ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Уикенд в Костромской и Ярославской областях
Май 2005 г

 

 

Мне давно уже хотелось поподробнее познакомиться с один из красивейших городов России - Ярославлем. Поскольку он находится недалеко от Москвы, то за выходные дни можно помимо Ярославля посетить еще несколько близлежащих от него небольших провинциальных городков. Так и сформировался маршрут - в ночь с пятницы на субботу уехать поездом Москва-Абакан до старинного города Галича и от него в обратном направлении вернуться пригородными поездами через Буй и Данилов в Ярославль, благо, что расписание собак здесь на удивление удачное - на каждый город получается порядка трех-четырех часов, что является оптимальным вариантом для осмотра небольших провинциальных городов. Помимо абаканского есть более доступный поезд Москва-Шарья, но он неудобен, т.к. приходит в Галич слишком рано - в 4.40 утра. Билеты же на поезд Москва-Абакан довольно дефицитны, но мне повезло, за пару дней до отправления верхние боковые места еще имелись в наличии, чем я незамедлительно и воспользовался.

Галич

Старинный русский город, почти ровесник Москвы. Иногда можно встретить его полное название - Галич Мерьский, отличающий его от украинского года-тезки Галича, что в Ивано-Франковской области. Меря и мурома - угро-финские народы, задолго до славян населявшие здешние места, впоследствии ассимилировавшиеся, после того, как тут стали поселяться славянские племена.

Путешествие началось в пятницу вечером, когда я приехал на Ярославский вокзал, где на мой поезд уже вовсю шла посадка. Отыскал свой вагон, сел. Народу много, публика разномастная, в том числе большая компания туристов - человек десять. Туристы хотя и не буянили и выпивали достаточно аккуратно, но все же долго не могли утихомириться, поэтому из-за шума спал плохо.

В семь утра поезд прибыл в Галич, который встретил моросящим дождем. Отнесся к этому философски, да и достаточно сильный ветер обещал к полудню разогнать облака. Забегая вперед, отмечу, что так оно и случилось, хотя большая часть прогулки именно по Галичу проходила в довольно-таки пасмурную погоду.

Вокзал Галича являет из себя длинное деревянное одноэтажное здание барачного типа, но внешне ухоженное. Прямо у платформы пассажиров встречает Ильич, покрытый серебрянкой. Заглянул в вокзал, сфотографировал расписание. Особых изменений по сравнению с сайтом АТ не заметил.

Компания туристов со своими большими рюкзаками осталась на автостанции. Определенно, ребята намереваются ехать утренним автобусом в Солигалич, поскольку это направление отсюда единственное значимое. Слева от вокзала на пятачке дожидался немногочисленных пассажиров явно городской автобус, и я поспешил к нему. Так и оказалось - он шел как раз в центр, проезд 4 руб. Карты Галича у меня не было, только схематический план, причем масштаб его был неизвестен. Выяснилось, что центр города находится недалеко от вокзала, вполне можно было бы пойти пешком.

Уже на третьей остановке возле большой площади я сошел - здесь и был центр старого города. По дороге проезжали мимо старых крепостных валов - остатков древнего укрепрайона. Вид они имеют внушительный, довольно длинные и высокие - метров 5-7 в высоту, почти как в Переславле-Залесском. План города у меня оказался довольно устаревшим, и если центральную площадь не переименовали, то название у нее - площадь Революции. С четырех сторон ее обрамляют здания торговых рядов. Выглядят они довольно привлекательно, мне понравились даже больше, чем аналогичные торговые ряды в Костроме, Кашине или Зарайске.

Перед одним из торговых зданий в довесок к привокзальному вождю расположился еще один Ильич, а неподалеку - памятный знак с ладьей на вершине в честь основания города. В северной части площади - скверик со здание администрации, а напротив уже функционировал пока еще не очень оживленный в это время городской рынок. Заглянул за торговые ряды вглубь квартала, обнаружил там МЧСовскую резиденцию, расположенную в старом здании пожарки с каланчей. На стене ведомства г-на Шойгу начертано ставшее уже привычным девиз - "Предовращение-Спасение-Помощь". Затем перешел на противоположную сторону площади к рынку. Здесь с левой стороны бросается в глаза интересный особнячок. Сверившись с картой, я идентифицировал его как особняк некоего г-на Палилова, особо отмеченный на схематическом плане города.

Отдав должное центральной площади Галича, решил поближе познакомиться с крепостным валом и пошел в обратную сторону по ул. Свободы по направлению к станции, отмечая по дороге интересные домики, многие из которых обладали весьма приличной резьбой на наличниках.

Крепостной вал оказался очень достойным, с хорошо заросшим деревьями гребнем. Забрался туда по деревянной лестнице, прошелся по периметру вала, поснимал с высоты панораму окрестностей. К земляному валу примыкает пруд, возможно, представляющий из себя остатки защитного рва с водой, а ныне выполняющий не только декоративную функцию, но являющийся источником рыбы для немногочисленных рыбаков.

Перешел улицу Свободы, которая прерывает вал, и подошел к его продолжению с другой стороны улицы. Рядом с этой частью крепостного вала разбит небольшой но симпатичный городской парк, который ограничен забором с одной стороны и валом с другой. В парке имеются скамеечки и сквозь кусты проглядывают какие-то детские карусели. Зелень, чисто и уютно.

С вала на окраине парка открывается довольно приятный вид на "заовражную" часть города, а по правую руку вдали виднеется Паисиев женский монастырь, находящийся по ту сторону железной дороги на высоком холме. По времени выходило, что при определенной сноровке я должен позже успеть осмотреть Паисиев монастырь вблизи.

Завершив осмотр валов и пейзажей, открывающихся с них, пошел опять в сторону центра и торговых рядов. Застройка в этой части города старая, вперемешку стоят деревянные и каменные дома - часто большие, двухэтажные, постоянно попадаются интересные каменные особняки. Но много и деревянных построек с уютными двориками. Привлекает внимание старинное здание, где сейчас расположена городская библиотека. По пути проходил мимо одного из немногих уцелевших храмов города - Преображенской церкви. Состояние её явно требует ремонта, церковь не действующая, купол стоит без креста.

Прошелся ради интереса по оживленному уже к этому времени рынку. Много дешевой обуви и тряпок местного производства. Неказисто, но очень дешево - брюки и джинсы по 150-300 руб., обувь 200-400.

За рынком среди деревьев спряталась небольшая церковь, на карте не обозначенная, поэтому названия её я не знаю. Церковь - в типичном купеческом стиле, т.к. построена она была на деньги торгового люда - с большим подклетом, который венчают пять небольших куполов с крестами, а в самом подклете купец хранил товары, расширяя таким образом функциональное назначение храма божьего.

Увиденный на одном из домов плакат горделиво информировал, что городу стукнула некруглая дата 845 лет. Таким образом, через пять лет Галич будет отмечать хоть и не юбилей, но все же более округленную дату.

Погода между тем резко изменилась в правильную сторону, внезапно исчезли серые облака, и засияло солнышко. Вдоволь погуляв по центру, решил увидеть воочию Галичское озеро. Для этого надо ехать на окраину, т.к. центр старого города, где я находился, довольно сильно удален от берега. С городским транспортом в Галиче проблем нет, автобусы и маршрутки ходят довольно часто. Проведя в ожидании транспорта не более 2-3 минут, сел на маршрутку и за 5 руб. покатил в сторону озера, а также автокранового и кожевенного заводов. Расстояние вышло приличным - километра три-четыре, не меньше - и около автокранового завода я сошел. Большой плакат на здании извещал непосвященных, что галичские автокраны - лучшие в мире, с чем никто вроде бы и не спорил. Для усиления этой мысли на территории завода воздвигнут уникальный памятник - не живому существу, а непосредственно грузоподъемному механизму. Правда, те, кто читал книжку писателя-фантаста Васильева про ведьмака из Большого Киева, согласятся, что машины и механизмы - тоже живые существа, а значит, особо заслуженные из них достойны памятника.

Сфотографировав сквозь ограду памятник трудяге-крану, перешел дорогу и направился к озеру. Берег Галичского озера зарос камышом, кустарником и деревьями, видно также, что дно сильно заилено. День выдался ветренный, и на акватории разыгрались приличные волны. Поглядев на озеро и не такой уж далекий противоположный берег, немного прошелся по улице, ведущей к центру города вдоль озера. Слева от дороги - пятиэтажки, справа около озера - частный сектор с большим количеством огородов. В инетовских материалах по Галичу особо подчеркивается, что галичские огородники всегда славились своей продукцией, в частности, в здешних краях испокон веку произрастали знатные огурцы.

На остановке подождал автобуса, решив пораньше ехать обратно - до отхода поезда еще хватало времени, чтобы добраться до Паисьевого монастыря. Но проехал всего пару остановок и увидел две интересных церкви, которые из по-дурацки низко посаженных окон газели на пути сюда я просто не заметил. Пришлось выходить, чтобы осмотреть их детально, ибо Галич располагает очень небольшим количеством соборов, и пропустить их было решительно нельзя.

Обошел вокруг Введенской церкви. Она в хорошем состоянии, действующая. На другой стороне улицы прямо напротив церкви в конце переулочка заметил деревянную лестницу, поднимающуюся на высокий холм, на вершине которого виднелась беседка. Смотровая площадка - догадался Штирлиц. Хочешь-не хочешь, а лезть надо. Подъемчик оказался достаточно длинным и утомительным, но вид сверху компенсировал эти мелкие неудобства. С вершины холма хорошо просматривалось озеро и противоположный берег, а также старая часть города. Живописно смотрелись и обе церкви - Введенская и расположенная ближе к центру города церковь Василия Великого. Судя по моему убогому плану города, это место называется "городище Балчуг", хотя расположение его совсем не соответствует масштабу на карте.

Сверился с часами - получалось, что время мое на исходе и на Паисиев монастырь его, похоже, не остается, надо поспешить на поезд до Буя. Пока спустился с горы и дошел до остановки, пока дождался автобуса и добрался до вокзала, осталось всего минут десять до пригородного поезда Шарья-Буй.

За оставшееся время приобрел билет, в вокзальном буфете купил, проголодавшись, несколько пирожков - очень вкусные и недорогие - от 3 р. до 4.50 р. в зависимости от начинки. И вот уже подкатывает собака Шарья-Буй, состоящая из 5 общих вагонов, из которых задействованы для перевозки пассажиров всего два передних. Народу вышло много, а загрузилось не очень, поэтому я занял целый отсек в купейной части и смог не только сидеть, но и слегка отдохнуть в лежачем положении, тем более, что пейзаж за окном был довольно однообразен, поскольку дорога большей частью шла по густому лесу, и открытых пространств было мало.

Буй

Через час с четвертью прибыли в Буй. Подъезжая к станции, узрел прямо на платформе небольшой памятник вождю рядом с избушкой отделения связи. Чуть позже оказалось, что в скверике рядом с вокзалом имеет место еще один Ленин. Воистину, в Костромской области Ильичи тяготеют к железной дороге, если вспомнить Галичского приплатформенного вождя. Фото всех ильичей пополнили мою коллекцию.

Если схематичную карту Галича я нарыл в интернете, то с Буем потерпел в аналогичных поисках полное фиаско, и кроме дунаевской двухкилометровки Костромской области ничего более подходящего с собой не имел.

Вышел на привокзальную площадь, спросил у аборигенов дорогу к центру и пошел в указанном направлении. В отличие от патриархального Галича застройка центра Буя оказалась более современная. Чаще это четырех-пятиэтажки образца 60-х - 70-х годов, с вкраплениями более старых двух- и трехэтажек. Частенько дома имеют окраску пастельных тонов - желтый и барби-образный розовый. В свое время меня удивил подобный выбор колера в подмосковном Воскресенске, но потом я часто встречал подобный окрас домов в других городах и привык уже к вкусам местных градоначальников.

По дороге попадаются и сооружения с индивидуальными чертами. Так, лицом друг к другу стоят два финансовых учреждения - какой-то жуткого вида местный банчок-новодел и РКЦ Сбербанка, разместившееся в отреставрированном старом здании. Само же отделение Сбербанка находится чуть подальше по главной улице, и, как обычно в маленьких провинциальных городах, оно резко выделяется своей неуемной роскошью среди окружающих его зданий. Не менее помпезным оказался и отдел соцзащиты. Похоже, что немалая часть средств, направленных на защиту неимущих, откатилась на постройку этой обители чиновников.

Бросилось в глаза совсем уж дикое сочетание здания стоматологической поликлиники с розовым крылечком. Обратило на себя внимание в одном из немногих 9-этажных домов громадное количество индивидуальных телеантенн, торчащих из каждого окна и заполонивших всю крышу здания. Да, в Буе определенно есть на что посмотреть.

Долго ли коротко ли главная улица города привела меня к центральной площади, где и оказались самые интересные достопримечательности Буя.

В центре ее раскинулся большой сквер с неизменным Ильичем (уже третий по счету в городе!). За памятником вождю расположен симпатичный кинотеатр "Луч", хорошо отремонтированный и покрашенный в привычный уже розовый цвет. За кинотеатром вдали виднеется реставрируемый храм. С противоположной стороны площади в другом скверике разместилось целое сообщество медных персонажей русских народных сказок. Похоже, что здесь расположен какой-то центр искусств. Черты лица у персонажей довольно грубы и сами фигурки аляповаты, но зато ярко сверкают медью на солнце. На площади имеется также и предприятие общественного питания - ресторан "Север".

Пошел в сторону восстанавливаемого собора. Состояние его в данный момент весьма запущенное. Но наличие строительных лесов и присутствие хотя бы и всего одного рабочего, усердно пилящего какие-то доски, внушают оптимизм касательно будущности церкви. Тем более, что купол храма уже отреставрирован и покрыт той самой медью.

Сразу за храмом оказался берег реки Костромы, причем по правую руку виднеется стрелка, где в Кострому впадает река Векса. С высокого берега, где имеет место обзорная беседка, открывается живописный вид на окрестности. Сделал несколько панорамных снимков.

Хотя Буй - город довольно старинный (основан в 1536 как укреплённый пункт), церквей в нем практически не осталось. Но все-таки в городе обнаружилась действующая церковь, расположенная на противоположном берегу реки Костромы, которую хорошо разглядывать со смотровой площадки у стрелки реки.

По автомобильному мосту перешел на ту сторону реки Костромы и после беглого осмотра церкви, вблизи оказавшейся вполне рядовой, слегка прошелся по заречной части города. Здесь в отличие от центра застройка полностью осуществлена обычными частными домами и особого интереса не представляет.

Вернулся в центр, по дороге обнаружив еще один действующий храм - маленькую часовенку рядом с центральной площадью, и пошел по направлению к другому мосту, теперь уже через Вексу, по дороге любуясь частенько попадающимися интересными домиками, изредка с затейливой резьбой на наличниках.

С моста через Вексу тоже открываются красочные виды. Вообще, оказалось, что прямо в черте города много не то что парков, а прямо-таки лесных массивов, очень украшающих город. А вот вода в реке Векса имеет красновато-коричневый оттенок, видимо из-за глинистой почвы.

Ну, вот, прогулка по Бую подходит к концу, до поезда на Данилов осталось совсем немного времени. Вернулся к кинотеатру "Луч", где на остановке дождался автобуса до вокзала. Цена на автобусный билет оказалась некруглой - 4.50. На вокзале напоследок осмотрел необычный храм - Свято-Никольскую церковь, недавно открытую после реставрации. Необычность ее заключается в том, что она является продолжением здания вокзала и до востановления использовалась как одно из его помещений.

На путях уже дожидалась собака Буй-Данилов, являющая из себя электровоз и три вагона - два общих и один сидячий с креслами. Выбрал последний, т.к. кресла в нем помягче, а ехать все же больше двух часов. Билет облегчил мой кошелек на 44 руб.

Отправились почти вовремя. По дороге довольно много народу вышло на станции с многозначительным названием Рассолово, вскоре поезд пересек невидимую границу Костромской и Ярославской областей, и в половине шестого мы прибыли в Данилов.

Данилов

Благодаря стараниям вольного путешественника Георгия Федосова я обладал планом центральной части Данилова и вскоре без труда нашел гостиницу "Колос", что находится рядом с центральным сквером. Мелькнула было мысль быстренько посмотреть город и через пару часов ехать ночевать в Ярославль. Но помятуя о дефицитности и дороговизне жилья в туристическом Ярославле, а также чувствуя уже некоторую усталость, решил заночевать в Данилове.

Отель "Колос" - это нечто. Более потрепанного и битого жизнью места для проживания мне ранее не попадалось нигде. Цена же номеров в этом Хилтоне явно превышала качество - 120 руб. за койко-место в 4-х местном номере, 150 - в 3-местном, 170 - в двушке и 200 - в однушке. В прошлом году в Уржуме, что в Вятском крае, при явно лучшем качестве тоже небогатого отеля цены были вдвое - втрое меньше.

Как ни странно, "Колос" оказался весьма обитаем, и свободных однушек в наличие не оказалось. После недолгих препирательств с дежурной, упорно пытавшейся подселить меня в уже населенные номера, я выбил таки место в пустой трёхе на непрестижном первом этаже. Заселился в сильно битый жизнью номер, сбросил сумку с вещами и, слегка передохнув, пошел знакомиться с городом.

Если Галич оправдал мои ожидания, а Буй их даже превзошел, то от Данилова я ожидал немного большего. Практически ничего выдающегося на улицах города я не обнаружил. Торговые ряды неподалеку от гостиницы оказались существенно скромнее галичских. В самом центре города расположилась пара полностью разрушенных каменных особняков, которые, похоже, в обозримом будущем городские власти не собираются ни восстанавливать ни окончательно сносить. На развалинах уже вырос целый лес из деревьев.

Чуть поинтереснее оказалось на центральной площади. Там имеет место типовой Дом Культуры и неприметное здание городской администрации. А вот что действительно выдается из общего ряда - это монумент павшим воинам с вечным огнем и аллей героев. Он расположен по правую руку с ДК в сквере. Слева же от Дома Культуры затерялся симпатичный маленький городской парк или скверик, в данный момент оккупированный стайками местной молодежи, по случаю предстоящей субботней дискотеки приодетой и разминающейся слабоалкогольными напитками. В другом скверике неподалеку от городской администрации наблюдается еще один памятник - борцам за революцию, геройски погибшим в процессе установления Советской власти в здешних краях.

Данилов известен прежде всего необычно большим для маленького провинциального города Казанским собором. Собственно, сам собор находится уже за чертой города в местечке с названием Горушка и хорошо виден из Данилова, поскольку стоит действительно на горе. Решил прогуляться туда. Шел довольно долго, чуть ли не полчаса, все же встречая по дороге более-менее интересные домики, как каменные, так и деревянные. Речка Пеленда за городом оказалась весьма неширокой, и скорее представляла из себя ручей.

Миновал границу города и подошел к сосновому бору. На опушке рощи картину оживляет забавная скульптурная композиция на тему сказки мсье Шарля Перро "Красная Шапочка и Серый Волк". ("Церетели!" - подумал Штирлиц). Сосновые боры я люблю. Прогулялся слегка по пахнущему хвоей лесу, около небольшого пруда на опушке видел отдыхающего господина, сидящего на берегу пруда в позе васнецовской Аленушки. Правда, сказочную композицию слегка портила бутылка пива в его руке.

Свернул направо и вскоре подошел к собору. Да, впечатляет. Казанский собор находится в хорошем состоянии, единственный его недостаток - на главном куполе пока нет креста, но расположенные на соборе леса указывают, что реставрация близка к завершению. Сам собор сделан из красного кирпича и своей монументальностью напомнил мне опять же уржумский Троицкий собор.

Вернулся в город, по дороге наблюдал странные атмосферные явления - похоже на формирования смерча. Прошлым летом на Азовском море в станице Должанской под Ейском был свидетелем того, как тучи таким же образом крутились-крутились, да и родили торнадо. В этот раз на Ярославщине со смерчом не получилось, хотя тремя-четырьмя днями раньше в здешних краях был шквал с градом. Ну, оно и к лучшему.

Вернулся в свой отель и только тут почувствовал, что слегка устал от хождений и впечатлений. Поэтому рано лег спать, тем более, что решил ехать в Ярославль первым поездом ровно в 6 утра, а значит и вставать надо рано. Не обошлось без комарья. Провел неравный бой с превосходящими силами противника, нанес ему значительный урон, потом сдался и заснул несмотря на их мерзкий писк.

Утро было замечательное - солнце, на небе ни единого облачка. Наскоро собрался, той же дорогой через пустой еще рынок минут за десять дошел до вокзала. Напоследок сфотографировал с пешеходного моста станцию и незаурядную водонапорную башню, похожую на башенку старинного замка, для своей коллекции в/н башен. Купил билет до Ярославля-Главного и вскоре уже сидел в длинной, о семи вагонах, электричке Данилов-Ярославль.

В отличие от Галичской собаки, где из пяти вагонов были задействованы для пассажиров только два, в Ярославской все семь вагонов были предоставлены в распоряжение немногочисленным пассажирам, и при входе в вагоны тетки билеты не проверяли.

Как раз накануне произошла смена расписания и поезд получил отправление в 6.00, а не в 6.04 как раньше, но отправился по старинке, с пяти-минутным опозданием.

Ярославль

Ехали до Ярика полтора часа, и в половине восьмого прибыли на станцию Ярославль-Главный. Зданий вокзала на станции два - большое старое с кассами ПДС, рестораном и небольшое новое с кассами пригородных поездов, буфетом, камерой хранения.

Прежде всего озаботился выездом в Москву. На очень удобный поезд из Архангельска отправлением из Ярославля в два часа дня как раз были билеты. Взял плацкарт, да к тому же еще и нижнее небоковое место (230 руб.)

Чтобы гулять по городу налегке, решил скинуть сумку с вещами в камеру хранения, где приемщик долго вписывал в гроссбух мои паспортные данные. Это, значит, так они борются с терроризмом. Ежели вещи, сданные в камеру хранения, внезапно взорвутся, можно будет легко найти сдавшего их на хранение. Правда, умникам, придумавшим эту бодягу, в голову не пришло, что в процессе взрыва скорее всего сгинет и сам журнал.

Налегке отправился гулять по городу. В Ярославле я был в последний раз так давно, что можно сказать, что и не был вовсе. Решил начать осмотр с набережной реки Которосли, для чего сел в трамвай номер 3, и проехав с пяток остановок, вышел вблизи церкви Николы Мокрого, знаменитой тем, что при ее строительстве здесь впервые была применена система полузакрытых галерей (на зиму они закрывались рамами). Церковь прекрасно смотрится в утренних лучах солнца. Рядышком с ней примостилась приземистая одноглавая церковь Тихвинской Богоматери. Полюбовавшись на храмы, пошел вдоль реки Которосль, которая на удивление оказалась весьма полноводной и широкой.

Прошел мимо большого многоэтажного здания - гостиницы "Юбилейная". Сразу за ней стоит одна из самых красивых церквей города - церковь Богоявления, около которой уже с утра бродила стайка франко-говорящих туристов, непрерывно щелкающих фотоаппаратами. А церковь действительно хороша - в стиле Ярославской школы - с изразцами на стенах и необычным сочетанием темно-красного кирпича и зеленого цвета скатов и крыш.

Оставив по правую руку Спасо-Преображенский монастырь, пересек Богоявленскую площадь и по Первомайской улице вышел на главную площадь города - пл. Волкова. Здесь находится областной драмтеатр - монументальное сооружение с красивым фасадом, замечательный образчик провинциального модерна, построенный в 1911г. На противоположной стороне площади сохранилась старинная крепостная Знаменская башня - все, что осталось от каменных оборонительных сооружений посада. Привлек также мое внимание замечательный балкончик на старинном особняке на улице Ушинского, по которой я продолжил свои странствия и вскоре достиг еще одной площади - Красной. На Красной площади тоже оказалось весьма интересно. Во-первых, здесь стоит замечательная пожарная каланча, не уступающая по величине и красоте Костромской. С другого бока, около интересного здания с громадной аркой, оказался сквер с главным ярославским Ильичем, указующий перст которого направлен как раз в сторону каланчи.

Ознакомившись с Красной площадью, направил свои стопы в сторону Волги по широкому бульвару с названием Красный съезд, в конце которого стоит памятник поэту Некрасову. Вот и Речной вокзал - монументальное сооружение, оккупированное сейчас большим количеством фирм и фирмочек, где я с трудом нашел расписание движения судов на навигацию 2005 г. и другую полезную информацию для пассажиров. В частности, местная туристическая компания ЯрОблТур не дремлет и приглашает всех желающих нанести туристический визит в столицу нашей Родины, дабы те насладились московскими достопримечательностями всего за 350 руб. Тур так и называется - "Икея+Мега+Ашан", и пришел он на смену достославному шоп-туру "Гум+Цум+Детский Мир".

Поднявшись от здания речного вокзала вверх по лестнице, дальше пошел по знаменитой Волжской набережной в сторону стрелки Волги и Которосли. Как гласит путеводитель, здесь на набережной расположено большинство ярославских музеев, которые я благополучно игнорировал, предпочтя им любование Волгой и городскими улицами. Вскоре дошел до конечной точки маршрута - видовой площадки на стрелке Волги и Которосли. В этом месте по преданию и был заложен Ярославом Мудрым город Ярославль почти тысячу лет назад (в 2010 г. будет миллениум), о чем и извещает памятный камень в скверике неподалеку. Вид со смотровой площадки на стрелку и прилегающие окрестности очень красив, поэтому место это популярное - тут много иностранных туристов, ну и, разумеется, ларьков с дорогой сувенирной продукцией.

Полюбовавшись видами стрелки, а также панорамой моста через Которосль, пошел в сторону Спасо-Преображенского монастыря, по дороге осмотрев две симпатичные церкви - церковь Николы и церковь Спаса-на-городу, к сожалению, тщательно спрятавшуюся за густыми деревьями и не поддавшейся процессу фотографирования.

Напротив входа в монастырь стоит часовенка - новодел, довольно безвкусная, видом своим напоминающая космическую ракету, как их рисовали на заре космической эры. Все же у наших предков по части архитектуры вкусы были более развитые. Счастливые обладатели хотя бы одного банковского билета Российской Федерации достоинством в 1000 руб. могут увидать эту часовню на лицевой стороне денежки.

При входе на территорию монастыря имеется касса с большим ассортиментов билетов. Самый дешевый - простой билет на вход 4 руб., а самый дорогой - на обзор с колокольни за 40 руб. В специальном загоне на территории Кремля проживает также дрессированная медведица Маша, посмотреть которую стоит 15 руб. (все цены - для взрослых граждан России, детям - дешевле, иностранцам - дороже). Кстати говоря, медведь изображен на гербе Ярославля, и медведица Маша пользуется популярностью, что не помешало ей как-то проявить животную сущность и искалечить служительницу, оторвав ей ступню. Машей я пренебрег, а вот билет на колокольню приобрел.

Высота звонницы не запредельная, но значительная - около 40 м. Подъем по каменным ступенькам экстремален в том смысле, что винтовая лестница сильно сужается ближе к вершине, и поэтому крупногабаритные туристы рискуют оказаться в положении Винни-Пуха в гостях у Кролика. По дороге есть две промежуточные площадки, но самый лучший вид, конечно, на самом верху. Отсюда город виден как на ладони, я присоединился к многочисленным туристам и тоже сделал несколько панорамных снимков во все стороны. Насладившись видом Ярославля и слегка замерзнув на хорошем ветру, спустился вниз и некоторое время посвятил осмотру подворья. Сам Спасо-Преображенский собор (построен в 1212-1224, перестроен в 1505-1516гг.) чудо как хорош, но вид портит невзрачная церковь Ярославских чудотворцев, пристроенная в 19 в. к южной стене собора.

Прикинул, что время до поезда еще есть, покинул территорию монастыря и пошел в направлении Ильинской площади и церкви Ильи Пророка - красы и гордости Ярославля. Площадь замечательная - представляет из себя большое открытое пространство, и церковь Ильи Пророка хорошо открыта для обозрения со всех сторон, что в российских городах бывает нечасто - обычно мешают деревья и прилегающие дома. Также особенностью площади является наличие на ней нескольких административных зданий - стандартный вариант - с колоннами и развевающимся государственным флагом на крыше.

Завершая свой сложный многопетельный путь по старинному центру города, вновь вернулся на площадь Волкова, отметив по дороге еще несколько интересных образчиков архитектуры, а уже оттуда на троллейбусе поехал к вокзалу. Оставшиеся полчаса до поезда посвятил обеду - наконец-то по-человечески поел в неплохом кафе рядом с вокзалом, уютном и относительно недорогом, уговорив официантку обслужить меня побыстрее, т.к. мой поезд вот-вот должен был подойти.

В назначенное время подкатил мой архангелький поезд, я расположился в вагоне, четыре с половиной часа пути - и все, очередное путешествие, увы, подошло к концу.

 

Используются технологии uCoz