожке пройдет какая-нибудь мама с дитем в коляске. Главные аллеи в парке в основном все же ухожены, посыпаны гравием. Деревья высокие, почтенного возраста и густые. На большой поляне расположился памятник А.Т.Болотову - основателю парка, тут же рядом с памятником - табличка, оповещающая о том, что именно на этом месте раньше стоял флигель, где Болотов и проживал. Сам дворец и примыкающая к нему местность содержатся в приличном состоянии. Довольно привлекателен внутренний дворик дворца-музея. Неподалеку от дворца находится еще одна достопримечательность - Казанская церковь, построенная в 1774г. по проекту архитектора Старова. Звонница же Казанской церкви исполняет также роль въездной башни. Во внутренние помещения дворца идти мне особо не хотелось, да и времени было немного. Поэтому я ограничился прогулкой по парку и, надышавшись чистым свежим воздухом, наслушавшись пенья птиц, вскоре решил, что пора уже двигаться дальше. Хороший парк, душевный, определенно располагает к неторопливым прогулкам и раздумьям о смысле жизни, судьбах Родины и прочих материях. Следующий участок пути домой - до Тулы (еще километров 60-70). На площади перед автовокзалом как раз заканчивалась посадка на очередную газель. Сел, заняв сравнительно удобное место. Хотя я терпеть не могу газельный транспорт за неудобство сидения, тряскость и отсутствие обзора из-за очень низко посаженных окон, выбирать не приходится - автобус на Узловую уже давно ушел, а транзитный автобус на Тулу ожидался еще нескоро. Правда, с этой газелью меня примирило то, что сиденья в авто были самолетного типа, вполне удобные. К тому же они были размещены довольно низко - и в окошко можно было иногда кое-что увидеть без постоянных поклонов. Дорога запомнилась большим количеством стоящих у обочин блок-постов фирмы "Тульский пряник", торгующих вовсе не пряниками, а большими мешками кукурузных палочек, которые и были уставлены штабелями рядом с палатками. По дороге глянул на расписание тульских электричек, прикинул, что вроде бы даже успеваю на попугай Щекино-Москва, который из Тулы отправляется в 16-53, но просчитался. Газель, хоть и неслась на всех парах, ехала дольше предполагаемого мной времени и самое главное, прибыла на тульский автовокзал, который расположен довольно далеко от ж/д вокзала. Долго, минут 15, ждал нужный троллейбус (странно, время вроде бы совсем не позднее), с трудом в него втиснулся, потом долго ехал до ж/д вокзала. В итоге Щекинский поезд уехал без меня. Следующая электричка (к тому же не до Москвы, а только до Серпухова) шла только минут через 40. Часть времени до отправления серпуховской трамваины я посвятил привычному тульскому ритуалу - покупанию и поеданию тульских пряников. Потом прошел в тупик, где уже готовилась к отправлению серпуховская собака. Народу, несмотря на вечер воскресенья, от Тулы ехало немного. Дорога знакомая, поэтому в окно я почти не глядел, а читал интересную книгу, пополняя свой культурный багаж. В Серпухове размял ноги, не уходя с платформы, поскольку уже через двадцать минут должна была пойти электричка до Москвы. Вот здесь уже народу было побольше - все-таки воскресный вечер, все возвращаются с дач и из гостей. Разместились-то в поезде все желающие, даже без особой битвы за сидячие места, но уже после платформы "Авангард" свободных сидячих мест не осталось. Судьба-злодейка приготовила еще один повод размять нижние конечности - московская электричка шла только до Царицыно, где пришлось ожидать еще 20 минут, чтобы доехать до Перервы, так что домой добрался только в десять вечера, совершив на простом участке пути "Тула-родной дом" аж четыре пересадки.
Резюме по осмотренным городам : Елец - красивый город, стоит непременно его посетить. Но чуть позже, когда закончится ремонт проезжей части в центре города. Лебедянь - интересный городок, хороша также дорога туда от Ельца. Липецк - видел только кусочек центра, приятный современный город. В Ефремов и Богородицк специально можно не ездить, с оказией - почему бы и нет. |