Золотая осень уже почти закончилась. Приближался очередной уикенд, и можно было выделить один выходной для посещения какого-нибудь колоритного русского городка неподалеку от Москвы. Выбор пал на Зарайск. Что я знал об этом городе? То, что он довольно старинный, одного возраста с Москвой. То, что там есть кремль. Вполне достаточно для знакомства с городом. До Зарайска удобнее добираться на автобусе от Голутвина (автобусы идут каждый час), можно и от Луховиц (чуть ближе по расстоянию, но автобусов всего штук 5 за день). Я выбрал второй вариант, поскольку для Коломны, где и расположена станция Голутвин, требуется отдельная поездка, а тут появляется возможность заоодно бегло посмотреть и Луховицы, где я до этого тоже ни разу не был. Проснулся раньше, чем сработал будильник - по закону подлости именно в выходные, когда организму предоставляется возможность отоспаться, он взбрыкивает и начинает функционировать в активном режиме очень рано. Но в данном случае это было кстати, и на Казанском вокзале я был уже без четверти семь. Как раз по расписанию шла рязанская электричка в 7-10, следующая - только через полтора часа. Но тут-то и прозвучал приговор из динамика - "По техническим причинам электропоезд до Рязани проследует только до Шиферной". Можно было бы, конечно, плюнуть на удар судьбы и дождаться следующую голутвинскую и таким образом пропустить визит в Луховицы. Но в расписании значилась также электричка-экспресс "повышенной комфортности", как она называется на ж/д, или в просторечье "попугай", отправлением в 7-15, идущая до Рязани и делающая только три промежуточных остановки в Голутвине, Луховицах и Рыбном. Значит судьба - за повышенный тариф можно потешить свой зад мягким сиденьем, причем в присутствии чистой публики, проводниц в фирменной форме, буфета, туалета и прочих достижений цивилизации. Билеты на это чудо-поезд продаются в отдельном зале. Очереди во все три кассы оказались приличными, двигались медленно, поскольку билет на попугай продается как на поезд дальнего следования - с вбиванием паспортных данных. И сам билет недешев - во второй класс до Луховиц с меня слупили 130 российских рублей, что более чем в два раза дороже обычной электрички. Хотя накануне в пятницу стояла чудная солнечная погода, в субботу прямо с утра по закону подлости она стала ухудшаться. Если в Москве было слегка облачно, то по мере продвижения к конечной цели облака все больше сгущались, и вскоре небо оказалось полностью покрытым бледной пеленой. В низинах и около всяческих водоемов с утра стоял сильный туман. Когда по мостам проезжали Москву-реку и Оку около Коломны, то поверхности рек с мостов за туманом не было видно вообще. Опять фото получатся блеклыми - с огорчением подумал я. Но отступать было поздно. Народу в поезде ехало много, по крайней мере, мой и соседние вагоны были заняты практически полностью. До Луховиц ехали 1час. 45 мин, т.е. почти на полчаса меньше, чем обычной собакой. Луховицы На вокзале в Луховицах я переписал расписание поездов на Москву и перешел в здание автостанции, находящееся тут же рядом на площади. Автобус на Зарайск ушел полчаса назад, а следующий по расписанию был ровно через 2 часа и потом наступал длинный перерыв часов на 5. Таким образом, мне отводилось около двух часов на беглое знакомство с райцентром Луховицы. Поскольку город довольно сильно вытянут вдоль центральной улицы Пушкина и времени у меня было немного, решил ограничиться привокзальным районом, так сказать, исторической частью города. Пошел вдоль центральной улицы - ул. Пушкина и тут же увидел современное строение с вывеской "центр занятости". Около него имела место мини-площадь с елочками и с каким-то памятником. Подошел ближе - композиция являла из себя фигуры двух ангелов. Надпись гласила, что это памятный знак всем луховичанам, погибшим в разных войнах. Довольно редкий вариант - обычно памятники ограничиваются Великой Отечественной войной. Далее по ходу увидел какой-то музей и памятник Петру, заметно уступающему в размерах бессмертному творению господина Церетели в центре Москвы. Около памятника шли строительно-ремонтные работы, и поэтому переходить на ту стороны улицы и проводить детальный осмотр я не стал. Далее дошел до развилки улицы Пушкина. Тут стоял шарообразный монумент, непонятно что символизирующий - то ли мирный атом, то ли мир на земле. Пошел дальше и справа по ходу увидел большую площадь, слегка заброшенного вида, но с группкой елочек. Жизненный опыт подсказал, что это весьма похоже на места, где водятся памятники Ильичу. Подошел ближе - точно, Ильич присутствовал в обрамлении деревьев хвойных пород. Сфотографировал его для своей коллекции. Опять вернулся на улицу Пушкина и пошел дальше. С левой стороны по ходу показался стадион "Спартак", а чуть дальше - детский спортивный комплекс "Дельфин". Так, похоже, что со спортивной жизнью в Луховицах полный порядок. Продолжил прогулку и вскоре дошел до ул. Толстого. Прикинул время, поглядел карту города и решил свернуть налево, осмотреть район вблизи речки Черной и потом уже возвращаться обратно к вокзалу, форсировав реку по пешеходному мостику, обозначенному на плане. Что сразу бросалось в глаза - большая по сравнению с другими городами подобного типа в глубинке зажиточность - на улицах города совсем не было видно домов-развалюх, в значительной мере дома были новые, кирпичные, владельцам многих особняков можно при обращении добавлять титул "новый". Особенно это было заметно на улице Заречной, сплошь застроенной новенькими большими и добротными 2-х и 3-этажными частными домами. Несмотря на ранний для выходного дня час, у одного здания с муниципальным значением уже стояла кавалькада машин - с утра функционировала свадьба. Далее по мостику перешел реку Черная. В этом месте из-за небольшой плотинки речка значительно расширялась, превращаясь в пруд, и на берегу ее пытали удачу немногочисленные рыбаки. Минут за двадцать до отправления нужного мне автобуса я уже вернулся на автостанцию. Приобрел билет за 23 руб. За оставшееся время сфотографировал здания ж/д вокзала и автостанции и посетил местное отделение сбербанка, где отоварил свою карточку, пополнив наличность. Ну, вот, подошла пора садиться в автобус. Билеты продают без указания места, встал в небольшую очередь на вход, и вскоре мы отправились в путь. Поехали в том же направлении, что я шел до этого, знакомясь с городом, и вскоре доехали до пересечения с шоссе М5, городской участок которого называется ул. Куйбышева. Жилые дома по разным сторонам дороги сильно отличались - справа по ходу это были частные одноэтажные строения, слева 9- и 12-этажки. Опять же все выглядело довольно прилично - без особой обшарпанности и грязи. Далее была единственная после автостанции остановка, где зашло очень большое количество народа (более 30 человек), так что с десяток пассажиров даже поехали стоя. Правда, постепенно у разных деревень люди выходили и через 50 минут в Зарайск мы въезжали уже в сильно неполном составе. Зарайск Зарайск - старинный русский город. По традиционной хронологии он на 1 год старше Москвы. Вообще, для пытливого ума возникает масса вопросов - почему очень большое количество русских городов возникло в 1146-1148 годах, а за 300-400 лет до этого и через 200-300 после практически ничего не строилось. Скорее всего, чудом уцелела какая-то рукопись приблизительно 1148 г. издания, где упоминаются сии города, хотя лет им к тому времени, видимо, было уже немало. Автостанция Зарайска находится в Торговых палатах, рядом с Кремлем. Вот с Кремля-то я и начал осматривать город. Ну, естественно, предварительно ознакомился с расписанием автобусов и убедился, что с выездом проблем не будет - автобусы на Коломну шли в среднем чаще, чем раз в час. Для начала обошел Кремль по периметру. Зарайский Кремль достаточно велик по площади. Несколько башен венчают крепостные стены, с трех сторон имеются крепостные ворота, но вход на территорию осуществляется только через одни из них. Состояние древнего исторического памятника хорошее. Затем вернулся к исходной точке и, поскольку рельеф города довольно холмистый, захотел посмотреть на Кремль с более высокой позиции и в поисках хорошего вида пошел по улице Водопроводной (она же улица им. 25-летия Победы). К сожалению, сплошной ряд домов не давал возможности подойти к крутому берегу речки Монастырки и с ее берега получить ожидаемую картину и сфотографировать сам Кремль. На противоположной стороне улицы стояло какое-то недостроенное здание, с которого в принципе можно было бы получить более привлекательный снимок, но я все-таки не одержимый папарацци, чтобы на него карабкаться. В итоге вернулся назад и пошел уже непосредственно внутрь Кремля. Внутри крепостных стен находятся два собора - Иоанно-Предтеченский и Никольский собор постройки конца 17 века. Также наличествовали новодельная часовенка и памятник князьям Федору и Ивану (к сожалению, подробностей о них не знаю). В отличие от других церквей города, соборы в кремле подверглись реставрации и сейчас находятся в хорошем состоянии. Осмотрев весь комплекс с внутренней стороны, вышел наружу из Кремля и двинулся в сторону площади Революции. Здесь с одной стороны стоит величественная, но в состоянии, требующем реставрационных работ, Троицкая церковь. С другой стороны площади - памятник воинам, погибшим в Отечественную. По улице Советской дошел до Советской же площади и сфотографировал для коллекции зарайского Ильича - памятник довольно приличного качества, разместившийся в уютном скверике. Далее миновал здание районной администрации и прошелся по улицам Дзержинского и Благоева. Феликса нашего железного все знают, а вот Димитр Благоев - болгарский революционер - редкий гость в наших краях. Какое прямое отношение он имеет к Зарайску - не знаю, но памятник ему здесь поставили. После этого путь мой лежал к водонапорной башне. Зарайская водонапорная башня - самая большая и самая красивая из всех виденных мной до этого момента в разных городах подобных сооружений. Расположена она в сквере в тихой части города и в эту осеннюю пору сквозь пламенеющую листву смотрится просто замечательно. Далее мимо полуразрушенной Никольской церкви дошел до сквера с заброшенным Домом Культуры, бюстом дважды героя Леонова и аллеей Героев с памятниками зарайцам - Героям Советского Союза, числом около десяти. Сквер немного заросший, но видно, что минимальный уход за аллеей Героев ведется. Тут уже центр города заканчивается. Напоследок осмотрел мемориал воинам 140-го Зарайского пехотного полка, который отличился в кампании против турок при оказании интернациональной помощи братскому болгарскому народу во времена освобождения его от османского ига. Надпись на стеле поведала также, что 140-й полк участвовал в событиях 1905 г на стороне восставшего пролетариата. Ну и заключительная часть моего плана знакомства с городом - посмотреть, как же выглядит прекративший свою активную деятельность много лет назад ж/д вокзал Зарайска. Несмотря на абсолютную заброшенность здания вокзала, жизнь на станции еще теплилась. На рельсах был небольшой накат, на двух стрелках были видны следы масла. Работала диспетчерская. Пока я фотографировал пути, здание вокзала и водонапорную башню, вдруг показался маневровый тепловоз. Как по заказу он подъехал ближе, машинист вышел, вручную перевел стрелку, зашел за путевыми документами в домик к диспетчеру и через пять минут поезд уехал. Насладившись зрелищем активной путевой жизни, я пошел обратно. Время для гуляния еще было, и я углубился от центральной части города в сторону какого-то микрорайона. И зря. Ничего интересного там не было - обычные скучные новостройки. Сделав приличный крюк, пошел обратно в сторону центра. И тут вдруг вдалеке, в центральной части города, повалил густой дым. Неужто пожар? Так оно и оказалось. Когда я вернулся в центр, то обнаружил, что горели сараи в глубине двора между домами районного военного комиссариата и ОВД. Улица была полна дыма, стояла пожарная машина, и пожарники меланхолично заливали дымящиеся головешки. Вот такое неординарное событие. Поскольку на ногах я был с шести утра, усталость уже давала о себе знать. В раздумьях - сходить ли еще в расположенный в Троицкой церкви музей - я дошел до автовокзала с целью приобрести билет на автобус. Тут и выяснилось, что расписание движения нарушено в связи с пробкой в районе станции Черной. До Москвы путь был неблизкий, и я решил уже в музей не ходить, а начать выбираться в сторону столицы. Сел на ближайший автобус до Голутвина, который уходил почти с часовым опозданием и практически одновременно со следующим по расписанию, и через час с небольшим уже был на автовокзале Коломны. Списал расписания электричек по малодеятельной ветке Голутвин-Озеры для будущей поездки в Озеры. Хоть там и ходит достаточное число автобусов, но хочется прокатиться до Озер именно по малодеятельной железной дороге. Слишком интенсивно в последние годы МПС уничтожает пассажирское движение по малым ж/д веткам, надо торопиться. Где-то через полчаса пошла электричка Голутвин-Москва. Около двух часа пути до Выхино, еще полчаса по Москве и в восьмом часу вечера я дома - усталый и довольный. День, определенно, прожит не зря. |