Так уж вышло, что в самое лучшее время для путешествий - в сентябре, в начало осени, когда жары уже нет, но нет и осенних дождей, и световой день еще длинен - все выходные у меня оказались занятыми. И лишь под занавес золотой осени, в последних числах месяца, мне удалось вырваться из Москвы. Как обычно, я рассматривал множество вариантов, куда можно прокатиться, но в итоге остановился на прогулке по нескольким провинциальным городам Нижегородской и Владимирской областей. Точнее, в Кулебаках в это время проживала моя хорошая знакомая, она-то и предложила мне посетить этот город с забавным названием, расположенный в юго-западной части Нижегородской области. Глянув на карту, я обнаружил совсем неподалеку от Кулебак город Выксу, который мне тоже давненько хотелось увидеть, поскольку из него родом был мой старинный приятель-однокашник. Ну, и в план вошел также Муром, мимо которого все равно не проехать. Хотя я и был в Муроме сравнительно недавно - 4 года назад, впечатления от старинного русского города у меня остались самые положительные, и я решил, что с удовольствием прогуляюсь по его улицам еще раз. Разумный вариант маршрута оказался почти единственным. Опять приснопамятным поездом Москва-Набережные Челны в ночь добраться до Мурома, оттуда ранней утренней электричкой до Навашино, а от этого транспортного узла ходит большое количество автобусов как в Кулебаки, так и в Выксу. Навашино предполагалось осмотреть по мере возможностей. Поскольку собрался в путь спонтанно, буквально за пару дней до отъезда, были опасения в наличии дешевых билетов - покупать билет в купейный вагон на 4,5 часа пути не хотелось. Но все же дешевые плацкартные, хотя и боковые верхние, еще были в наличие, и мне досталось даже не "тещино" место - верхнее боковое у туалета, а в середине вагона. Ударно сверхурочно потрудившись в среду, вытребовал у начальства "отгул за прогул" на пятницу и в четверг поздно вечером, наскоро собрав рюкзак, отправился в путь. Как всегда, попутчики в плацкартном вагоне оказались довольно колоритными - тут мне, несомненно, везет, и без приключений в дороге получается нечасто. Сосед мой снизу оказался странного вида арабским юношей, неведомо какими капризами фортуны занесенным в эти края, который, близоруко таращась, всю дорогу непрерывно поедал русский национальный фастфуд - всякого рода пирожки, чебуреки и беляши. Даже ночью, когда я стал собираться на выход, он, проснувшись, первым делом ухватился за пирог. В купейной же части напротив нас странствовал абсолютно пьяный в дым господин. С верхней полки, где он метался в горячечном бреду, опасно свесился его матрас, но что удивительно, ни матрас, ни хозяин так и не приземлились. Отъехали в полпервого ночи, почтеннейшая публика угомонилась ближе к двум часам, а в половине пятого утра мне уже пришлось собираться на выход. Сон, конечно в эту ночь получился чисто символическим. Челнинский поезд, к сожалению, имеет статус скорого, поэтому на станции Навашино не останавливается. Поэтому и пришлось сходить раньше - в Муроме, откуда через час с четвертью отправлялась электричка на Навашино. Точно по расписанию прибыли в Муром, я вышел из вагона в темноту. С часик послонялся по вокзалу, попил чайку в круглосуточном магазине. Потом пошел в тупик, где меня уже ожидала собака на Арзамас о 4-х вагонах - три обычных и один классный (то ли 1, то ли 2) с мягкими сидениями. До Навашино ехали минут 20, тут многие сошли, поскольку отсюда начинаются весьма оживленные автобусные маршруты на Выксу и Кулебаки. Ближайший автобус на Кулебаки ожидался минут через сорок. Сообщение тут хорошее, автобусы ходят с раннего утра до вечера каждый час. Прогулялся в окрестностях станции и автовокзала. Ничего примечательного кроме памятника неизвестному катеру не обнаружил. Вот и долгожданный автобус. Несмотря на будний день и раннее утро почти все места в нем оказались занятыми. По дороге народ еще подсаживался, так что из поселка автобус выехал вполне заполненным. К этому времени день уже был в разгаре, как и ожидалось - солнечный. Дорога в Кулебаки весьма хороша собой, природа тут замечательная. Всю дорогу любовался в окошко среднерусскими пейзажами. Леса в здешних краях, как правило, смешанные. Сочетание ярко-зеленой хвои сосен и желто-оранжевой листвы берез с попадающимися тут и там красными пятнами рябин настраивало на весьма лирический лад. Где-то на полпути сделали отворот на Саваслейку, предварительно взяв на остановке у поворота на борт целую толпу страждущих попасть в военный гарнизон. В целом вся дорога заняла ровно час, и ближе к половине девятого я уже был на кулебакской автостанции. Вскоре подошла моя знакомая, и мы направились вписывать меня на квартиру, которую местная общественность мне уже должна была подобрать. К этому времени ситуация чуть изменилась, и вместо обещанной двухкомнатной квартиры за 800 руб. мне предоставили однокомнатную за 400. А я оказался и не против. Выяснилось, что нужно с часик подождать, пока жилье приведут в порядок. Поскольку вписка находилась на другом конце города, то решили не ехать туда маршруткой, а прогуляться через весь город и осуществить таким образом обзорную экскурсию. Автостанция находится в старой части города, где застройка представлена преимущественно частными домиками. Миновав рынок, мы вскоре вышли к градообразующему Кулебакскому металлургическому заводу, расположенному практически в центре города. Его трубы видны издалека, но пейзаж и окружающую среду они тревожат мало, дымок из труб практически не виден, и воздух в городе достаточно свежий, уж с Москвой никак не сравнить. Да и вообще, первое впечатление от города оказалось весьма положительным. Он достаточно чистый и уютный, чуть не сказал - зеленый. Но нет - в полном разгаре Золотая осень! Вскоре дорога привела нас к городскому парку. Недалеко от входа него возвышается, пожалуй, самая главная кулебакская достопримечательность - сказочного вида терем. Сей терем необычной конструкции с высокой башенкой и ажурной резьбой на многочисленных окнах и балкончиках был в приснопамятные времена перенесён из Нижнего Новгорода кулебакскими купцами и промышленниками после закрытия Всероссийской художественно-помышленной выставки. Сейчас в нем расположен краеведческий музей. Совершенно потряс меня памятник Ильичу, стоящий перед теремом. Такие изумительные постаменты под бюстом вождя встречаются редко. Парк же в Кулебаках замечательный, нечасто подобные ему попадаются мне в небольших провинциальных городах. Он весьма велик по площади, засажен высокими соснами. В центре парка - пруд с островом, на котором местные умельцы воздвигли фигуры сказочных персонажей. Погожим сентябрьским деньком в воде пруда замечательно отражаются деревья на берегу и мостики. Оживляют пейзаж парка многочисленные козы, которые пасутся, не обращая внимания на отдыхающих горожан. За парком идет уже более новая городская часть. Здесь много зданий 50-60 годов, как правило, 2-х и 3-этажных, с очень симпатичными двориками, засыпанными палой листвой. Постепенно этажность домов нарастает, и вот уже пошли более поздние строения. Конечная же точка нашего маршрута оказалась на окраине, в районе, известном под названием "Новостройки" или просто "Стройка". Тут уже царство 5- и 9-этажек. Прогулка продолжалась почти час, за который мы и пересекли город почти насквозь с одной окраины до другой. Вскоре отыскался дом с моим прибежищем, которое мне вполне понравилось. Ожидавшая нас хозяйка показала жилье, научила пользоваться газовым нагревателем (централизованного горячего водоснабжения не имеется), взяла деньги и оставила ключи. Знакомая моя тоже ушла до вечера по своим делам, а я отправился в царство Морфея, ибо ночью спал едва ли больше 2-3 часов. Проснулся от гула реактивных турбин. Злые обитатели Саваслейкинской авиационной базы именно в пятницу после обеда решили устроить полеты. Звенья МИГов регулярно пролетали прямо над городом, сотрясая своим гулом стекла в окнах. Впрочем, разбудили меня вовремя. Уже перевалило за три часа пополудни, а в конце сентября уже в 6-7 часов начинает темнеть. Пора идти на прогулку, да и пообедать не мешало бы. Вышел из дому и пошел в обратном утреннему маршруту направлении, стараясь идти по другим улицам и дворам. Кулебаки мне нравились все больше и больше. На пути моем попадались многочисленные столь любезные моему сердцу внутренние дворики, в коих обитает множество дружелюбно настроенных кошек и собак (в отличие, скажем, от агрессивных бродячих псов в прошлогоднем Каргополе). Из крупных представителей фауны попадались многочисленные коровы и козы. В центре города возле здания администрации обнаружил второго кулебакского Ильича. Тут же рядом - городской стадион и Дворец Культуры. Далее в ходе прогулки видел остальные кулебакские достопримечательности - кинотеатр "Россия", возле которого возвышается стела с весьма экспрессивным барельефом, непонятный памятник, весьма похожий на символ мирного атома. Неплохая водонапорнная башня пополнила мою коллекцию башен. Стоит еще отметить мемориал героям войны. Вскоре вновь вышел к парку, прошел его насквозь и прямо рядом с теремом обнаружил кафе, где и пообедал. Довольно вкусно и, как и положено в провинции, недорого - полный обед обошелся мне менее полутора сотен рублей. Вскоре освободилась от своих дел моя знакомая, мы встретились и остаток вечерней прогулки по городу провели уже вместе. На другой день опять же в одиночестве с утра много гулял по городу. С погодой повезло - который день стояла безоблачная теплая погода с температурой под 20 градусов, и это практически накануне октября! Заходил на рынок, где на прилавках были выложены в большом количестве щедрые дары осени. Щедрые дары были представлены в том числе и большим количеством яблок, предлагаемым по смешным для Москвы ценам - от 5-7 до 10-12 руб. за кг. В здешних краях только что прошла волна белых грибов, и прилавки были завалены отличными экземплярами даров леса. Цены на них тоже были вполне доступны - всего 20-25 руб. за приличную кучку граммов на 400-500. Добрался до еще одной окраины города, где обнаружилось живописное озерцо, густо заросшее водными растениями. По пути встретился необычный домик со средневековым геральдическим символом на стене. На храмы Кулебаки оказались бедноваты - обнаружил только одну церковь и то совершенно рядовой архитектуры. Домов с заметной резьбой на наличниках тоже попадалось немного, ну за этим надо ехать в Городец, если уж оказался в Нижегородской области. После обеда мы вновь встретились с моей приятельницей и остаток дня гуляли и любовались красотами Золотой осени уже вместе. Таким образом, за два дня я исходил этот приятный городок вдоль и поперек. Вечером проявилась стандартная, не в первый уже раз встретившаяся мне, ситуация, характерная для провинции - катастрофическая нехватка в городе предприятий общепита. В выходной день все немногочисленные кафе и даже столовые были заняты на спеобслуживание под свадьбы, банкеты и прочие корпоративные пьянки. С подобной ситуацией я уже сталкивался раньше неоднократно, когда не мог вечером нормально поужинать во многих маленьких городах. Рынок гастрономических услуг явно не насыщен, тут непаханое поле для мелкого бизнеса. Но - народ безмолвствует. После безуспешных блужданий в поисках какой-нибудь ресторации пришлось прощальный вечер провести в рядовом шалмане на улице под навесом, с нехитрым ассортиментом блюд и напитков. Ну вот, двухдневные вакации в милом провинциальном русском городке в пору Золотой осени закончились. Третий и последний день моего путешествия обещал быть насыщенным в плане событий - до ночи я должен был добраться до дома, по дороге погуляв по Выксе и Мурому. Поэтому утром встал рано, маршруткой добрался до автостанции, и уже в 6 часов автобус повез меня в Выксу. Здесь я планировал бегло часа за два - два с половиной осмотреть город, а потом выбираться в направлении Выкса-Навашино-Муром-Вековка-Черусти-Москва с тем, чтобы, прогулявшись еще немного по Мурому, к вечеру прибыть домой. Ровно через час прибыли в Выксу. Карты города, разумеется, у меня не было, хотя накануне отъезда из Москвы прошерстил интернет изрядно. Скупые сведения о городе, почерпнутые оттуда же, свидетельствовали о том, что Выкса - промышленный город, с большим Выксунским металлургическим заводом. Завод этот предстал передо мной во всей своей красе сразу же неподалеку от автостанции. Выглядел он куда как грандиознее своего кулебакского собрата. Прошелся немного вдоль забора, огораживающего громадную территорию комбината, полюбовался сквозь ограду тепловозом на заводской территории, совершающим свои маневры, а также неким подъемным краном. Потом повернул обратно в сторону центра города. Прикинув время до отхода запланированного автобуса на Навашино (а ходят они туда каждый час), решил отъехать на городском автобусе подальше, оценив по дороге возможные объекты для осмотра, и возвращаться к автостанции пешком. Так и сделал - отъехал от автостанции километра на два и пошел пешком обратно. Город оказался вполне современным, застроенным в отличие от Кулебак многоэтажными домами. На пути мне постоянно встречались новостройки, а уже обитаемые микрорайоны оказались вполне обустроены и ухожены. Строительство жилья здесь пока не прекращается, и опять же в стадии отделки находится большая площадь перед административным зданием, с фигурой церетели-образной девушки перед ним. Девушка расположена на высоком столбе и имеет за спиной крылья, а в руках держит птицу с распростертыми крылами. Здесь же неподалеку от администрации обнаружился первый выксунский Ильич - в обрамлении нескольких елок. Судя по памятной табличке, изготовлен памятник вождю мирового пролетариата выксунскими мастеровыми. Домов более раннего периода в этой части города мало, но все же попадаются достаточно интересные. Допускаю, что есть в Выксе и старые районы, но у меня не было ни запаса времени, ни навигационных карт, чтобы пуститься на их поиски. По пути к автостанции заходил также в городской парк. В той части парка, где я был, он не идет ни в какое сравнение со своим замечательным собратом из Кулебак и являет собой практически лес без парковой инфраструктуры. Прошел по дорожке вглубь лесного массива, но кроме деревьев, охваченных всеми красками осени, более ничего интересного не увидел. Далее по пути следования наткнулся на интересный комплекс - еще один выксунский Ильич и рядом с ним - довольно-таки неожиданная своим обликом церковь Иоанна Богослова. Интересна она необычной формой купола, а также похожими на готические окнами. Поиски старины под занавес прогулки все же увенчались успехами - в конце концов я обнаружил ряд домиков с отличной резьбой на наличниках. Посчитав краткое знакомство с Выксой успешно завершенным, я вернулся на автостанцию и вскоре уже ехал в сторону Навашино. Кстати, вовремя успел занять сидячее место, ибо пассажиров набился полный салон - желающих попасть в транспортный узел воскресным днем оказалось предостаточно. На пересадку в Навашино на автобус до Мурома у меня оказалось всего минут двадцать. За это время я успел лишь пополнить счет на мобильнике, а подробно посмотреть Навашино мне так и не удалось. Муромский автобус тоже оказался отнюдь не пустым, впрочем, ехать тут недалеко - уже через 15 минут мы подъехали к понтонному мосту через Оку. Дальше автобус не идет, отсюда пассажиры перебираются на тот берег и далее следуют по своим делам в пешем порядке. Пошел вместе со всеми и я. В отличие от 4-х летней давности предыдущего посещения города, в этот раз не было пасмурно, а наоборот, ярко светило солнце, и город уже с моста открылся во всей своей красе. Муром - весьма приятный город, понравился он мне еще в прошлый раз. Вот знакомый силуэт церкви Николы Набережного, а вот правее нее, ближе к окраине города, сияют купола отреставрированной Воскресенской церкви, которая четыре года назад еще стояла в строительных лесах. При сходе с моста всех прибывших с другого берега Оки встречает на высоком холме Илья Муромец, грозно вздымающий меч в назидание потенциальным супостатам. По крутой лестнице я поднялся на холм, где и расположен богатырь. Отсюда со смотровой площадки открываются отличные виды на правый низменный берег Оки, на понтонный мост с машинами и рыбаками, испытывающими свою рыбацкую удачу прямо с понтонов, и на церковь Николы Набережного. Проходя по мосту, поговорил с двумя колоритными местными товарищами, слегка гопнического вида, сфотографировав их по их просьбе (фотки уже отослал, пусть порадуются). Они поведали, что буквально полгода назад наконец-то начали строительство моста через Оку чуть ниже по течению, где будет построена также объездная дорога. Давно пора, большой город с населением более 100 тыс. человек до сих пор не имеет полноценного моста, и в межсезонье сообщение тут крайне затруднительно. Меж тем, миновав небольшой парк, я вышел в самое сердце города - к торговым рядам, что на пл. Революции. Вот знакомая башня, вот знакомые смешные фигурки на газоне - дед Мазай с зайцами, Илья Муромец с сабелькой. Перед зданием администрации возвышается муромский Ильич, здесь же - цветники и фонтан. В прошлый приезд мне не удалось попасть на территории двух монастырей, находящихся тут же неподалеку от пл. Революции. Решил попытать счастья на сей раз. В этот раз повезло больше. По случаю воскресного дня ворота женского Троицкого монастыря оказались гостеприимно раскрытыми. Спросил у матушки, сидящей у входа, разрешения пофотографировать и получил милостивое согласие. Погулял по монастырской территории. Как и большинство других действующих женских монастырей, территория обители оказалась весьма ухоженной, обладающей многочисленными клумбами, цветниками, дорожками, уложенными плиткой. Главный храм монастыря - Троицкий собор (1642-1643) - весьма хорош собой. На беленых стенах храма видны местами замечательные изразцы, похоже на новодел, но не уверен. К собору примыкает деревянная церковь Сергия Радонежского. Третий храм монастыря - надвратная Казанская церковь (1648 г.). Главная святыня монастыря - мощи святых Петра и Февронии, легендарных покровителей любви и брака. Завершив осмотр Троицкого монастыря, вышел из ворот, прошелся вдоль монастырской стены и оказался рядом с входом в другой монастырь - Благовещенский мужской, тоже действующий. Благовещенский монастырь выглядит поскромнее Троицкого. Он занимает меньшую территорию, цветочных клумб здесь не наблюдается, а наблюдаются стройматериалы, сваленные у монастырской стены. Впрочем, главный храм - Благовещенский собор - с синими, в отличие от черных куполов Троицкого, куполами смотрится великолепно. Заложен Благовещенский монастырь был по велению Ивана Грозного. В лихую годину польского нашествия Благовещенский собор был разрушен поляками и вновь отстроен только в 1664г. Осмотрев муромские монастыри, я поспешил продолжить путь - идти мне предстояло через весь город к ж/д станции, а это путь немаленький. Вскоре вышел на главную городскую улицу - Московскую, по ней-то и направился дальше, отмечая взором интересные дома, вывески и лозунги. Вот и площадь Труда, городской парк и гостиница "Русь", что в прошлый раз приютила меня. Напротив отеля - автостанция. Заглянул туда, сфотографировал расписание рейсов. Еще сделал небольшое ответвление пути - подошел к знаменитому Муромскому памятнику - бронепоезду "Илья Муромец". Ну и напоследок еще разок взглянул на монументальное классическое здание ДК. Все, с Муромскими достопримечательностями покончено, пора поспешать на вокзал, время уже поджимает, а надо еще купить поесть-попить в дальнюю дорогу. Примчался на станцию минут за десять до отхода дальней собаки Арзамас-Муром-Вековка. Но электричка опаздывала на 15 мин, так что не спеша купил билет до Вековки (51 р), минералки и нехитрого фастфуда - полноценно пообедать в Муроме уже не получилось. Потом благоразумно решил, что если собака опаздывает, то окно между отправление другой электрички Вековка-Черусти-Москва, возможно, тоже сократится. В кассе узнал, что тут же можно купить билет от Вековки до Выхино, так и сделал. Это оказалось разумным шагом, т.к., забегая вперед, отмечу, что арзамасская электричка на пути к Вековке еще больше подотстала, и временное окошко для пересадки на московский поезд сузилось всего до 5-7 минут. В ожидании поезда на Вековку успел еще поглядеть на памятник-паровоз, стоящий в тупике. Народу на платформе скопилась тьма - в воскресенье очень много желающих уехать в Москву. Но подошедший поезд оказался вопреки опасениям практически пустым, и немалая толпа разместилась в нем успешно. Ехали до Вековки часа полтора. Пейзажи за окном великолепные - леса сверкают всеми оттенками желтого и оранжевого, разбавляясь контрастной зеленью хвойных деревьев и ярко-красным цветом листьев рябины. В Вековке быстро перепрыгнул в ожидающую на соседнем пути прямую электричку до Москвы (без пересадки в Черустях). Поначалу в вагоне было довольно много свободных мест, но по мере приближения к столице народу прибывало, и после Куровской уже многие ехали стоя. Этот отрезок пути занял почти четыре часа, но утомления особого не чувствовалось. Перемежал любование пейзажами за окном чтением, музыкой и дремой, так время и пролетело. По поезду непрерывно ходили продавцы белых грибов, но близость столицы резко подняло аппетит торговцев - за килограмм они просили уже по 200 руб, что было раза в 3-4 дороже, нежели в достославных Кулебаках. В начале десятого вечера я вышел на платформе Выхино, сел в метро и еще через полчаса мой очередной вояж закончился у родного порога. Жаль, что золотая осень так коротка и бывает только раз в году.
|