ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => В Кимры и Талдом за русским модерном
Апрель 2008 г

 

Ну, вот, и настало время для открытия сезона поездок по городам и весям. Как обычно, зимой в путешествия я не ездил - холодно, сумрачно, световой день стремится к нулю. Не люблю зиму. А вот весна в этом году выдалась ранняя, листва зашелестела на деревьях недели на две раньше обычного. В начале апреля в Москве столбик термометра взлетал аж до 20 градусов. Ну, что же - в путь! Справедливости ради следует отметить, что выезды из Москвы у меня все же уже были - в феврале в Тверь и в начале апреля - во Владимир. Но это были целевые поездки на встречу с друзьями-одноклассниками, краеведческая составляющая там была исчезающее мала. И вот, наконец, первый выезд с чисто туристической целью. Выбор пал на однодневное путешествие в Кимры и Талдом.

Время для осмотра архитектурных особенностей этих городов выдалось удобное - деревья только начали обрастать листвой и пока не мешают осматривать городские сооружения, не так, как летом, когда густая листва часто полностью скрывает дома.

Прогноз погоды на субботу радовал - все погодные ресурсы предсказывали солнечный день без облаков и 16-18 градусов тепла. А вот на воскресенье уже ожидался атлантический циклон с дождиком и понижением температуры. Воодушевленный предстоящим вояжем, рано утром я вышел из дому, добрался до Савеловского вокзала. Ехать на электричке до станции Савелово мне предстояло довольно долго - 2,5 часа, билет стоит 168 руб. Хорошо еще, что запас времени до отхода поезда у меня оказался чуть ли не в полчаса, ибо больше двадцати минут простоял в длиннющей очереди в кассу. Уже стали закрадываться нехорошие предчувствия - как бы не пришлось ехать стоя, но как ни странно, савеловская собака оказалась полупустой - в моем вагоне едва набиралось два десятка пассажиров, так что я сел удачно у окна и вскоре после отправления погрузился в рассматривание мелькающих за окном пейзажей.

Некоторое опасение у меня было по поводу погоды. Вопреки предсказаниям мудрых ученых мужей-синоптиков, небо было затянуто плотной серой пеленой и что-то не выказывало желания с течением времени эту пелену рассеять. Ну что ж, будем надеяться, что все же по-тихоньку облачность разойдется, очень уж не хочется, чтобы фотографии знаменитых кимрских особняков в стиле русский модерн оказались блеклыми.

По Савеловскому направлению, если я и ездил в последнее время, то только ночным Рыбинским поездом, поэтому с любопытством всю дорогу до Савелово обозревал окрестности, так и не открыв взятую в дорогу книгу. А вот музыку волей-неволей пришлось послушать, ибо судьба-злодейка преподнесла неприятный сюрприз в виде соседа за спиной - представителя тайного ордена сумасшедших ученых-самоучек. Добрую половину пути (сошел он в Дмитрове) он развлекал своих попутчиков непрерывным потоком диких сентенций - мешанины на тему астрологии, НЛО, экстрасенсов, торсионных полей, невероятной истории России и Европы и прочим бредом. Слушать подобную чушь всегда забавно, но не более нескольких минут, а тут его бенефис длился часа полтора. Соседи мужественно терпели, ну а я защитился наушниками плеера.

Кимры

Итак, 2,5 часа пути закончились, поезд прибыл на конечную станцию Савелово. Поселок Савелово расположен на правом берегу Волги и является частью города Кимры, меж тем как сам город - на противоположном берегу, и связывает их большой мост.

Точная дата основания Кимр неизвестна, но из грамот царя Ивана Грозного явствует, что уже в 16 веке это было крупное торговое село. С 17 в. тут преобладал сапожный промысел, Кимры даже получили прозвание "сапожная столица", поскольку на проводившихся тут ярмарках продавалось громадное количество обуви, свезенной со всей округи. В начале 20 в. была проложена ж/д ветка на Москву, что дало дополнительный толчок развитию Кимр, ставших в 1917 г. городом.

Вышел из вагона на платформу и первым делом натурально замерз! Воздух оказался существенно холодней, чем рано утром в Москве - термометр возле здания станции показывал всего 7 градусов, ощущался весьма прохладный ветерок, а меж тем облачность стала еще плотнее. Ай да метеорологи! Обманули! Но не возвращаться же назад.

От станции прошел к автобусной остановке и вскоре уже ехал на городском автобусе в сторону центра. Переехали большой мост - Волга здесь достаточно широка - и вскоре достигли рынка, где я и сошел. Сразу же рядом с автобусной остановкой на ул. Кирова моему взору явились несколько симпатичных домиков, как каменных, так и деревянных. Так вот ты какой, северный олень, в смысле, кимрский модерн! Самым симпатичным здесь оказался широко известный в узких кругах деревянный теремок с башенкой-надстройкой и большим круглым окном на первом этаже. Совершенно нереальное сооружение!

Пошел дальше по ул. Кирова, разглядывая целый ряд разнообразных домов. На пересечении с ул. Урицкого повернул налево - там вдали виднелись руины бывших торговых рядов. Как Старый, так и Новый гостиный двор, построенный в псевдорусском стиле в 1914г., пребывают в плачевном состоянии. Денег у властей, похоже, нет ни на реставрацию ни просто на снос руин. Так и стоят в центре Кимр остатки былой роскоши, зияя провалами окон и разрушающейся кирпичной кладки.

К Гостиному двору примыкает широкая площадь с памятником вождю мирового пролетариата. Фигура Ильича имеет канонический вид - с вытянутой вперед правой рукой, указующей направление верного пути. Запечатлел вождя для своей коллекции Ильичей и свернул на улицу Володарского, идущую параллельно ул. Кирова. Тут тоже обнаружил несколько примечательных зданий. Что сразу бросается в глаза - сильная запущенность городских сооружений. По меньшей мере, явно напрашивается косметический ремонт фасадов, если уж не мечтать о большем. Местами эта центральная часть города имеет покрытые плиткой тротуары, которые в любой момент могут резко перейти в колдобины и старый разбитый асфальт. Помимо этого, частенько во дворах виднеются переполненные помойки - и с уборкой мусора здесь тоже не все в порядке.

Что еще интересного видел на ул. Володарского? Водонапорную башню (опять же - в коллекцию башен её!) и неказистое громоздкое здание обувной фабрики.

Когда старые кварталы сменились относительно новыми пятиэтажками, свернул налево, прошел дворами, вновь вышел на ул. Кирова и направился по направлению к центру города, где вскоре и оказался. Решил позавтракать - зашел в кафетерий, продегустировал свежеиспеченные пирожки. На вкус приемлемо и стоят недорого. Подкрепившись, глянул на план города. Ага, если следовать еще дальше в направлении моста через реку Кимрку, то там должен быть еще один особо отмеченный на карте домик.

Домиков оказалось целых два и оба весьма примечательны. Каменный особняк, покрашенный в яркий синий цвет (штукатурка, впрочем, местами уже отвалилась), обладает двумя круглыми окнами на первом этаже. Справа от него - деревянный дом с харектерной модерновой башенкой-надстройкой.

Посмотрев этих чудных представителей городской архитектуры, двинул дальше, и вскоре достиг моста через речку Кимрку. Сделал панорамный снимок стрелки - Кимрка как раз тут впадает в Волгу. С моста хорошо просматривается одна из немногих сохранившихся в городе церквей - Вознесенская. Церковь вполне рядовая, к тому же главки ее в начальной стадии восстановления, и обозначены пока только металлической арматурой. Зато колокольня (1829г) довольно высокая.

Возвращаясь назад из Заречья в центр города, сделал небольшой крюк, увидев вдали странное здание с непонятной надстройкой. Вывеска на нем гласила, что тут расположен центр детского творчества "Левша", но присутствия людей не ощущалось.

Вновь вернулся к площади. Помимо Ильича, на ней увековечен авиаконтруктор Туполев - уроженец здешних мест. От бюста конструктора открывается приятный вид на одно из самых примечательных зданий Кимр - величественный жилой дом в стиле перехода от модерна к неоклассике.

Вновь вышел на улицу Урицкого, вдалеке виднелась еще одна церковь, направился в ее сторону.

Преображенская церковь выглядит поинтересней, чем Вознесенская в Заречье, хотя строилась веком позже - в 1906-1914г. Она находится в хорошем состоянии и даже в этот пасмурный (увы!) день купола ее сияют золотом.

Глянул вновь на план города и решил пройтись по улочкам в районе моста через Кимрку - район улиц Пушкина, Троицкой, Либкнехта. Вопреки ожиданиям, тут интересного оказась немного, вот разве что деревянный домик на ул. Пушкина. Кое-где попадаются неплохие крылечки и решетки. Но удручает сильная запущенность, много мусора и ненормально много останков домов после пожарищ. Что-то подозрительно часто тут случаются пожары.

Прикинул оставшееся до запланированной электрички время. Определенно успеваю посмотреть краеведческий музей, а если поднапрячься, то можно и успеть пообедать, испытав местный общепит в лице столовой, которую я заприметил неподалеку от площади.

Дошел до музея. Цена входного билета 50 руб. Посетителей немного, а посмотреть тут есть чего. Помимо стандартного набора подобных провинциальных музеев - чучела зверей и птиц (есть даже чучело лося в натуральную величину!), бивней мамонта и орудий труда древних людей в широком ассортименте, в музее оказалась и необычная экспозиция, являющаяся его отличительной чертой. Во-первых, это интересная коллекция обуви, выпускавшейся на местной фабрике в разные годы - от дореволюционной до современной. Если кто помнит, то первые отечественные кроссовки в 70-е годы изготовлялись именно в Кимрах. Интересно было узнать, что перед наступлением на Крым в конце Гражданской войны по спецзаказу на Кимрской обувной фабрике была изготовлена партия сапог с высокими голенищами для форсирования Сиваша. Помимо этого, в музее выставлено еще множество самой разнообразной обуви - кирзачи времен Великой Отечественной Войны, изящные дамские туфли начала прошлого века и т.д.

Еще одна особенность музея - тут есть зал, посвященный авиации, опять же по причине земляка Туполева. В зале - документальные материалы о Туполеве, много моделей самолетов, высотный костюм военного летчика и прочие интересные артефакты.

Что еще интересного в музее? Приглянулась мне коллекция деревянных фигурок, бытописущая занятия жителей города - в частности, процесс изготовления ремесленниками обуви. Интересно было также посмотреть макет города в стеклянной витрине. Хороши были Кимры в достопамятные времена!

На одном стенде увидел фотографии 50-х годов городского парка. Пообщался со смотрительницей. Она поведала, что парк находился в Заречье, теперь его уже нет. А как раз там-то и было средоточие жизни города в ее молодые годы - она даже показала мне на фото скамеечку, на которой познакомилась со своим будущим мужем. Тетушка ударилась в воспоминания, было крайне интересно послушать историю города, что называется, из первых рук, но, увы, время меня поджимало.

После музея решил-таки пообедать, минут 15-20 у меня в запасе было. Столовая оказалась вполне ничего себе - чистенько, довольно вкусно и недорого по сравнению с московскими ценами - и явно пользуется популярностью горожан. Быстро перекусив, вышел на улицу, дошел до остановки автобуса. Вот тут пришлось понервничать - минут десять не было ни одной машины в сторону вокзала - все подходящие к остановке автобусы ехали в микрорайон и еще куда-то. На остановке собралась уже преизрядная толпа незадачливых пассажиров, судя по репликам, многие из них тоже опасались опоздать на московскую электричку. Наконец подъехал нужный пазик, в него кое-как втиснулись все страждущие, и мы поехали. В общем, к станции мы прибыли за 3 мин до отхода электрички. Тут уже было не до билетов. Справедливо рассудив, что до Талдома вряд ли будут ревизоры, скорее, они появятся ближе к Москве, я сел в поезд, который через 20 минут вернул меня из Тверской области в Московскую, а именно на ж/д станцию райцентра Талдом.

Талдом

Талдом основан чуть более 300 лет назад. Первоначально - село, в годы Советской власти получил статус города и новое имя - Ленинск. В 1929 г. городу вернули историческое название Талдом, с чем это связано - не вполне ясно. Наверно, не соответствовал масштабом личности вождя. Как и Кимры, Талдом всегда славился изделиями своих мастеров - скорняков и сапожников.

На гуляние по Талдому мне отводилось всего полтора часа, ибо если пропустить нужную электричку, то следующая будет только через два с лишним часа, а интуитивно я предполагал, что четыре часа на осмотр этого небольшого городка - явно избыточно

Пока ехал, прикинул по карте города, что я успею посмотреть, получалось - что все более-менее интересное. Сориентировавшись на местности, двинул от станции в сторону центра города по улице Кустарной, названной так в память о традиционных ремеслах. Застройка улицы преимущественно деревянная, и практически все дома имеют в завершении фасада схожий модерновый мотив. Вскоре дошел до перекрестка с главной ул. Собцова. Первое впечатление от города - разительный контраст по сравнении с Кимрами - гораздо большая ухоженность, отсутствие мусора, много домов-новостоек. Чем-то своим обликом городок напомнил мне другой отдаленный райцентр Московской области - Серебряные Пруды.

Вскоре показались купола единственной городской церкви - Архангельской, это и есть центральная часть Талдома. Вышел на широкую площадь, где имели место - здание администрации, большая Доска почета местных тружеников, памятник вождю, несколько симпатичных старинных домов, ну и сам храм Михаила Архангела. На улочке Калязинской, что рядом с площадью, также обнаружились несколько приятных взору особняков. А вот пожарную каланчу постигла та же участь, что и Гостиный двор в Кимрах - она превратилась в руины. Можно только догадываться, как она красиво выглядела при жизни.

Назад к станции шел другой дорогой - по ул. Салтыкова-Щедрина, который, к слову говоря, и жил в Талдоме (в честь этого события возле ж/д станции воздвигнут барельеф писателя). Тут тоже не обошлось без достопримечательностей. Обнаружился, в частности, неплохой модерновый особняк, в котором сейчас расположен Талдомский Историко-литературный музей.

Ну вот, беглый осмотр Талдома завершен, подхожу к ж/д станции, и тут уже начинает накрапывать дождик. Не повезло с погодой. Последняя ложка дегтя - только сейчас обратил внимание, что после музея забыл вернуть чувствительность на фотоаппарате с 400 ISO до 80, и все талдомские снимки получатся с хорошим зерном. Ну, не суть, все равно поездкой я оказался вполне удовлетворен.

А дальше все просто - два часа пути до Москвы за чтением беллетристики пролетели незаметно - и вот я дома.

 

 

Используются технологии uCoz