Неожиданное путешествие на поездах из Москвы в Прагу Как и годом раньше, в Прагу мы должны были лететь чартером через Пардубице. Но! Вулкан подкрался незаметно. Первые новости из Исландии по-началу воспринимались достаточно равнодушно. Потом так же спокойно воспринималась весть, что аэропорты в Европе закрываются один за другим. И только за два дня до вылета в голову наконец-то пришла ошеломляющая мысль – а что если если задержат или вообще отменят и наш рейс тоже? Итак, опасность задержки или вообще отмены вояжа стала реальной. Опаздывать на несколько дней (если вообще пролететь с посещением Праги) не хотелось, помимо этого, не хотелось еще и по той причине, что уже были куплены через интернет обратные электронные билеты из Дрездена в Прагу на поезд на вторник, при том, что в Праге мы должны быть в лучшем случае в воскресенье в полдень. Вылет нашего чартера в Пардубице по графику должен быть состояться в воскресенье 18 апреля в 8 утра из Внуково. В субботу после обеда я в очередной раз залез в интернет и узнал, что наш вылет переносится на 8 вечера. К тому времени вал задержанных и вовсе отмененных рейсов нарастал. Почему-то в новостях Чехия оставалась одной из немногих стран, еще не закрывшей свои аэропорты, но шереметьевское табло показывало, что все регулярные рейсы на Прагу и обратно уже отменены. 8 вечера – не предел, это только начало – подумал я (и оказался впоследствии прав). Подумав буквально еще несколько минут и посовещавшись, мы приняли судьбоносное решение – не ждать у моря погоды, а плюнуть на авиабилет и ехать до Праги на поезде, причем немедленно. Ясно дело, что предстоят дополнительные транспортные расходы, но сидеть на чемоданах во Внуково и трепать себе нервы неопределенностью очень не хотелось. На Белорусском вокзале возле международных касс было, мягко говоря, оживленно. Сотня, а то и больше, взбудораженных пассажиров безуспешно осаждали кассы, билетов до Праги не было уже на 3 дня вперед, до Варшавы – на 2 дня. Зато через полтора часа уходил поезд до Бреста, вот на него-то мы, отчаявшись добыть билеты на прямой поезд до Праги, и купили билеты (разорились на купе). Вскоре, попив пивка и слегка успокоив нервы, сели в свой вагон и поехали в неизвестность. Посетили любопытства ради вагон-ресторан, порадовались вполне приличной и недорогой еде и довольно приемлемому белорусскому пиву. В Брест прибыли на следующий день в полдень. На вокзале выяснилось, что единственный подходящий вариант въехать в Польшу – это вечерняя электричка до Тересполя отправлением в 18.30. Был еще и прямой автобус до Варшавы, но ночной, отправлением около полуночи, по времени мы с ним ничего не выигрывали, а даже проигрывали. Что ж, в Бресте получилась задержка, ничего не поделаешь. Но нет худа без добра – теперь мы наконец-то посмотрим Брест. Поменяли российские рубли на белорусские (курс практически 1 к 100), купили сразу заранее билеты на вечернюю электричку по 11.500 бел руб за билет (110-120 руб на наши деньги) и пошли гулять, предварительно сбросив багаж в камеру хранения. Камера хранения на чыгуночном вокзале в Бресте автоматическая, причем роль жетона выполняет советская пятнадцатикопеечная монета. Позже выяснилась суть сложного процесса хранения багажа. Заплатив за пятиалтынный жетон, я получил сам жетон и кассовый чек, который по простоте душевной чуть было не выкинул. А оказывается, порядки тут строгие - просто так при помощи набора нужной комбинации камера не открывается. Надо предъявить чек в кассу и получить еще один жетон, который и бросить в щелочку, и только после этого извлекать на свет божий свои вещи. В итоге скомканный чек после нескольких попыток был отыскан в кармане, и наши сумки вернулись к нам. Что посмотреть в Бресте в первую очередь? Вопрос праздный, разумеется - Брестскую крепость. Узнали на вокзале, как туда добраться, сели на автобус и вскоре уже оказались перед входом в крепость (не перед главным входом, а одним из дополнительных). Часа полтора походили по территории героической крепости. Военная составляющая нашей истории различна - было то, чем мы гордимся, были позорные страницы. Но Брестская крепость стоит особняком. Это квинтэссенция стойкости, мужества, героизма, долга. После осмотра крепости мы вышли через главные ворота и пошли назад, в сторону вокзала. Архитектура Бреста в той части города, где мы были, не сказать, чтобы очень выразительна. Но все же интересные домики по пути периодически попадались. Зато совсем недалеко от Брестской крепости мы случайно наткнулись на железнодорожный музей под открытым небом, который и осмотрели с превеликим удовольствием. Ну вот, подошло время покидать Брест и двигаться дальше. В зале таможенного контроля на вокзале желающих уехать в шенгенскую сторонку оказалось предостаточно. В ожидании контроля мы пообщались с почти что земляками – две семейных пары из Нижнего Новгорода. Они так же, как и мы, имели на руках недельные путевки в Чехию и добирались до Праги на перекладных, но в отличие от нас, уже потеряли один день, ибо их рейс должен был выполняться в субботу. Самое трагикомичное, что после апрельской Праги у них были планы на отпуск в июне, и уже были куплены путевки - куда бы вы думали? В Исландию!!! А сколько будет дымить вулкан, тогда еще никто не знал. И поезда в Исландию не ходят. Нам осталось только посочувствовать коллегам. Где-то минут за сорок до отхода поезда началась процедура пересечения границы Союзного государства. Большая и представительная тетенька в форме таможеника работала одна, и, хотя пальцы она гнула отчаянно, покрикивая строго на господ путешествующих и наслаждаясь важностью своей миссии, службу несла четко и достаточно быстро, за полчаса, раскидала толпу. Вещи она не досматривала, только спрашивала – не везем ли мы валюту больше 3000 уе (тогда потребовалась бы письменная декларация). За прошедшие 8 лет, когда в 2002г. я въезжал в Польшу на поезде, ситуация все же улучшилась. Тогда белорусские таможенники свирепствовали вовсю, обыскивали чуть не всех в вагоне и отбирали всю незадекларированную наличность. Помнится в нашем вагоне тогда ехала женщина, вывозившая свою дочь от первого брака на пмж в Германию. Среди вороха справок у нее не хватило какой-то одной. Чтобы их пропустили, ей пришлось дать запредельную мзду охранникам границ – все наличные деньги и золотую цепочку. Несмотря на вполне онемеченный вид, помнится, материлась она по-русски знатно, хотя и вполголоса. После колоритной таможенной тетушки мы быстро миновали кабинки пограничников и наконец-то вышли на платформу. Поезд Брест-Тересполь являет из себя дизелек, к которому пристыкованы 5 или 6 сидячих вагонов. Потихоньку все вагоны поезда заполнились, и мы отправились в недолгий путь. В вагоне мы совершили стратегическую ошибку, сев на свободные места в конце вагона, пока он был еще пуст (билеты, кстати, с указанными местами, и за резервацию берут лишнюю денежку). К сожалению, вагон наполнился не на все сто процентов, и нас никто не согнал на наши законные места, что сыграло свою роль и в итоге привело к полуторачасовой задержке в Тересполе. До Тересполя поезд идет всего 18 минут. Переехали пограничные зоны (на нейтральной полосе в камышах Буга какие-то неизвестные личности промышляли нерестящуююся рыбу. Кто они были и как они туда попали – науке это неизвестно). Вскоре наш поезд прибыл в Тересполь. Польские погранцы и таможенники проверку устроили прямо на месте, двигаясь с одного конца вагона. Процедура заняла довольно много времени, и когда нас в вагоне оставалось всего человек 5-7, стоящий на соседнем пути поезд на Варшаву ушел, увезя подавляющая часть пассажиров с нашей электрички, так что дожидаться почти два часа следующего поезда на Варшаву осталось всего десятка два человек со всего состава, ну и мы в том числе. Что ж, пойдем смотреть Тересполь. Поменяли в обменнике немножко евриков на злотые, купили билеты до Варшавы (41 злотый или 11 евро) и пошли гулять по городу. Вечерний Тересполь весьма похож на наши небольшие провинциальные города. Так же тихо и скучно, на улицах народу немного. Архитектура тоже не бог весть какая - стандартные многоэтажки вперемешку с деревянными частными домиками, частенько бедного вида. Роднит с нашей глубинкой некоторое наличие асоциальных элементов вблизи ж/д станции. Двое таких подвыпивших кексов даже затеяли небольшую драку, впрочем, весьма дохленькую – так, небольшое толковище, пресеченную без особого энтузиазма полицейскими. Каким образом они наклюкались – казалось весьма странным, ибо в процессе блуждания по улицам городка мы нигде не увидели работающих торговых точек, где можно было бы купить алкоголесодержащие жидкости. В столь позднее время (7 вечера для Европы это уже поздно) да еще и в воскресенье единственным работающим магазином был магазинчик при вокзале, но и там в продаже не было даже пива. Так что достижения польских пивоваров нам оценить не довелось, хотя и было такое желание. В качестве компенсации мы купили в привокзальном магазине всяких колбасок-нарезок и перекусили тут же в зале ожидания. Цены на вполне приемлемые по вкусу колбасные изделия оказались чуть ли не вдвое меньше московских, за поляком мы порадовались. В восемь вечера сели на поезд (он дальний, идет аж до Гданьска). Поговорив с продвинутым соседом-белоруссом, я выяснил, что выходить нам надо не на вокзале Варшава-восточная, а на вокзале Варшава-центральная. Дорога оказалась не очень интересная, пейзажи за окном скучноваты. Зато один раз видели чудо – в абсолютно пустом синем предвечернем небе вдруг показался инверсионный след. Я было подумал, что это польские ВВС несут службу (вулкан ведь, гражданская авиация по всей Европе стоит на приколе). Потом уже по приезду в Москву выяснилось, что это был либо самолет с Медведевым на борту, летящим на похороны Качиньского, либо пробничек-разведчик перед ним, зондирующий воздушное пространство в поисках мистического вулканического пепла. Мда, разводилово с этим самым пеплом получилось знатное... Не хуже компьютерной проблемы 2000-го года. Итак, три часа пути, и вот мы уже в полной темноте оказываемся в Варшаве. Главный вокзал в польской столице весьма бестолков в плане информации. Практически нет табличек с указанием служб – даже билетные кассы мы нашли, лишь слегка поплутав по вокзалу. Положение осложнялось царившей повсюду суматохой. На вокзале был форменный ажиотаж. Всюду толпы местных ментов, некоторые лестницы и проходы перекрыты. Повсюду видны приехавшие поездами официальные делегации в траурных одеяниях, спешащие в Краков, где на следующий день должны были состояться похороны президента Качиньского. Возле международных касс тоже многолюдно. Это русские в основной массе поссажиры пытаются вернуться на Родину – кто-то из Амстердама, кто-то из Мадрида, кто-то из Парижа. Билетов до Москвы, разумеется, нет никаких, поэтому очередь движется быстро. Все отходят разочарованные, но нам-то надо в обратную сторону! Ближайший поезд евро-сити до Вены (с заходом в Прагу) и с пересадкой в Остраве идет в 6.45 утра. Значит, сидеть нам всю ночь в освещенном зале с небольшим количеством не очень удобных кресел. К тому же тетушка в кассе заартачилась продавать нам билеты даже на этот поезд – «зачем вам с пересадкой, езжайте прямым в 9.45». Вот спасибо, мы уж лучше пересядем. Но все же я решил еще поискать варианты, отошел от кассы от бестолковой тетушки и пошел в справочную. Там оказались более вменяемые служивые люди, и мне подобрали на компьютере интересный маршрут – ехать в ночь с двумя пересадками – в Катовице и Богумине. Посовещался я с моей любимой, и этот вариант нам понравился больше. Путь при этом оказывается чуть длиннее и чуть дороже, зато мы будем всю ночь сидеть-дремать в мягких креслах поездов, а не в освещенном вокзале на неудобной скамейке. Да и в Прагу приедем на полтора часа раньше, чем если бы ехали утренним 6-часовым евро-сити-экспрессом. Решено, возвращаюсь в кассу, протягиваю распечатку плана кассиру, расплачиваюсь карточкой (получилось дороговато - по 71 евро за билет). Меньше чем через час садимся в поезд до Катовице (поезд проходящий, дальний, идет аж от Гдыни). Нашли почти пустое купе на 8 сидячих мест, где ехал только один парнишка, так что подремать удалось не только сидя, но и лежа (сиденья раскладываюся вперед, и два оппозитных сиденья трансформируются при этом в замечательную лежанку). Впрочем, через три часа лафа кончилась. Кондуктор, зашедший проверить билеты, сказал, что эта часть поезда в Ченстохове будет отцеплена и пойдет на Краков, поэтому в Ченстохове мы перешли в другой вагон, где уже с трудом нашли не сильно заполненное купе, и еще час до Катовице ехали в тесноте, хотя и сидя. В пять утра приехали в Катовице. Тут у нас было ожидание в течение часа с четвертью следующего поезда – до приграничного Богумина. В пять утра было уже достаточно светло, так что мы даже погуляли в окрестностях вокзала. Всюду траурные флаги, лица у поляков невеселые. За недостаточностью времени далеко от вокзала не отходили, да и темновато было ранним утром. Но какое-то впечатление от города осталось. В зале ожидания попили кофейку, и сон уже меня больше не тревожил. В путь до Богумина мы отправились, когда уже на улице стало совсем светло. Вот этот отрезок пути понравился больше всего. Маленький поезд, практически пустой вагон. Пейзажи за окном разные – поначалу промышленные районы, потом леса и поля. Много зайцев, очень часто рядом с ж/д полотном пасутся олени (в отличие от зайцев они поезда не боятся, спокойно провожая его взглядом). Так незаметно и пролетели два часа пути. Следующая пересадка – город Богумин (я и не сразу понял, что это уже Чехия, лишь увидев вывеску будвайзера, осознал, что остатки польской мелочи– около десяти злотых - на пиво нам уже не потратить). Не суждено было, впрочем, попить нам и будвара – во-первых, было еще рано (около 9 утра), и все было закрыто, да и к тому же у нас не было ни одной кроны. Пошли гулять по Богумину (до экспресса на Прагу в нашем распоряжении было два часа). Городок понравился - тихий, чистенький, уютный, с привлекательной разноплановой архитектурой, с поющими скворцами в кронах деревьев, пока еще без пышной зелени. Вот и пришел черед последнему отрезку нашего анабасиса. Скорый поезд Богумин-Прага идет до столицы Чешской республики почти 4 часа и делает всего несколько остановок – в Остраве, в Пардубице (вот оно наше Пардубице – окольными путями мы до него добрались!), в Колине. В половине первого прибыли на Главный вокзал Праги. Поначалу-то хотели сразу вписаться в отель (от Главни надражи до «Ольшанки» всего 3 трамвайных остановки) и лишь потом делать все остальные дела. Но поскольку ул. Политицких Везню находится совсем рядом с вокзалом (всего минут пять ходьбы по ул. Оплеталова), то мы прямиком направились к знакомым арабским обменникам. Тут поменяли евро на кроны (курс у арабов был 1 к 25.2, а в отеле, как выяснилось позже, уже 1 к 23.5, в туристических местах драли еще сильнее – по 22) и - прямиком в «Ферду» – вот она, родимая, на углу, в двадцати метрах от обменика. Полутемное «семь пуль» (названное в честь тех самых 7 пуль, что получил эрц-герцог Фердинанд от студента Гаврилы Принципа по версии Швейка) – первое мое в этот приезд пиво в Праге (в прошлый и позапрошлый раз это был пльзенский праздрой). Оценив мастерство бенешовских пивоваров, заказали еще по бокальчику «седм кули» и решили заоодно пообедать, благо дневные блюда недороги (за 90 крон у «Фердинанда» дают вполне большую и вкусную порцию еды). Слегка осоловевшие от еды и пива наконец-то сели в трамвай и поехали вписываться в свою «Ольшанку». Мы
сделали это! Вулкан побежден, цель достигнута. Немного передохнув с дороги, с чувством хорошо проделанной работы вскоре приступили к прогулкам по Праге со всеми вытекающими удовольствиями. Но
это – другая история .
|