ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Рыбинск, Тутаев и в очередной раз Ярославль
Август 2007 г

 

 

Вступление

В середине августа, всего через две недели после окончания отпуска, меня вновь потянуло в дорогу. Уикенд я решил провести с пользой, посетив давно уже стоящие в планах путешествий Тутаев и Рыбинск. Заодно можно было воспользоваться случаем и еще разок заглянуть в один из самых красивых русских городов - Ярославль.

План вырисовывался следующим. Рыбинским поездом доехать от Москвы до Рыбинска, куда поезд прибывает рано утром. Полдня посвятить прогулке по центру города, причем по возможности посетить историко-архитектурный и художественный музей, расположенный в здании бывшей Биржи. Далее после обеда перебраться автобусом в Тутаев, где после осмотра города и переночевать. А утром в воскресенье уехать в Ярославль, погулять по нему и вернуться вечером в Москву. Для этого идеально подходит электричка повышенной комфортности, или проще - попугай, сообщением Ярославль - Москва, которая отправляется в удобное время - в полпятого вечера - и идет даже быстрее скорых поездов, достигая столицы менее чем за 4 часа.

Отъезд рыбинского поезда - это событие для Белорусского вокзала. Поскольку в отличие от всех остальных поездов он идет не в Белорусском направлении, а в Савеловском, то для посадки пассажиров временно открываются большие ворота, ведущие к стоящей особняком платформе и в обычное время закрытые. Рыбинский поезд - мой хороший знакомец, за последнее время я уже третий раз ехал этим поездом - в позапрошлом году в Савеловскую глухомань, а еще двумя годами раньше - в славный город Мышкин. В этот раз состав подали и, соответственно, ворота отворили лишь за 10 минут до отхода поезда, и, как следствие, в путь мы отправились с небольшим опозданием.

Рыбинск

В пять утра я уже проснулся, за окном было достаточно светло. Середина августа, лето на исходе. Едем на север, ранним утром достаточно прохладно, поэтому не удивительно, что утром за окном образовался туман, причем туман совершенно замечательный - с четко очерченной верхней гранью. В низинах, у речек и озер лежали толстые плотные пласты - как будто положили на землю громадный слой пенопласта толщиной метров пять.

Точно по расписанию в половине седьмого прибыли на конечную станцию - Рыбинск. Покинул вагон, вышел на привокзальную площадь, внешний облик которой меня порадовал слабо. Само здание рыбинского вокзала довольно интересно, но вид портит совершенно ненужный забор из бетонных плит, примыкающий к вокзалу. К тому же на привокзальной площади сильно намусорено, видимо еще с вечера, а дворников пока не наблюдалось.

Поскольку уезжать в Тутаев вскорости мне предстояло с автовокзала, находящегося на другом конце города, и на ж/д вокзале я уже повторно не буду, то решил, пользуясь случаем, для начала глянуть на две церкви - Вознесенскую и Георгиевскую, расположенные неподалеку от вокзала по ту сторону ж/д путей.

Оба храма находятся прямо на территории кладбища. Церковь Вознесения, имеющая скромный провинциальный облик, видна хорошо, а приземистая красно-белая Георгиевская спряталась за ней и со стороны улицы едва просматривается. Поглядев на церкви, сориентировался по карте. Выяснилось, что если идти по направлению исторического центра города по ул. Пушкина, то по дороге можно поглядеть на католический костел - довольно редкий тип сооружений, не часто встречающийся в наших палестинах. Напряг память и вспомнил, что в последний раз наблюдал костел во Владимире год назад.

Здание костела оказалось вполне ординарным. А вот находящийся по другую сторону ул. Пушкина домик в стиле модерн, напротив, вызвал мой живейший интерес. Несколько замечательных башенок в псевдорусском стиле а-ля теремок венчают здание. Подобные дома частенько попадаются в провинциальных городах, хотя и не в больших количествах. Из последних поездок могу припомнить Гороховец и Бежецк. Вот молва также гласит, что модерна много в Кимрах, но, несмотря на близость к Москве, в этом городе я еще не был.

Пройдя через район с новой застройкой, вскоре оказался на ул. Крестовой. Если верить путеводителю, то именно она и является осью, куда нанизаны старинные городские кварталы. В центре широкой площади, примыкающей к Крестовой улице, имеет место большой фонтан, а за ним и большое красивое здание из красного кирпича с надписью "Рыбинский авиационный техникум". Здесь с давних времен куют кадры для рыбинской авиамоторостроительной индустрии.

Перед тем как приступить к променаду по Крестовой улице, я для начала прошел к Волге, миновав небольшой парк с мемориалом и бюстами героев. Тут же в сквере возвышается высокая и узкая стела, венчаемая фигуркой моторостроителя, держащего в руках самолетный винт.

Поглядел на Волгу, на пустынный песчаный пляж да и повернул назад к главной городской магистрали. По мере прохождения Крестовой улицы плотность старины нарастает. Если вначале идут новоделы, то потом они начинают разбавляться особняками конца 19 - начала 20 вв, а вскоре и вообще улица приобретает старинный вид. Можно также отметить, что особенностью этого района является кипучая деятельность по восстановлению старинных зданий - многие дома стоят в лесах и реставрируются. Помимо ремонтных работ также строится и достаточно много новых зданий.

А вот и первые группки туристов. Они внимательно слушают рассказ экскурсовода перед бюстом легендарного адмирала Ушакова - уроженца здешних мест. Бюст стоит в начале скверика, ведущего к Волге, где в свою очередь имеет место смотровая площадка с видом на речной вокзал и мост. На смотровой площадке притулился бронзовый памятник, как впоследствии оказалось, поэту-песеннику Льву Ошанину.

В следующем по ходу вдоль Крестовой улицы сквере возвышается рыбинский Ильич. Рыбинский Ильич выглядит совершенно уникально. Это тот редкий случай, когда на голове у вождя не каноническая кепка, а натуральная шапка-ушанка. Да и одет вождь с учетом сурового северного климата - в добротную дубленку. На постаменте у ног Ильича табличка с замечательной цитатой, пугающей своей откровенностью - Пусть господствующие классы содрогнутся перед коммунистической революцией. Позади же дедушки Ленина просматривается, пожалуй, самое замечательное здание Рыбинска - бывшая Биржа, имеющая нарядный и слегка игривый вид. Сейчас в этом здании расположен музей, который я намереваюсь попозже непременно посетить. А пока мой путь лежит дальше - к мосту через Волгу, с которого, судя по плану города, должен открыться хороший вид на набережную, биржу и, конечно же, на сам Спасо-Преображенский собор.

Рыбинск небогат храмами, но Спасо-Преображенский собор стоит нескольких. Он весьма велик в размерах, к тому же действующий. Этот величественный собор был возведен в середине 19 в. в стиле позднего классицизма. Расположен храм на высоком волжском берегу и хорошо виден из разных отдаленных точек города.

Вскоре я поднялся на мост, отошел почти на его середину, откуда некоторое время и полюбовался волжскими далями, Спасо-Преображенским собором, зданием музея, рыбаками на лодках и другими плавсредствами на реке. Рыбинск - город, довольно широко раскинувшийся, и на горизонте вдали с трудом просматриваются окраинные спальные районы.

Вернулся назад к Бирже. Музей уже работал - с 9 часов утра, а не с 10, как я полагал. На выбор мне было представлено несколько тематических выставок, за каждую отдельная плата. Я выбрал стационарную экспозицию в картинной галерее. Картинная галерея в музее не очень большая, но достаточно емкая. В большом зале представлены самые разнообразные виды как русского так и иностранного изобразительного искусства. Есть портретная живопись 18 в. - впрочем, авторов без громких фамилий. 19 век представлен Маковским, тремя картинами Шишкина, нескольким полотнами Айвазовского. Есть в экспозиции две необычные картины Верещагина - не привычные батальные сцены, а пейзажи. Кроме этого, чуть-чуть русского авангарда начала 20 в., но опять же авторов мне доселе не известных. Есть стенд с древними иконами. Потом начинается большой отдел Востока - много изделий декоративно-прикладного искусства, как китайских, так и японских - всевозможные вазы, веера, резьба, малая скульптура. В общем, всего понемногу, и смотреть все это весьма интересно.

Погулял по залу с часик, потом отоварился в сувенирном киоске, приобретя очередной магнитик на холодильник с видом на Спасо-Преображенский собор (похоже, скоро придется покупать еще один холодильник - сейчас уже некуда прилеплять памятные знаки из различных городов и весей).

После музея погрузился в изучение плана города. В конце Казанской улицы должна находиться Казанская же церковь. Туда я и направил свои стопы, делая по дороге небольшие ответвления в переулки, если замечал там более-менее интересные домики.

Казанская церковь стоит в лесах, позади нее в густых зарослях - речка под названием Черемуха. Обошел церковь кругом, поглядел на нее, оценил довольно бурные воды Черемухи да и пошел обратно. По дороге свернул на набережную, идущую параллельно Крестовой улице, и по ней вновь вернулся к мосту через Волгу. Набережная в Рыбинске довольно длинная, обустроенная, обладает целой вереницей фонарей.

Вновь вышел на Крестовую улицу. Ну что тут еще интересного? Вот здание Мытного рынка возле Соборной площади, вот на углу Пролетарской улицы - очень интересный особняк.

Но время неумолимо, пора уже двигаться к автовокзалу. По дороге туда сделал небольшой крюк, чтобы посмотреть вблизи на пожарную каланчу. Каланча в Рыбинске совершенно замечательна и являет из себя высокую усеченную пирамиду на цилиндрическом основании, к тому же покрашена она в веселенькие цвета.

После каланчи вышел на ул. Герцена. В этом месте открываются приятные глазу виды на город. Справа - большой зеленый массив, что-то вроде парка, вдали вновь видна каланча, а правее вдали возвышается все тот же Спасо-Преображенский собор. Напоследок по пути мне попались старинные корпуса какого-то завода - массивное сооружение из темно-красного кирпича с трубами и прочими надстройками, ужасно люблю такие.

Наконец добрался до автостанции. Сообщение Рыбинска с Ярославлем налажено хорошо, автобусы ходят чаще, чем раз в час. Как раз через десять минут отходил автобус Рыбинск-Ярославль. Взял билет до Тутаева (47 руб.). Еще успел купить в дорогу минералки и пару пирожков для подкрепления сил. Вскоре мой автобус уже катил по хорошему шоссе. Ехали меньше часа, благо расстояние тут небольшое - меньше 40 км, и около двух часов пополудни я прибыл на автовокзал Тутаева.

Тутаев

Город Тутаев необычен во многих отношениях. Во-первых, само название, кажущееся древним, на самом деле город получил лишь в 1918 г. в честь погибшего при подавлении контрреволюционного мятежа красноармейца Тутаева - уроженца здешних мест. До этого назывался город Романовым-Борисоглебском. Двойное название - из-за того, что образовался он путем объединения в 1822 г. двух независимых городов с соответствующими именами. Исторически Борисоглебск древнее (13 в), но эта половина Тутаева сейчас практически полностью застроена современными многоэтажками, а дух старины в большей степени сохранился в чуть более молодом (основан в 14 в.) Романове.

Автовокзал в Тутаеве расположен на правобережной Борисоглебской стороне, почти на окраине города. Достигли мы его, проехав почти весь широкий проспект 50-летия Победы, заставленный многоэтажками. Эта часть города, как оказалось, представляет собой практически новый район, стариной тут и не пахнет. Так уж получилось, что хотя Борисоглебск старше Романова, последний законсервировался во времени существенно сильнее первого ввиду большей изолированности его от транспортных путей. В отличие от Романовской Борисоглебская часть города сейчас гораздо более современная.

Выбрав по карте направление на гостиницу, к слову говоря, единственную в городе, под названием "Ярославия", пошел к ней. Борисоглебские многоэтажки через некоторое время постепенно исчезли, и их заменил коттеджный поселок. За малоэтажными, новыми с иголочки, коттеджами проследовали пустыри, и лишь совсем рядом с Волгой обнаружилась пара идущих параллельно реке улиц, образующих классический старый провинциальный городок. А вот и ул. Луначарского и гостиница "Ярославия".

Сидевшая на скамейке перед гостиницей женщина с любопытством спросила меня, куда это я направляюсь. Дальше состоялся весьма странный разговор. Она оказалась дежурной, а может быть и начальницей в отеле. Долго отговаривала меня от поселения, приводя неоспоримые аргументы - мест мало, гостиница вам не понравится, у нас останавливаются преимущественно дальнобойщики, воды горячей нет. И вообще, в часе езды Ярославль, там много гостиниц, вам бы лучше туда поехать, тем более город тот более туристический. А в Тутаеве смотреть нечего. И еще аргумент - вот еще москвичи понаедут, а потом высказывают претензии по качеству жилья. Я отбивал атаки по мере возможностей. На память пришел Довлатов. "Ничего, если пить мы будем из пластмассовых стаканчиков? - Ничего. Мне доводилось пить из футляра для очков. Ничего, если я постелю вам в прихожей на диване? - Ничего, мне доводилось спать в гинекологическом кресле".

Подивившись на такое гостеприимство, я все же уломал тетушку и приобрел место в двухместном номере с твердым обещанием его утром покинуть. Натурально, броня обкома. Или ожидается особо важный дальнобойщик.

Номер оказался вполне приличным - большая комната, удобства в номере, стены не обшарпаны. Что касается отсутствия горячей воды - так тех, кто много ездит по российской глубинке, этим не удивишь, это скорее правило, чем исключения из него. Стоимость - 640 руб. за номер, 320 - за половинку. Никто ко мне не подселился, в гостинице было довольно пустынно - пару тройку постояльцев я видел, не более того. Пьяных оргий ночью тоже никто не закатывал. Не так уж они оказались и страшны, эти мифические дальнобойщики.

Передохнув с дороги, отправился на экскурсию по городу. Естественно, путь мой лежал к Волге - основная цель в Тутаеве - все же это Романовская сторона.

Известно, что чаще всего у реки один берег крутой, другой более пологий. Так вот, в Тутаеве у Волги оба берега достаточно круты. Подошел к берегу, спустился вниз к пристани. Моста, как уже было упомянуто, в Тутаеве нет. Сообщение с противоположным берегом осуществляет паром, который ходит с интервалом ровно в один час - в 30 минут каждого часа он отходит от Борисоглебска в Романов, в 0 минут - обратно. Чуть подальше от пристани несколько моторок непрерывно пересекают водную гладь, перевозя более нетерпеливых пассажиров, торопящихся попасть на другой берег побыстрее. Для начала решил испытать главного перевозчика. Поскольку до отхода посудины оставалось еще минут двадцать, я с пользой провел это время в шалманчике на берегу, с удовольствием утолив жажду парой кружек Балтики-7, вполне пригодным к употреблению сортом пива.

Почти вовремя согласно расписанию паром, приняв на борт несколько машин и пару-тройку десятков пеших пассажиров, отчалил. Пересечь великую русскую реку на пароме в Тутаеве стоит 11 руб.

Еще от пристани открываются приятные виды на Романовскую сторону - высокий берег, поросший кустарником и деревьями, на котором виднеются три из пяти (если судить по плану города) прибрежных церкви, остальные же скрыты деревьями. Доминантами среди храмов являются Казанская церковь и Крестовоздвиженский собор.

Причалили к берегу, сошли на берег, и я сразу направился по крутой тропинке в сторону Крестовоздвиженского собора, чьи купола так заманчиво сверкали на солнце и были видны еще с борта парома. Дошел до церкви, обошел ее кругом и осмотрел со всех сторон. Собор действующий, в нем как раз в этот момент шла служба. Вскоре к церкви подъехал свадебный кортеж, может быть с целью венчания, а может, это был просто традиционный объезд городских достопримечательностей.

Брачующиеся, их друзья и близкие стали проводить фото-сессию возле храма, а я меж тем пошел вглубь городка дальше от берега. Вскоре вышел на ул. Ленина и направился вправо к Леонтьевской церкви. Мимо скверика с памятником тутаевцам-героям Войны я дошел до футбольного поля, на краю которого и расположилась Леонтьевская церковь, поглядел на нее. Потом вернулся обратно, вновь встретив тот же свадебный кортеж, теперь фотографирующийся уже в сквере. Либо обошлось без венчанья, либо его процедура прошла уж очень быстро.

По кромке довольно глубокого и обширного оврага проследовал в направлении центра города.

Романов разительно отличается от Борисоглебска - он целиком малоэтажный, никакими многоэтажками тут и не пахнет. Старинные здания компактно расположились в районе улиц Ленина и Красноармейской. Поглядел на бывшие купеческие склады, торговые ряды, здание банка, городской гимназии. Имеется в Романове и пожарная каланча, впрочем, она гораздо скромнее рыбинской.

Памятник Ленину в Тутаеве изготовлен из гипса, причем фигура Ильича имеет классический вид - левая рука вождя мирового пролетариата находится за обшлагом пиджака, правая же уверенно показывает направление верного исторического пути.

Городской парк порадовал наличием сразу двух "девушек с веслом", а точнее двух гипсовых скульптур девушек - одна с корзиной на плече, другая же держит в руках что-то типа шарфика или еще какую девичью принадлежность. В довесок к гипсовым девушкам в парке оказался еще и бюст основоположника единственно верного учения - геноссе Маркса. Несколько остатков постаментов давали знать, что в парке были ранее и другие образчики садово-парковой скульптуры, теперь уже, увы, утраченные за давностью лет.

Еще немного прогулялся по улицам, заглядывая кое-где во дворы. Романов - симпатичный провинциальный городок, впрочем, местами заброшенный. Некоторые здания разрушены, другие имеют сильно изношенный вид.

Дошел до городской окраины, чтобы поглядеть на церковь св. Тихона. Ничего выдающегося тут не увидел, к тому же небольшая размерами церковь находится в плотной застройке частных домов, не сразу ее и заметишь. Затем по Казанской улице вышел к Волге, аккурат в районе Казанской церкви. Церковь живописно расположилась на крутом волжском берегу, и со смотровой площадки напротив нее открывается великолепный вид на сам храм и на противоположный Борисоглебский берег с громадой Воскресенского собора.

Некоторое время полюбовался волжскими просторами, затем форсировал овраг, на краю которого и высится Казанская церковь с колокольней. Прямо у подножия холма, где стоит церковь, непрерывно причаливают моторки, и я решил возвращаться назад на одном из этих утлых суденышек. Переезд стоит червонец, посадочных мест на плавсредстве всего 4, лодка несется быстро, подпрыгивая на волнах и обдавая пассажиров каскадом брызг от встречных волн, что весьма оживляет переправу. Впрочем, как оказалось, есть и негативный момент в этом способе форсирования Волги. Сам-то я проскочил, а вот при обратном рейсе мотор у лодки заглох, едва она отошла от берега. Пока я поднимался по берегу с остановками на любование пейзажами, на протяжении по крайней мере десяти минут матрос безуспешно пытался завести мотор. Уже поднявшись от реки, тарахтенья двигателя я так и не услышал, и дальнейшая судьба пассажиров и незадачливого Харона мне неизвестна. Полагаю, что все же они как-то отгребли к берегу.

Поднялся к Воскресенскому собору. В Борисоглебской части города этот собор единственный (впрочем, на карте видел на окраине города еще какую-то церковь на берегу, но в реале ее не видно), на зато какой! Это один из самых ярких представителей ярославской архитектурной школы. Построен храм был в 1670-1678 гг. и никогда, даже в годы Советской власти, не закрывался, поэтому собор сохранил свое внутреннее и внешнее убранство. Стены собора богато декорированы росписями и лепниной, и в вечерних лучах солнца храм выглядел просто замечательно.

Судя по пению, внутри собора шла служба, и я в храм не пошел - ходить разглядывать интерьер во время службы полагаю недопустимым, хотя внутреннее убранство собора, судя по описанию в путеводителе, должно быть исключительным.

Уже посасывало под ложечкой, пришла пора и подкрепиться. Мимо небольшого района Борисоглебской стороны с более-менее старинной городской застройкой, где даже попадаются деревянные дома с неплохой резьбой на наличниках, я переместился в сторону нового Борисоглебска. Черта между новым и старым Тутаевым довольно резкая - только что были деревянные избы, и раз - пошли современные дома.

Что бросается в глаза в новом Тутаеве, так это неимоверно большое количество новостроек. Повсюду стоят строительные краны, и одновременно возводятся чуть ли не десятки многоэтажек. Откуда в Тутаеве взялся строительный бум - мне неведомо. Промышленности тут вроде бы особой нет, на нефтяной и газовой трубе тутаевцы не сидят.

Вскоре выяснилась еще одна удивительная особенность города. Здесь совершенно негде поесть усталому путнику. Долго шел по главной улице. По пути не встретилось ни одного ресторана, кафе, столовой, забегаловки. Не было киосков с пирожками, чебуреками или, на худой конец, шаурмой, не к ночи будь помянута.

Прошел уже минут двадцать, и вот, наконец, наткнулся на бар. Ассортимент алкоголя вызывал уважение, но из закуси были только сомнительные бутерброды да сухарики-орешки. Горячие блюда все же в меню наличествовали, но отпускались почему-то только до 5 вечера. Барменша дала наводку на какой-то ресторан, расположенный сравнительно неподалеку. Через четверть часа я его таки отыскал в глубине спального района. Ресторан не подавал признаков жизни и при ближайшем рассмотрении оказался дискотекой, коя начинала функционировать лишь в 23-00. Танцы вместо еды, да еще и через три часа меня вовсе не устраивали - песок, как говаривал герой рассказа О`Генри, неважная замена овсу. Голодный и усталый вернулся на главную улицу, но хождения по мукам вскоре все же закончились, и я обрел покой душевный и гастрономический в кафетерии при большом продмаге. Вкусная и недорогая выпечка да несколько чашек чая примирили меня с действительностью.

За день нагулялся достаточно, решил шикануть и не идти обратно до гостиницы пешком, а воспользоваться таксомотором, великое множество которых бегает по улицам города, ибо никакого другого общественного транспорта в новом Тутаеве не наблюдается. Проезд на такси доступен - до моего хилтона шеф домчал меня всего за 30 руб., что сравнимо с ценой московского автобуса.

Тутаевские комары оказались на редкость кусачими и немного разнообразили сон. Утром в начале девятого часа, верный своим клятвам администрации, я покинул свою обитель и выдвинулся на автовокзал. По пути обнаружил еще один скверик, в котором опять же, как и на Романовской стороне, обитали "девушки с веслом", точнее, в данном случае с книгой. Таким образом, Тутаев оказался весьма богат на гипсовое наследие прошлого. Тут же в парке я имел удовольствие лицезреть бюст пресловутого революционного деятеля тов. Тутаева, в честь которого город в свое время и переименовали. Ну, и последний по пути к автостанции памятник - бюст маршала Толбухина.

Выбор автобусов на Ярославль оказался весьма широк. С утра они уходили в облцентр чуть ли не каждые 15-20 мин., причем все шли разными путями с заездом в различные деревни. Один прямой и самый быстрый, который вот-вот должен был отправиться, я пропустил - он уже был полным. Пропустил и полный транзитный маленький и тряский Пазик из Пошехонья, но вскоре уже сидел в большом полупустом автобусе с мягкими сиденьями, что и повез меня и в Ярославль.

Ярославль

Меньше часа езды - и мы прибыли на ж/д вокзал Ярославля. В этом старинном русском городе я был ровно два года назад, и тогда Ярославль мне чрезвычайно понравился. Для начала зашел в здание ж/д вокзала, купил билет на попугай до Москвы, а потом, как и в прошлый раз, сел на троллейбус и поехал наугад в сторону исторического центра.

Вскоре оказался на пл. Красной. Тут имеет место большая пожарная каланча, памятник вождю, который как раз на эту каланчу указывает, и несколько интересных зданий, одно из которых обладает громадной аркой. После этого по бульвару спустился к Волге в районе Речного вокзала и пошел по набережной. В прошлый свой приезд мне не довелось посетить весьма интересный частный музей "Музыка и время", сейчас я решил наверстать упущенное.

Некто Джордж Мостославский собрал уникальную коллекцию музыкальной звуковоспроизводящей аппаратуры, составившую экспозицию музея. Входной билет стоит 80 руб., в цену входит и фотографирование экспонатов. Что сказать про музей - он замечательный. Мало того, что экспозиция весьма разнообразна, с большим количеством экспонатов, так еще и все они находятся в отличном состоянии, а музыкальные устройства - почти все работают. Девушка-экскурсовод провела интересную экскурсию с демонстрацией работы всех этих патефонов, граммофонов, шарманок и музыкальных шкатулок. На колоколах исполнила Подмосковные вечера. Помимо этого она продемонстрировала нам коллекцию утюгов с разной технологией подогрева рабочей поверхности (подобный музей есть, кстати, и в Переславле-Залесском). Небольшое оживление у публики вызвал американской конструкции утюг со спиртовым подогревом. Большинством голосов решили, что на Руси он значительную часть времени, очевидно, простаивал без работы из-за быстрого расхода топлива по прямому назначению. Помимо музыкальной техники, в музее много икон, а также старинных часов, заботливо отреставрированных и поражающих своим разнообразием и красотой.

После музея вернулся от набережной вглубь городских кварталов, где прогулялся в самом историческом ядре города - в районе ул. Депутатской, Революционной и Первомайской. Тут же пообедал в недорогом и приличном кафе, коих в отличие от постящегося Тутаева в центре Ярославля великое множество. Довольно плотный и вкусный обед обошелся мне всего в сотню руб. После этого вышел на набережную Которосли, в районе впадения ее в Волгу. Тут приобрел еще один магнит для многострадального холодильника. Посмотрел с высоты на стрелку Волги и Которосли, на заполненный по случаю жары городской пляж, на виднеющиеся вдали купола церквей ансамбля в Коровниках, куда опять добраться не удалось. Это не страшно, в Ярославль я все равно еще приеду в ближайшее время. После этого пошел по набережной Которосли, разглядывая встречающиеся по пути церкви - Николы Рубленого, Спаса на Городу, Михаила Архангела.

Дошел до Спасского монастыря - одного из самых значимых Ярославских архитектурно-исторических памятников. Прогулялся по территории монастыря, поглядел на замечательный Спасо-Преображенский собор. Для тех, кто планирует поглядеть на город сверху - неприятная новость - звонница на территории монастыря оказалась закрытой на реставрацию, и сейчас полюбоваться сверху на Ярославль невозможно аж до 2010 г., когда к 1000-летию города ее вновь откроют для доступа туристов. Кстати, к миллениуму готовят еще один сюрприз. В парке, примыкающем к историческому ядру Ярославля - месту, где Ярослав Мудрый 10 веков назад основал поселение - начали строить новодел - Успенский собор, который заодно станет резиденцией митрополита. Это я узнал из рассказа гида, что вещала группе туристов возле монумента трем ангелам и памятного камня. По ее словам, как и положено, перед рытьем котлована, были проведены археологические раскопки на месте предстоящего строительства. Была найдена масса интересных вещей. Но строительные начальники, почувствовав, что сроки строительства сокращаются, прекратили раскопки на самом интересном месте - когда ученые-археологи дошли до самых древних слоев 11-12 вв. Хочется верить, что это только слух.

Напоследок еще разок прогулялся по набережной Волги, затем свернул в сторону главной административной площади Ярославля - Советской, где еще раз полюбовался церковью Ильи Пророка - грандиозным сооружением с двумя шатровыми башнями.

Все, путешествие подходит к завершению. На маршрутке доехал до вокзала. Прикупил в дорогу фастфуда и напитков, и вскоре попугай Ярославль-Москва уже мчал меня к дому, куда я и благополучно прибыл еще засветло.

 

 

Используются технологии uCoz