Вот говорят - не возвращайся в прежние места, где ты был молод и счастлив. Не знаю, не знаю... Если вначале и были у меня какие-то сомнения на этот счет, то в итоге я не пожалел , что побывал в городе моего детства. В июне 2002г. года мне посчастливилось съездить по приглашению моего друга в Берлин, где он находился в долговременной командировке. В мои грандиозные планы помимо осмотра Берлина, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга входил один обязательный пункт - побывать в маленьком городке Рехлине, что находится в земле Мекленбург-Передняя Померания на берегу живописного озера Мюритц, где давным-давно в юности я прожил в военном городке полтора года. Пробыв в Берлине несколько дней в ожидании супруги, подзадержавшейся в Москве из-за работы, я решил исполнить задуманное. Решено было ехать в субботу - билеты на поезд дешевле, да и с работы Володьке не надо отпрашиваться. Путь предстоял с несколькими пересадками. Сначала полтора часа до Нойштрелица на региональном экпрессе RE. Там через двадцать минут региональный поезд RB до Мирова - ехать двадцать с чем-то минут. Причем, в расписания было указано, что второй поезд идет с платформы Neustrelitz -Sud, до которой нужно идти 8 мин. пешком. В тех краях я был в последний раз много лет назад, и, естественно, о Нойштрелице и Мирове остались весьма смутные воспоминания. Это вызывало некое беспокойство. Восемь минут - это минимум с полкилометра пути. Времени на пересадку между поездами по расписанию двадцать минут. Успеем ли мы найти в незнакомом городе второй вокзал за столь короткое время? Но положились на немецкую упорядочность. Наверняка будут указатели, да не один. А уж от Мирова с центрального автовокзала ZOB, судя по крохам информации, полученным после долгих поисков в сети, должен пойти автобус в 10-30 на Рехлин. Поезд прибывал в Миров в 10:08. Резонно было полагать, что ZOB будет недалеко от ж.д. станции - должны успеть. Накануне вечером я заехал на станцию Фридрихштрассе в кассу, чтобы зараннее купить легендарный и прославленный билет выходного дня Schones-Wochende-Ticket . Кассирша твердо отклонила предложение общаться с ней по-английски. Но оказалось, что моего весьма и весьма слабого немецкого достаточно для такой операции как покупка льготного билета. Добираться от дома до вокзала Zoo, откуда и отходил поезд, где-то минут 40 - около 10 минут пешком до станции плюс минут 30 на надземке. Пришлось вставать довольно рано, дабы не пропустить нужный поезд в 7:43 . Естественно, прособирались долго, но успели впритык. Вообще, чувствуешь себя очень уверенно, столкнувшись с пунктуальной работой Берлинского городского транспорта. Расписание движения автобусов, надземки, поездов выполняется с точностью до минуты. Сбои бывают, но редко. Поэтому на Zoo прибыли в нужное время, еще и запас оказался минут в десять. Наш поезд на Штральзунд подали буквально за две минуты до отправления. Состоял же этот региональный экспресс всего из трех двухэтажных вагонов. Для лучшего обзора окрестностей сели наверху. Пассажиров было мало, на втором этаже нашего вагона набралось едва ли 5 человек. Почти половину времени ехали по Берлину и по окружной дороге вокруг него. А как только выбрались из Берлина, поезд развил довольно-таки приличную скорость, полагаю, километров 120-140 в час. Так с ветерком, почти не делая остановок, и домчались до Нойштрелитца. По выходу из вагона стали, не мешкая, разыскивать указатели на Neustrelitz -Sud. Через пару секунд уже весело смеялись, обнаружив нужную платформу прямо за спиной в 20 метрах от нас, через подземный переход. Как мы ни старались идти медленно, но 8 минут не получилось, от силы потратили на весь переход одну минуту. (Кстати, позднее на сайте немецких железных дорог я смотрел какое-то расписание, связанное с пересадкой в Москве. Так вот, там отводится на пересадку с Казанского вокзала на Белорусский 2 часа!) Обогнув здание вокзала, вышли к ожидающему нас поезду RB до Мирова. Это был старинный двухвагонный дизель величиной чуть больше трамвая, стоявший под парами на старых, тронутых ржавчиной рельсах. Станция имела слегка потрепанный вид, но как и на любой станции немецких железных дорог, имелось ставшее уже привычным желто-белое расписание. Пассажиров в поезде оказалось немного - четверо ребят с велосипедами (они сели в первый вагон) и еще одна фрау, севшая, как и мы, во второй. Через некоторое время подошли машинист и кондуктор. Кондуктор проверила билеты и дала сигнал к отправке. Дизель взревел, и, подпрыгиваю на стыках, поезд тронулся. Поскольку все ехали в Миров, то машинист не остановился на станции Gross-Quasow, которая представляла из себя какую-то будку в чистом поле без малейших признаков жизни. Уж не знаю, были ли случаи в истории немецких железных дорог, чтобы там кто-нибудь выходил или садился. На следующих двух станциях поезд все-таки решил остановиться. Там тоже никто не сел и не вышел. Но один из ребят перешел в наш вагон, где был туалет. Сделав свои дела, он оказался разлучен с друзьями, поскольку между вагонами перехода не было, и остаток пути они провели, общаясь между собой при помощи жестов через окошко. Дорога была достаточно живописна, т.к. проходила по территории национального парка. Несколько раз видели косуль (или оленей - не силен в биологии), которые подходят прямо к железнодорожному полотну. Сама железная дорога старая, с доисторическими семафорами с ручным приводом - какие-то тросы, рычаги, блоки и т. д. Хотя поезд ехал медленно, трясло и болтало в нем нещадно. Через несколько дней, когда мы ехали с супругой в Амстердам на экспрессе ICE, который разгонялся до 250 км/час., и там тряски не было вообще. В общем, поездка до Мирова весьма понравилась своей экзотичностью. Долго ли коротко ли, но прибыли в Миров. Вышли на привокзальную площадь и стали искать автосьанцию. Нашли ее сразу и снова от души повеселились, ибо это гордое название носила обычная автобусная остановка. На ней висело расписание автобусов, из коего и узнали, что интернет наврал, и нужного нам автобуса в природе нет вообще, а есть похожий, но по выходным дням он не ходит. Тут мы узрели неподалеку двух престарелых бюргеров и подошли к ним за информацией. Когда они услышали от нас, что мы желаем "nach Rechlin fahren" , они захохотали и один выдал тираду, из которой я извлек ключевые слова " elf kilometer spazieren gehen". Пешком идти одиннадцать км решительно не хотелось, придется заняться автостопом. Мы выспросили у дедков дорогу на выезд из города и пошли в нужном направлении, решив заодно посмотреть по дороге сам Миров. Был я здесь настолько давно, да и то проездом, что, естественно, ничего не узнавал. Ну, заблудиться нам не удалось. Поскольку, как гласит молва, характерная немецкая черта - пунктуальность, информационному обеспечению в Германии уделяется много сил и средств. Повсюду по городу понатыканы различные указатели, карты, расписания, что помогает в путешествии. Миров - городишко типичный немецкий, чистенький и ухоженный. Недалеко от станции расположен мемориал советских воинов, за которым явно хорошо присматривают. По дороге также зашли на территорию какого-то старинного парка с замком местного масштаба. Погуляли там недолго по парку и вскоре вышли на окраину Мирова. В выходные дни почти все магазины в Германии закрыты, а нам надо было бы прикупить кое-какой еды и напитков, поскольку времени на всю поездку было немного, было решено не тратить его на посиделки в каком-нибудь рехлинском кабачке. И как раз на выходе из города увидели неподалеку магазин из сети дешевых супермаркетов Lidl, работавший в субботу. Закупили всяких колбасок-ветчинок, хлеба и зрелищ, в смысле пива - картонную упаковочку пива "Schloss" (одно из самых дешевых и неплохих пив - всего 1.79 евро за упаковку из 6 бутылок), кроме того, Володька взял также свой любимый Jever, а я - Becks и Henninger, на которые запал еще в докризисное время, когда они были в Москве доступны по цене. Несколько утомившись от прогулок по городу, передохнули слегка в чудной тенистой дубраве на выходе из Мирова, и слегка облегчили рюкзак, выпив пивка. Правда, неожиданная находка в глубине чащи в виде надгробного камня прояснила суть дубравы, ну да ладно. Все, теперь мы готовы к продолжению путешествия, можно стопить попутку. Опыта езды автостопом у нас особого не было, но на первое же наше вялое движение руками тут же остановилась первая же попутная машина. Водитель - парень лет 25 - говорил более-менее по-английски, а мы к тому же - худо-бедно по-немецки, и тут же завязалась беседа. Мы попросили довезти нас хотя бы до деревни Фитцен - поворота на Рехлин, там до бывшего советского гарнизона уже недалеко, километра полтора. Но парень оказался жителем Рехлина и ехал как раз непосредственно в Рехлин. В разговоре мы удовлетворили его любопытство, пояснив цель нашего приезда. Он тут же рассказал, что "советский сектор" сильно изменился, его трудно будет узнать. В этом я, в общем-то, и не сомневался. Вскоре мы уже въехали в Рехлин, и наш водитель любезно подвез нас прямо к бывшей границе двух половинок города. От бывшего КПП остались только стены с дембельскими надписями "Здесь был Андрей " и "Здесь был Кабан". Естественно, не было и следа от забора с колючей проволокой, отделявшей нас во время оно от братского немецкого народа. Как и берлинская стена, рехлинская "стена" тоже канула в Лету, оставив подобие этакого филиала "Чарли чек-пойнт". Наш военный городок в свое время являл из себя совокупность множества двухэтажных домов старой постройки, я думаю - 50-х годов, и нескольких стандартных пятиэтажек, в одной из которых мы тогда и проживали. Имели место также офицерский и солдатский клубы, магазины и, конечно, родная школа № 95. В принципе, я с опаской ожидал самого худшего варианта, а именно, что порушено и перестроено все до основания. Действительность оказалась следующей. Мой родной дом, как и его пятиэтажные собратья, оказался полностью снесен. Рядом с их бывшим местонахождением оказался большой холм, видимо образованный строительным мусором. А на месте моего дома оказалась детская площадка. Большинство двухэтажных особняков были реконструированы, и в них теперь живут новые хозяева. В мое время все дома были одинакового кирпичного цвета. Теперь же после ремонта они покрашены в веселенькие цвета и выглядят более нарядно. Но для многих домов хозяев не нашлось. Участь их более печальна, они стоят заброшенными, с зияющими провалами в черепичных крышах. Так же заброшенным, но не разрушенным оказался офицерский клуб . Табличка на заколоченной двери предупреждала об опасности обрушения. Солдатский клуб постигла та же участь.То ли крепки оказались эти постройки, то ли не хотелось немцам с ними связываться, но их не тронули, в отличие от жилых домов-пятиэтажек. На нашу школу тоже не поднялась рука у новых хозяев. Так же, как и учреждениям культуры, ей не нашлось применения, так же ее оставили умирать естественным путем. Дом рядом со школой, где раньше был продовольственный магазин, был перестроен и преобразован в жилой дом. Задний двор школы с хозяйственными постройками и спортплощадкой отсутствовал полностью. Труба от котельной тоже ушла в небытие. Между школой и офицерским клубом расположен сквер. Мне он запомнился наличием некоторого количества небольших кустов и несколькими деревьями по периметру. Сейчас спустя много лет сквер представляет из себя скорее небольшой парк с высокими деревьями. А вот памятника Ильичу, увы, немцы не сохранили. Мы походили по улицам, поснимали на фото и видео. Особое умиление вызвала табличка "Улица Советская", оставленная на одном из домов новыми хозяевами. Вдоволь нагулявшись по улицам, забрались на могильный холм около моего бывшего дома, на верху которого стояла скамеечка, и открывался чудесный вид на окрестности, и справили тризну по ушедшей юности посредством пива, хотя здесь была бы более уместна водка. С холма просматривалось озеро, где в свое время стояло множество лодочных гаражей, поскольку многие тогда имели личные плавсредства. Мне хотелось посмотреть на озеро, но пройти к нему в этом месте мы не смогли, т.к. здесь сплошняком шли частные владения, заборы и т.д. Тогда мы решили сходить за пределы городка в то место, что мы раньше называли "косой" - это что-то вроде зоны отдыха на озере Мюритц. Из сети я уже узнал, что за последние годы там построен большой яхт-клуб, и это место весьма популярно у немцев. Кроме того, где-то там поблизости должен был быть музей авиации. И вот я шагаю по дороге, по которой не раз ездил много лет назад на велосипеде Пензенского завода, купленного у заменяющегося в Союз прапорщика за 50 марок и проданного нами за 40 марок кому-то из вновь прибывших, когда подошла наша очередь уезжать. Деревья вдоль дороги за прошедшие годы изрядно подросли, если не сказать больше. С левой стороны периодически появлялись заброшенные дома. Я с трудом уже вспоминал, что здесь были какие-то военные помещения - штаб, казармы, столовая. Поскольку в этом месте я бывал в то время редко, то и в памяти осталось мало подробностей, только общая картина. Периодически нас обгоняют на велосипедах местные жители, при этом все по хорошей деревенской привычке здороваются. Мы тоже радостно кричим в ответ "Халле-о-о". Через некоторое время увидели вдалеке настоящий самолет. Подошли поближе. Это и оказался музей авиации. В само здание не пошли - 3 евро за билет - не деньги, просто времени у нас было маловато. Только заглянули в окошко - там на стенах было видно множество фотографий времен войны, во время которой в Рехлине был аэродром и здесь Люфтваффе испытывало первый германский реактивный самолет. Быстренько осмотрели небольшую подборку авиатехники, выставленную под открытым небом и пошли дальше. Местность узнавалась с трудом - произошло много изменений, да и память не все детали сохранила. Но идти было приятно - середина июня - пора цветения липы, запахи просто одуряющие, в воздухе раздается птичья разноголосица. Впервые в жизни я увидел воочию настоящего соловья, к тому же при исполнении. Пугливая птица, редко показывающаяся людям на глаза, тут сидела на ветке и выдавала чудные трели. Кстати говоря, в Германии гораздо чаще соловьного пения можно услышать пение дроздов - они поют ничуть не хуже. Еще минут через десять, сверившись с очередным указателем, вышли к большому комплексу зданий, сооружений, яхт, катеров и прочего. Это и был построенный в недавнее время яхт-клуб. На озере в этот день как раз проходила регата, и мы полюбовались некоторое время белоснежными красавицами-яхтами. Но время уже поджимало, нам нужно было успеть на поезд из Мирова на 16:48, иначе следующий поезд на Нойштрелиц пойдет только в 19:45 и в Берлин приедем слишком поздно, а хотелось еще по вечернему Берлину погулять. Так что пошли той же дорогой назад. Прошли снова через "советский сектор", я сделал последние снимки школы, сказал "прощай" городу своего детства. Еще минут двадцать шли по "немецкой части" Рехлина, где я периодически запечатлевал аккуратные дома с ухоженными палисадниками. В одном из палисадничков какой-то рачительный бюргер устроил филиал авиа-музея - прямо посреди лужайки лежал авиамотор с погнутым пропеллером. Наконец мы дошли до поворота и вскоре застопили попутку до Мирова. Водитель оказался общительным, много рассказывал про своего паразита-шефа, который заставил его работать в субботу, и этот крутой навороченный джип тоже, оказывается, принадлежал шефу. Как и первый наш подвозчик, этот тоже ради нас дал крюка и подвез прямо к вокзалу в Мирове, хоть мы и вежливо отнекивались. До отхода поезда оставалось еще минут двадцать, он уже стоял под парами. Кондуктор - уже другая фрау - узрела наш интерес к этому средству передвижения и прочитала нам длинную малопонятную лекцию о дизеле. Выяснилось, что не так-то поезд и стар - сделан в 1970 г. (она разыскала где-то сбоку на вагоне и предъявила нам заводской шильдик). Хотя я, честно говоря, мало что понял из ее речи, мы поблагодарили ее, сели в поезд, где она, приняв важный и официальный вид, тщательно проверила наш льготный супер-билет, билеты других немногочисленных пассажиров и дала сигнал к отправке. Опять тряская живописная обратная дорога до Нейштрелица. Снова "долгий 8-минутный" переход до главной платформы. Здесь мы ждали поезд до Берлина минут 15 . Поезд опоздал на 5 минут, что в общем-то в Германии происходит не так уж часто. В этот раз вагон был более загружен - дело уже шло к вечеру, к тому же был выходной день, да и экспресс был дальний, Штральзунд - Эльстерверда, но свободных мест все равно было достаточно. Через полтора часа мы выгрузились на вокзале Zoo, пересели на городскую электричку (билет Вохен-Энде-Тикет действует в Берлине на электричке-"эске", но не действует в метро), доехали до станции Hackisсhe Markt и пошли бродить по чудным улочкам и переулкам вечернего Берлина. Но об этом - в другой раз... |