ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Подмосковье. Серебряные Пруды и Узуново
Ноябрь 2003 г

 

 

В бывший день Октябрьской Революции, а ныне праздник Согласия и Примирения я решил совершить очередное небольшое путешествие. Так уж получилось, что неделей раньше мы с друзьями осуществили поездку в Кострому, поэтому в эти выходные я решил далеко не ездить, а продолжить исследование Подмосковья. Как вариант, рассматривалась также Калужская область, а точнее город Таруса, но после недолгого колебания в выборе между Тарусой и подмосковными Серебряными Прудами чаша весов склонилась в сторону последнего варианта. Во-первых - Серебряные Пруды - самый отдаленный райцентр Московской области, во-вторых, город, а точнее, поселок, находится после станции примыкания Узуново - конечным пунктом московских электричек, работающих на постоянном токе, и мне хотелось прокатиться от Узуново до Прудов на пригородном поезде Узуново-Павелец. А живописную Тарусу можно оставить на более подходящий сезон - лето или раннюю осень.

Расписание узуновских электричек составлено, как это часто бывает на российских железных дорогах, крайне неразумно. Первая электричка идет от Павелецкого вокзала в четыре часа утра с минутами, что мало кому подходит (либо ночевка на вокзале, либо приходится добираться из дому до вокзала на такси). Следующая - в 7-23 - самая удобная, т.к. с ней как раз стыкуется поезд Узуново-Павелец, отправляющийся через 20 минут после прибытия первой в Узуново. Дальше - опять большой перерыв. И даже в связи с праздником дополнительных поездов не назначили.

На Павелецкий вокзал приехал минут за двадцать до отхода поезда. Во все три кассы стояли огромные очереди - народ у нас очень любят ездить куда-нибудь по праздникам. В итоге в поезд сел всего минуты за три до его отхода. Оставшиеся в незначительном количестве свободные сидячие места быстро заполнились на платформе Товарной и станциях, стыкующихся с метро - Нижние Котлы (м. Нагатино), Коломенское (м. Варшавская). А толпы пассажиров, севших в Бирюлево и Расторгуево, забили уже все проходы.

Электропоезд - из новых, с вагонами приятной бежевой окраски, с мягкими сиденьями (что немаловажно для 3-х часовой поездки), с новыми окнами улучшенной конструкции. По случаю праздников электро-торговцев канцелярскими товарами, печатной продукцией, иголками, семенами, отвертками, пакетами, батарейками и прочим хламом оказалось на удивление мало, да и только на начальном участке пути, где им еще удавалось пройти по вагону.

Электричка дальняя, останавливалась только по значимым пунктам, после Домодедова разогналась и шла с приличной скоростью. Только начиная с Михнево, народ стал потихоньку выходить. В узловом Михнево, кстати говоря, я уже бывал, когда катался на электричках по участку Большого Московского Кольца от Столбовой через Детково. Симпатичный поселок.

Первые сидячие свободные места в вагоне появились только через два часа после отправления, уже после Каширы. Два мужика, стоящих рядом в проходе, с изумлением констатировали, что впервые доехали до родного Ожерелья стоя всю дорогу на ногах. Контра прошла после Михнева, лениво отбрывкиваясь от нападок пассажиров по поводу того, что надо бы в праздники назначать дополнительные поезда. После Каширы поезд сбавил ход и до Узуново медленно тащился еще почти час. В крупном транспортном узле Узуново на платформе было невероятное столпотворение. Через 15 минут уходил мой поезд на Павелец и следом за ним через 7 минут по другому ходу - пригородный на Рязань. На переходном мосту образовалась пробка из сотен спешащих на эти поезда людей.

В конце концов, одолев мост, я все же перешел на другую платформу, где наблюдал финальные кадры захватывающего зрелища - штурма четырех общих вагонов моего поезда Узуново-Павелец. Десятки пассажиров, многие с неподъемным багажом - ведра, корзины, разные металлоконструкции - пытались вскарабкаться с низкой платформы в переполненные вагоны. Биться за место под солнцем мне решительно не хотелось, решил чуток подождать, хотя было немного тревожно - неужели мне места не хватит? Но вот наиболее активные утрамбовались в середину вагонов, и те, кому ехать недалеко и я в том числе, спокойно заняли оставшееся место в тамбуре. Было почти не тесно и даже удавалось открыть двери, освободить подножку и выпустить немногочисленных пассажиров на двух промежуточных до Прудов остановках. А в Серебряных Прудах нас из вагона сошло сразу человек десять, и в вагоне стало совсем просторно. От Узуново до Прудов ехали всего минут 15, билеты никто не продавал и не проверял.

В Серебряных Прудах зашел в здание вокзала и убедился, что в расписании изменений нет, и что обратный поезд в Узуново будет только в три часа, что мне явно не подходило - столько времени по Прудам я болтаться не намеревался. Ну что же, назад придется выбираться автотранспортом.

Глянул на карту поселка и пошел в сторону центра, по улице с хорошим названием - улица Механизаторов. Через некоторое время стала проясняться сущность поселка. Серебряные Пруды застраивались, видимо, не так давно, поэтому дома в основном новые, небольшой этажности - 3-4, реже 5 этажей. Наблюдалось достаточное количество особнячков, построенных из красного кирпича. Частные же домики сельского типа довольно однородны и безлики, и в этом плане отличаются от более живописных домов, скажем, в Дрезне или Павловском Посаде. Но с другой стороны, везде довольно чисто и ухожено.

Пройдя улицу Механизаторов, вышел на улицу Первомайскую, где судя по карте должны были находиться Дом культуры и два каких-то памятника. Около ДК и обнаружился один из них - памятник маршалу Чуйкову, как оказалось, уроженцу здешних мест. На противоположной стороне улицы рядом со зданием администрации вопреки ожиданиям оказался не памятник Ленину, а памятник героям Войны.

Далее по ходу справа показалась строящаяся церковь. Похоже, теперь кроме обязательных для любого районного центра Дома Культуры, районной поликлиники, районного УВД, районного стадиона в райцентре непременно должна присутствовать районная церковь. Кстати, районный стадион оказался тут же неподалеку, весь из себя новенький с иголочки, с новыми разноцветными сиденьями на трибунах, хорошим газоном на футбольном поле. Все это я увидел через забор, т.к. вход на стадион был закрыт, наверно, чтобы несознательные граждане не попортили такую красоту. Граждан, отмечу, с утра на улицах почти не наблюдалось.

На пересечении улиц Первомайской и Советской обнаружилось большое интересное здание, состоящее из трех состыкованных каменных кубов. В каждой секции на первом этаже было что-то интересное. В одной - районный ЗАГС, в следующей - культурный центр "Наследие" им. Сергея Столярова. Позже я специально выяснил, кто же такой был С. Столяров. Оказалось, это знаменитый актер, сыгравший главную роль в фильме "Цирк" Александрова (с Любовью Орловой), а также снимавшийся в фильмах "Садко", "Илья Муромец", "Василиса Прекрасная". К тому же он был моделью для скульптора Мухиной для ее великой работы "Рабочий и Колхозница". Вот так.

Свернув под прямым углом направо, пошел по центральной улице Советской в сторону рынка, автостанции и моста через реку Осетр. Улица застроена рядом жилых домов-новоделов и многочисленными магазинами и магазинчиками, все это не без архитектурных излишеств.

Дошел до автостанции, выяснил, что в расписании автобусов на Узуново перерыв до двух часов, т.е. гулять мне по Прудам еще почти два часа. Зашел на местный рынок, где в данный момент сосредоточилось все бодрствующее после вчерашнего отмечания бывшего революционного праздника население. Как ни крути, а в глубинке вещевой рынок - одно из самых популярных развлечений, по крайней мере для прекрасной половины.

Тут же рядом обнаружился и памятник Ильичу, незамедлительно запечатленный для коллекции. Памятник оказался весьма хорош - черты лица вождя хорошо проработаны, пропорции соблюдены, поза непринужденная, в руке же имеет место не кепка, а какой-то документ, возможно, Апрельские тезисы. Стоит Ильич в скверике, но вот деревья вокруг памятника - не хвойных пород, как чаще всего бывает, а лиственных.

Долго ли, коротко ли, но наконец дошел до реки. Река в Прудах прозывается Осетр. В глаза сразу бросается большой капитальный пешеходный мост, оказавшийся явно избыточным, т.к. рядом с ним мирно сосуществовал более скромный мост для автотранспорта, на котором были также два тротуара для немногочисленных пешеходов.

На автомобильном мосту стояла пара рыбаков, некоторое время понаблюдал за их попытками что-либо поймать. Не то, что осетров, давших название реке, обычных плотвичек при мне они не поймали, и я пошел дальше в старую часть поселка. Здесь не оказалось ничего интересного в архитектурном плане. Снова безликие частные дома. Единственное, что бросилось в глаза - ухоженность палисадников - мусора нет, сорняки выкошены, кусты подрезаны.

Дошел до дома-музея маршала Чуйкова, глянул на него снаружи - идти внутрь не хотелось, хотя калитка была открыта - видимо, музей работал и в праздник. Вернулся к станции, где меня тут же вычислил как приезжего некий бомбила и предложил мне за 100 (сто!) рублей доехать до Узуново, поскольку "другие берут по 120 за машину". Я с негодованием отверг сие гнусное предложение - и цена моментально понизилась до 50. Сбивать цену далее не хотелось, поскольку торопиться в Узуново не было смысла - электричка на Москву отправлялась оттуда только в 15-05, а ехать тут всего минут 15-20, так что автобус в 14-05 меня вполне устраивал.

Еще с полчасика я посвятил осмотру прилегающего к автостанции района, но ничего особо интересного не обнаружил. Минут за пятнадцать до отхода автобуса вернулся на станцию, где уже шла вербовка в микроавтобус на 8 человек до Узуново по 15 руб. с человека. Вот это уже была реальная цена, и я подписался на эту транспортную услугу. Через четверть часа мы уже были на ж/д станции Узуново, разительно отличавшейся от утреннего сумасшедшего вертепа абсолютной безлюдностью. Купил билет на электричку до Москвы и пошел осматривать поселок, поскольку времени до отхода поезда был целый час.

Жилая часть Узуново являет из себя десятка два одинаковых трех-этажных блочных домов-близнецов в обрамлении елочек. Похоже, живут тут семьи железнодорожников, ибо это единственное занятие в небольшом поселке, но значимом ж/д узле. К поселку примыкает небольшой сквер с одной из немногих достопримечательностей Узуново - памятником героям ВОВ. Особенностью станции оказалось наличие сразу двух водонапорных башен, стоящих рядышком - старая и помоложе. Рядом со станцией небольшая свалка списанной ж/д техники. Вот, пожалуй, и все достопримечательности поселка.

В ожидании собаки на Москву на платформе рискнул купить у тетушек самопальные пирожки, и не пожалел - качество у них оказалось отменным. В назначенный час сел в почти пустую электричку до Москвы. Промелькнул в голове вариант выйти в Ожерелье и за 50 минут до следующего поезда бегло его осмотреть. Но пока ехал целый час до Ожерелья, меня сморило в теплом вагоне, и поэтому выходить там не стал, а поехал прямиком в Белокаменную. В начале седьмого, уже в темноте, вышел на станции Коломенская, сел в метро и около семи вечера уже был дома. Еще один ряд серых будничных дней скрасился этим небольшим путешествием.

 

 

Используются технологии uCoz