ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Беглое знакомство с Ивановской областью
Март 2004 г

 

 

Так уж получилось, что сезон поездок по городам и весям в 2004 г. у меня начался только в конце марта. Первым номером нашей программы волею судьбы оказалось беглое знакомство с Ивановской областью. Первоначально компанию со мной предполагали разделить двое друзей. План вырисовывался такой - поездом Москва-Кинешма доехать до Кинешмы, осмотреть ее, далее автобусом добраться до Вичуги, после 3-х часового знакомства с городом сесть на пригородный поезд до Иваново и оттуда вечером вернуться в Москву. Это программа-минимум. Программа-максимум предполагала продлить поездку ночевкой в Иванове, далее утром автобусом добраться до Шуи, оттуда собакой до Коврова и через Владимир и Петушки вернуться домой. План по всем параметрам оказался выполнен лишь частично, ибо поехал я в итоге в гордом одиночестве и выполнил лишь первую половину задуманного. Но об этом по порядку.

Поезд 662 Москва-Кинешма отходил от Ярославского вокзала в десять вечера. В пятницу после работы, где-то в полседьмого, я уже был у Центральных касс на Трех Вокзалах. Справочная система показала, что места на Кинешминский поезд есть - около десятка купейных верхних и одно нижнее и столько же мест плацкартных. Сидячие места тоже наличествовали. Ясно дело, если свободных плацкарных мест не сотня, а на порядок меньше, то это боковые, вывод - придется разориться на купе. Единственное нижнее место мне и досталось. После всех накруток билет обошелся в круглую сумму 430 руб. Я успокоил себя тем, что 200 руб. разницы по сравнению с плацкартом - все равно сумма меньше той, что пришлось бы потратить, если бы мои соратники по поездке не отказались по объективным причинам в последний момент от участия в мероприятии. Ибо, как показал прошлогодний опыт нашего совместного посещения Костромы, посиделки в кабачках были бы неизбежны, что могло бы сильно подорвать бюджет. А в одиночку можно и сачкануть, питаясь подешевле.

До отправления поезда оставалось более 3-х часов. Выпал счастливый случай погулять по Москве, благо погода располагала - весна потихоньку вступала в свои права, было хоть и прохладно, но ясно и безоблачно, хотя прогнозы невнятно угрожали осадками.

Прошелся по родным местам в районе Сухаревской площади - Проспекта Мира (проработал в тех краях целых 8 лет). С прискорбием констатировал, что старенький особнячок, в коем и был расположен наш тогдашний НИИ, где протекала эта часть моей безмятежной трудовой деятельности, недавно был снесен, и будет вскоре по всей видимости на этом месте еще один уродец в новорусском стиле, коими Человек-В-Кожаной-Кепке и Компания заставили весь центр Москвы, изрядно попортив ее облик. Оставшееся время решил совершить неполный оборот по Садовому кольцу на троллейбусе, полюбовавшись Москвой из окна. Проехал на "Букашке" от Сухаревской площади до Парка Культуры, где и попал под внезапно разразившийся ливень - первая в этом году гроза. "А что за погода в Ивановской области - может, я зря зонтик не взял" - мелькнула тревожная мысль.

Ну вот, пора и на вокзал. Поезд Москва-Кинешма оказался непривычно большим - 24 вагона. В числе прочих наблюдались пара вагонов с сидячими местами, и самое интересное - там сидели люди! Конечно, верхняя боковая полка - не очень удобна, кто бы спорил, но в сидячих вагонах собрались, похоже, либо мазохисты, либо те, у кого совсем уж плохо с деньгами, ибо разница в ценах между сидячими и плацкартными местами составляет всего 50-60 руб.

Мой 17-й вагон оказался штабным, что подтверждало догадку о броневом происхождении моего внезапно возникшего нижнего места в середине вагона. Штабные вагоны, как известно, лучшие в поезде - новее, чище. Отправились во-время, без приключений, за исключением небольшого инцидента с неким сильно поддатым господином, севшим не в свой вагон и все пытавшимся качать права и гордо отказывавшимся предъявить билет. Как ни странно, жестких мер к нему не принимали, только выгоняли в рабочий тамбур, откуда он вскоре возникал вновь, продолжая самоутверждаться. Где-то через час, выполнив заложенную в него программу, этот странный субъект все же куда-то сгинул.

Рано утром, еще часа за полтора до прибытия в Кинешму я уже проснулся. Вид из окна энтузиазма не вызывал. В отличие от Москвы, где было по-весеннему солнечно, Ивановская область встретила меня хмурой погодой, небо было сплошь затянуто облаками, в воздухе имело место какая-то смесь типа "туман-изморось". Понадеялся, что со временем облачность уменьшится, а зря - впоследствии такая погода была весь день. Леса и поля, по которым мы ехали, были еще покрыты снегом, лишь на участках, прилегающих к ж/д полотну, и кое-где на пригорках появились проталины.

Ровно по расписанию в 8.10 прибыли в Кинешму. Вышел на привокзальную площадь, огляделся. Хотя поездов в Кинешму ходит всего 3 штуки в день - один ПДС и два пригородных, зданий вокзалов в городе целых два - старое и огромное новое. Тут же в сторонке старенький домик автостанции. Зашел в него удостовериться в том, что изменений в расписании нет и еще справиться насчет билета до Вичуги. Около автовокзала был атакован большим количеством бомбил, предлагавшим уехать преимущественно в Юрьевец. Это показалось мне добрым знаком, т.к. летом я как раз планировал посетить Юрьевец и далее по Волге добраться до Нижнего Новгорода. Следовательно, проблем с транспортом до родины Тарковского - города Юрьевца - быть не должно, несмотря на малое количество рейсовых автобусов от Кинешмы до Юрьевца.

Одна из трех имеющихся в наличии касс, где и должны были продаваться билеты на Вичугу, была закрыта, а в другой кассе велели прийти ближе к отходу автобуса. Ну, что ж, пойдем знакомиться с городом.

Транспортный узел в Кинешме находится не в центре, но судя по плану города, недалеко от него. Поэтому я проигнорировал городской транспорт в виде большого количества юрких ПАЗиков и пошел пешком. Сразу отмечу, что такого оживленного и многочисленного городского транспорта я еще нигде в глубинке не встречал. В городе более десятка маршрутов автобусов. Через центральную часть города они идут по одному пути, расходясь только где-то на окраинах. Поэтому в центральной части города ожидание автобуса занимает всего две-три минуты. И это в выходной день субботу! Просто замечательно. Проезд стоит 4 руб. (март 2004).

Вначале я шел по ул. Вичугской, как раз проезжей, потом свернул на менее оживленную улицу Горького. В отличие от Москвы, где давно уже снег растаял и асфальт высох, здесь еще лежали в большом количестве горы снега, а также кое-где присутствовала грязь. Такое впечатление, что вернулся по времени на 2-3 недели назад. Вот вдали показались купола церкви Благовещания. Дошел до нее, сразу за церковью взору открылась широкая площадь Революции. Рельеф в районе площади имеет небольшой уклон, поскольку спуск к Волге вот он, рядом. Пересек площадь, подошел к Речному вокзалу, посмотрел от него на Волгу, на которой как раз развертывалось захватывающее зрелище - ледоход. Вскрытие реки, видимо, прошло давно, поскольку по воде плыли лишь одинокие льдины, но было всё равно красиво.

Осмотрел старинные торговые ряды и двинулся дальше по ул. Ленина, где сразу же наткнулся на магазин "Книги". Приобрел крупномасштабный туристический план города в дополнение к моему менее детальному, скачанному из интернета, и пошел дальше. Как и ожидалось, старый центр города произвел приятное впечатление. Много старых купеческих домов, в то же время нет старых развалившихся изб, как, например, в подмосковном Павловском Посаде. На углу улиц Ленина и Рылеевской внимание привлекает дом Тихомирова, который интересен своей эклектичностью - смешением нескольких стилей. Хорошо также здание бывшего Верхневолжского купеческого банка.

Вышел на Волжский бульвар. Даже сейчас, в несезонное время, видно как здесь красиво летом - высокие деревья, отличный вид на Волгу. К тому же на бульваре в этот час производились работы по улучшению его состояния - укладывалась плитка на землю. Несмотря на относительно ранний час и межсезонье, вдоль набережной уже гуляло несколько местных жителей.

Дошел до площади, где расположен памятник Ильичу, сфотографировал его для своей коллекции. Опять повернул на ул. Ленина и двинулся дальше по направлению к известной достопримечательности Кинешмы - старинной гимназии. На стенах школы много мемориальных досок, посвященных учившимся здесь когда-то известным личностям. В частности, здесь постигал грамоту писатель Фурманов, тот самый, что первым предоставил нам образ незабвенного Василия Ивановича Чапаева в своем бессмертном романе. Одна табличка сообщает, что во время Войны в здании гимназии располагался эвако-госпиталь. Также перед фасадом здания расположены несколько бюстов героев Советского Союза, учившихся в свое время в этой школе. Обычно подобный бюст устанавливается в честь дважды Героя, здесь же сделали исключение. На другой стороне улице в скверике как раз и стоит бюст дважды Героя уроженца Кинешмы маршала Василевского.

Вскоре я вышел к одной из двух рек, протекающих через город и впадающих в Волгу - реке Казохе. В этом месте Казоха перегорожена дамбой, по которой проходит промышленная ж/д ветка, поэтому река больше похожа на большой пруд. На высокой ж/д насыпи царило оживленное передвижение людей в обе стороны. Поскольку в данный момент движения поездов не наблюдалось, я тоже решил рискнуть и по шпалам перешел на противоположный берег, а далее прошел мимо какого-то завода и вышел на мост, где и понаблюдал некоторое время за ищущими удачу многочисленными любителями подледного лова.

Наглядевшись на рыбаков, поднялся по крутому берегу реки вверх к улице Советской, где спустя некоторое время обнаружил Драматический театр имени Островского, оригинальное здание которого было построено еще в позапрошлом веке. Нынешнее же здание театра сооружено гораздо позже - в 70-х годах прошлого столетия. Тут же неподалеку расположен красивый собор. Глянул на план города, чтобы узнать его название - и на карте его не нашел! Несколько раз повертел карту города - какое-то наваждение - нет такого собора. Вспомнился литературный персонаж - учитель географии, сошедший с ума от того, что не нашел на карте Берингова пролива, по ошибке там не указанного.

Вернулся в центр теперь уже по улице Советской. Здесь тоже наблюдалось множество интересных старинных купеческих и мещанских домов. Центр города определенно интересен. Таким образом, за два часа гуляния по улицам основную часть старого города я обошел. До автобуса на Вичугу было еще время, и я решил сходить на арочный мост через реку Кинешемку, который хорошо просматривался с рыночной площади. Дошел до середины моста, сфотографировал с этой точки Троицкий собор с его высокой колокольней, а также порт и опять пожалел, что сейчас не лето, и многочисленные деревья не могу подчеркнуть своей пышной листвой красоту города. Зато сейчас они не скрывают красоту отдельных архитектурных сооружений. Вот такое вот равновесие в природе.

Поглядел на виднеющуюся вдали на противоположном берегу реки Кинешемки церковь Успения, но за недостатком времени к ней уже не пошел, а вернулся к рынку, где сел в первый же подошедший автобус, который и повез меня к вокзалу.

В кассу образовалась к этому времени приличная очередь. Так что билет (28 руб.) я приобрел только за пять минут до отправления автобуса. Места, к счастью, были, хотя свободными в старом ЛАЗе остались всего несколько сидений..

Минут через десять после того, как автобус должен был бы отправиться по расписанию, подошел шофер и выказал неудовольствие - чего это все погрузились через открытую заднюю дверь, без его высочайшего дозволения. Он бы еще попозже пришел - тогда бы уехали с опозданием не десять, а все двадцать минут.

Ну, вот, выезжаем в юго-западном направлении в сторону Иваново. По дороге народ подсаживался и вскоре автобус был полный. Но значительная часть пассажиров вышла в прилегающих к Кинешме деревнях. Причем человек пять сразу вышло в какой-то заброшенной деревне, где все дома за исключением буквально всего двух-трех оказались нежилыми. Печальное, кстати, это зрелище - нежилые заброшенные русские деревни.

Дорога до Вичуги шла большей часть по равнинной местности, лесов здесь не так много и особой дремучестью они не отличаются и пейзаж довольно однообразен. На полях лежит снег, рельеф местности ровный, холмов и оврагов почти нет. Летом, может быть, ландшафт более красив, но сейчас он не произвел на меня особого впечатления.

Минут через сорок въехали в большое село, указатель я прозевал, но сообразил, что это Старая Вичуга. Здесь случился линейный контроль, и вежливая и добродушная на вид, но строгая по сути тетушка-контролер тщательно проверила билеты и непреклонно штрафанула какого-то пассажира, не имевшего билета, на что он реагировал весьма спокойно. Наверно, штраф невелик был.

Проезжая по улицам Старой Вичуги, я краем глазу заметил такой замечательный памятник Ильичу, что он бы смог определенно стать украшением моей коллекции ильичей, и мысленно застонал от досады, что проезжаем мимо. После того как проехали развилку - поворот на Иваново, поимели счастье оказаться на последнем 2-3 километровом тупиковом участке пути собственно до Вичуги. Эту совокупность ям, ухабов и редких участков со старым потрескавшимся асфальтом трудно назвать дорогой. Скорее, это похоже на полигон, где бомбовозы отрабатывают ковровое бомбометание. Состояние этой автострады наводило на оптимистичные мысли - если враг когда-нибудь вновь нападет на нашу Родину - до Вичуги он точно не дойдет. Вражеские танки определенно тут застрянут.

Наконец въехали в Вичугу. Вид из окна на город в этой части меня слегка озадачил - стандартные безликие пятиэтажки. Оставалась надежда на то, что в городе должна присутствовать более интересная историческая часть. Подъехали в автовокзалу, совмещенному в одном здании с ж/д вокзалом. Отсюда через три с половиной часа должна была пойти моя собака до Иваново. Три с половиной часа - многовато будет, подумал я и решил, что если сейчас в ближайшее время будет транспорт в сторону Старой Вичуги, то все-таки съезжу туда-обратно и запечатлею на фото старовичугского Ильича. На мое счастье через пять минут как раз уходил транзитный автобус в сторону Старой Вичуги, и в него уже заканчивалась посадка. В кассе мне билет не продали, сказав, что мест уже нет. Диспетчерша у дверей автобуса тоже мне дала полный отлуп на предмет посадки, мотивируя это тем, что автобус полон, хотя по моим расчетам, он мог бы вместить еще человек десять, а то и больше. Но, когда она отошла, посадив последнего счастливчика с билетом, я впросился к шоферу. За 5 км пути он взял с меня 6 руб. - строго по тарифу. Но билета не дал.

Опять увлекательный десятиминутный аттракцион по названием "Вичугские американские горки", еще пять минут по нормальной дороге, и я снова в Старой Вичуге. Заглянул в здание автостанции и выяснил, что удача мне сопутствует и через сорок минут пойдет автобус обратно в сторону Вичуги. Пошел в поисках своей цели и по дороге обнаружил еще одного Ильича у старинного особняка. Надо же, такой маленький населенный пункт, а в вождях недостатка нет. Наконец вышел к скверику с долгожданным парным скульптурным портретом Ильича и Красноармейца и загрузил фотокамеру работой.

Больше особенно ничего интересного в селе не оказалось, и я вернулся на автостанцию. Вскоре подошла газель, которая и подхватила меня и еще пару других пассажиров, обрадованных такой оказией. Третий натужный проход по Вичугскому автобану - и я снова у вокзала. Вся эта моя локальная авантюра с увековечиванием на фото памятника вождю мирового пролетариата заняла менее часа. Теперь два с половиной часа в моем распоряжении для постижения Вичуги.

Двинулся в сторону предполагаемого центра по улице 50-летия Октября. Поначалу архитектурных шедевров не наблюдалось. Дома - в основном те же пятиэтажки образца 70-х годов. Потом стали появляться более-менее старые здания, на которых может задержаться взгляд. Жители же города проводили свой субботний досуг не так экзотично, как в Кинешме - видимо, за отсутствием мест пригодных для подводного лова. Поведение обывателей в выходной день было более привычным для российской глубинки - мужская часть группками толпилась у продовольственных магазинов, употребляя хмельные напитки, в основном пиво.

Да, вот еще что. Характерной чертой города Вичуга на радость фанатам операционной системы Линукс является большое количество прикольных урн в виде символа Линукса - пингвинов. Linux forever!

В конце улицы 50-летия Октября оказался целый ансамбль старинных особняков или усадеб. Перед самым большим из них - там сейчас расположены какие-то административные учреждения - оказался вичугский Ильич. Характерная особенность этого экземпляра - своеобразный сильный наклон памятника вперед. Либо скульптор пытался показать таким художественным приемом устремленность вождя в будущее, либо был тайным поклонником прыжков на лыжах с трамплина - сие мне неведомо.

Обогнув справа монументальное административное здание, я оказался перед входом в городской парк. Здесь у входа располагается мемориал героям Великой Отечественной Войны, а сразу за ним - ворота в парк. Летом тут по всей видимости красиво - парк старый и довольно большой. Но сейчас он покрыт подтаявшим снегом, затрудняющим прогулки по нему. С правой стороны по ходу движения вдали проглядывают качели-карусели, а уж совсем вдалеке виднеется стадион. По краям центральной аллеи расположены две парные скульптуры. Одна из них - мужчина, демонстрирующий листок бумаги, на котором начертаны слова "Закон о мире", и другая - женщина, которая, к великому сожалению, ничего интересного в руках не держит. На выходе из парка обнаружилась еще одна дошедшая до наших дней скульптура рабочего неидентифицированной профессии, возможно, шахтера, судя по его чумазости.

Выйдя из парка, обогнул его с другой стороны и двинулся в направлении вокзала, намереваясь за оставшееся до отхода поезда время где-то перекусить. Очень удачно обнаружил столовую опять же на ул. 50-летия Октября в пяти минутах ходьбы от вокзала (я почему-то не заметил ее, когда шел по этой улице вначале). Как и многие другие провинциальные столовые, она оказалась достаточно дешева и блюда вполне достойны к употреблению. Полный обед обошелся мне всего в 50 руб.

На вокзале в единственную кассу стояла очередь из трех человек, все они покупали предварительные билеты на пассажирский поезд. Автоматизированной системы продажи в Вичуге нет, поэтому кассирша звонит по телефону и выписывает билет вручную. Как раз в этот момент она заканчивала оформлять билет и сделала перерыв, чтобы обслужить страждущих поехать на пригородном поезде Кинешма - Иваново, который вот-вот должен был подойти. Купив билет, я вышел на платформу, где уже было многолюдно - кинешминской собаки дожидалось с полсотни человек. Вскоре с небольшим опозданием подошел поезд. Необычность его заключалось в том, что несмотря на наименование в расписании его как "Кинешма - Иваново", таблички на вагонах опровергали это надписью "Иваново - Юрьев-Польский". Впоследствии, как я и предполагал, оказалось, что по прибытию в Иваново поезд отстаивается там полчаса и следует дальше в Юрьев-Польский под другим номером. Состав оказался длинным - целых 10 вагонов. На многих из них было указано "Детский", т. е. допускались туда только родители с детьми

.По приходу поезда из него стали выходить пассажиры, и делали они это очень долго. Таким образом большая часть прибывших из Кинешмы выгрузилась здесь. Из полутора десятков человек, толпящихся перед вагоном, что я выбрал для посадки, основная часть к счастью оказалась провожающими, и село нас в полупустой вагон всего человек пять. Заняв удобное место у окна, я предался созерцанию пейзажей за окном. Ехать по расписанию предстояло ровно два часа. В Ермолино народу в вагоне прибавилось. В мой отсек подсели пара рыбаков, возвращавшихся с подледного лова, а на боковое место напротив - женщина с большим количеством жареных семечек и большим сканвордом во весь лист газеты. Больше никаких значимых событий в дороге не было. Рыбаки делились воспоминаниями об очень больших пойманных рыбах, женщина с кроссвордом и семечками наслаждалась их лузганьем-разгадыванием, а я слушал Лед Зеппелин и смотрел в окно. И было нам всем хорошо.

В Иваново прибыли с опозданием в пятнадцать минут - долго стояли на Сортировочной. Перрон встретил нас очень большим скоплением жаждущих сесть в наш поезд пассажиров, которые образовали с трудом проходимую толпу перед дверьми вагонов, так что все мы, кто не ехал далее в сторону Юрьева-Польского, еле протиснулись через них на выход. В планах у меня есть со временем посетить Юрьев-Польский и Гаврилов Посад. Но теперь-то я знаю, что только не собакой от Иваново!

Пасмурная погода и опоздание пригородного поезда сыграли со мной злую шутку. Я рассчитывал застать в Иванове светлого времени часа два для беглого знакомства с городом, но получил в итоге едва ли час. Еще не приняв решение о своих дальнейших планах, пока что сел трамвай и поехал в сторону центра города к площади Революции с тем, чтобы пройтись пешком по ул. Ленина и, пока более-менее светло, поглазеть на город и поснимать (не Ивановских невест, разумеется, а в смысле пофотографировать). Трамвай ехал как положено настоящему трамваю, без дураков - подпрыгивая и дребезжа на ухабах всеми своими металлическими частями. Люблю такую езду.

На площади Революции осмотрел памятник революционным рабочим Иваново-Вознесенска - классный образчик соц-реализма. Круче этого памятника в Иванове только голова некоей женщины революционного вида на привокзальной площади, это совсем уж полный шедевр. Жалко, что в темноте снимок у меня не вышел. От площади Революции пошел в обратную сторону. В целом, район улицы Ленина мне понравился. Очень разноплановые здания, яркие витрины магазинов, среди которых выделяется своей монументальностью ТЦ "Эльдорадо", много мест для проведения культурного досуга ивановцев, включая казино. Видел строящуюся на пожертвования граждан Троицкую церковь. В общем, натуральная столица, хотя бы и области. На улице довольно много народу, в основном молодежь.

Зашел также в небольшой скверик на берегу реки Уводи, погулял и там. Так и ходил по центру Иваново до наступления темноты. Резким контрастом к центральной улице оказались прилегающие к ней районы - абсолютно не освещенные и безлюдные. Может, там и были интересные места, но в кромешной тьме не было возможности что-либо разобрать. Поэтому в темные и пустынные дебри я углубляться не стал.

Наступило время принимать решение о дальнейших действиях. Побаливала потянутая мышца на ноге, пасмурная погода не добавляла энтузиазма, и после непродолжительных споров с самим собой решил все-таки возвращаться домой, оставив Шую и Ковров на будущее - на более теплое и светлое время года.

Вернулся на вокзал, купил билет на поезд, часа два до поезда почитал книжку в пустом зале ожидания и вскоре слегка усталый, но вполне довольный, дремал под перестук колес на пути к родному дому.

 

Используются технологии uCoz