ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Один день золотой осенью в Александрове и Киржаче
Сентябрь 2004 г

 

 

Прошло две недели после моего возвращения из отпуска, а уже снова захотелось куда-нибудь съездить. Нереализованных с лета планов осталась куча - глаза разбегались при взгляде на карту Родины. К тому же вторая половина сентября - "бабье лето" - самое лучшее время для любования красотами русской природы. Хотелось посетить ярославщину с кусочком костромщины - абаканским поездом заброситься в ночь до Галича, оттуда собаками доехать до Буя и Данилова и через Ярославль вернуться назад, благо стыковка электричек очень удобна. Был другой вариант - посетить Курскую область - Льгов, Рыльск и Обоянь, куда не получилось съездить в июне. Заоодно и прокатиться по малодеятельной ж/д ветке Обоянь-Ржава. Манили также Торжок со Старицей и Нерехта с Костромой. В общем, выбирай - не хочу. Единственное условие - отсутствие дождей на оба выходных. А вот с этим выходило плохо. Несмотря на то, что по календарю должно было бы уже наступить бабье лето, дурацкий атлантический циклон спутал все карты. Всю неделю в Москве лили непрерывные дожди, данные же о погоде на различных сайтах давали совершенно противоположные результаты по всей центральной части России. К северо-востоку от Москвы все дружно пророчествовали затяжные дожди на неделю вперед. По Курской области мнения разделились, но большинство склонялось к дождям. В Тверской области тоже ничего хорошего с погодой не ожидалось. Пришлось отказаться от всех 2-3 дневных вариантов и смотреть по погоде уже непосредственно в выходные.

Для однодневной же поездки, недолго поколебавшись, выбрал давно вынашиваемый план прокатиться по части БМК (Большое Московское Кольцо) от Александрова до Орехово-Зуево с двухчасовой остановкой в Киржаче. Если выйти из дома пораньше и успеть на собаку в 6.41 до Александрова, то останется время после беглого осмотра Александровской слободы и Киржача еще съездить, к примеру, в Покров или Петушки. В самом же Орехово-Зуево я уже был в прошлом году осенью. Хороший город.

Утром еще затемно вышел из дома, и, глянув на небо, с чувством глубокого удовлетворения увидел звезды - небо чистое, дождя пока не предвидится.

Данные по электричкам до Александрова на сайте all-transport были прошлогодними, но вроде бы кардинально измениться не должны. Так оно и вышло - когда я приехал на Ярославский вокзал, до отхода александровской трамваины в 6.42 оставалось еще 10 минут. В кассы очередей не было и, расставшись с 78 руб. за билет, я прошел через "дурникет" и вышел на платформу, где уже скопилось немало народу, в основном дачники. Часть из них поставило на другую лошадку и стояло на соседней платформе, куда выходят противоположные двери вагонов. Это меньшая часть и сорвала банк - в подошедшей электричке двери открылись именно на эту сторону, и, пока наша сторона гремела ведрами, садовым инвентарем и прочим оборудованием, теснясь перед закрытыми дверьми, все лучшие места у окон по ходу движения были разобраны.

Через минуту нехотя открылись двери и с нашей стороны. Несмотря на небольшую давку в дверях, мест хватило на всех, да и свободных осталось немало. Поскольку за окном еще была темень, мне все эти игры и битвы за место под солнцем были малоинтересны - я зашел в вагон последним и сел где пришлось, загрузил плеер сидюком со свежей аудиокнигой (повести Андрей Платонова) и погрузился в полудрему, слушая чудного платоновского "Сокровенного человека", правда в неважном исполнении.

Где-то через часик после отправления за окнами стало относительно светло. Дождя и впрямь не было, но в воздухе стояла какая-то хмарь. В низинках, мимо которых несся наш поезд, стоял густой туман. Утренний туман - вещь нормальная, через часик должен рассеяться, тем более в городе. Как бы не так. Когда в 8.55 электричка прибыла на конечную станцию, Александров встретил меня сильнейшим туманом, с видимостью всего метров 100, не более.

На прогулку по городу у меня по плану было 2 часа, и в одиннадцать часов с минутами я должен был ехать в Киржач. Но, глядя на это атмосферное безобразие, в последний момент резко поменял планы. Решив с сожалением отложить Александров на будущее, а взамен получить в Петушках осмотр Музея Петуха, который по сведениям из сети работает только до 16.00, я взял билет за 24 руб. на отходящую через десять минут Ореховскую электричку, надеясь, что за 40 минут пути до Киржача погода одумается, и туман таки рассеется.

Перешел на вторую, низкую платформу, где уже стояла, готовясь к старту, шести-вагонная собака на Орехово-Зуево. Зашел в вагон, сел на древнюю деревянную скамейку, и вскоре мы отправились. Пейзаж за окном был уникальным - метров на 20-30 в тумане проглядывали елки да сосны, а дальше - сплошное молоко. Запомнилось совершенно сказочно выглядевший болото-образный пруд на выезде из города.

Дорога на участке Александров-Киржач хорошая, поезд неплохо разгоняется. Промежуточные остановочные пункты хорошо ухожены. Платформы, правда, низкие, но бетонные плиты платформ заасфальтированы и сами остановочные пункты выглядят существенно приличнее, чем, к примеру, на участке БМК Детково-Михнево. Поезд сопровождается тетками, которые обилечивают севших на станциях без касс, т.е. понятие "штраф" отсутствует.

Через 40 минут приехали в Киржач, где вышли почти все пассажиры из нашего вагона, а сели всего двое. Я убедил свое внутреннее "я", что за время пути туман чуть рассеялся и, подавив желание плюнуть на все и продолжить путь до Орехово, тоже покинул поезд.

Направился вслед за толпой и метров через триста вышел к автобусной остановке. Тут же неподалеку имел место рынок, а через дорогу - автостанция, куда я решил заглянуть на обратном пути. А пока перешел дорогу и стал ожидать автобуса до центра. Подошел ПАЗик, набился под завязку и поехал. Проезд стоит 5 руб. (сентябрь 2004г.). На 3-й или 4-й остановке половина пассажиров сошли, и я тоже вышел, ибо это и был центр города.

Как и заведено для центра любого города, здесь располагалось здание администрации, довольно невзрачное на вид, с развевающимся над ним российским флагом. Напротив него имело место что-то вроде широкой аллеи с Ильчем посередине. Киржачский памятник вождю мирового пролетариата - из редкой породы памятников типа "Голова профессора Доуэля", представляющих из себя воздвигнутый на постамент бюст, т.е. памятник не имеет привычной кепки в руке и указующего в светлое будущее перста за отсутствием как верхних, так и нижних конечностей. Слева от аллеи Ильича находится длинное отремонтированное здание торговых рядов со множеством магазинчиков внутри. А за торговыми рядами в тумане виднеется силуэт церкви из Свято-Благовещенского монастыря.

Главная проезжая улица, идущая через центр города - улица Гагарина. С именем космонавта №1 Киржач связан через печальное событие - именно в здешних краях близ деревни Новоселово 27 марта 1968 года на миговской спарке Гагарин вместе с полковником Серегиным совершил свой последний полет, закончившийся катастрофой. Именем полковника Серегина названа еще одна улица в городе. По улице Гагарина я и продолжил свои странствия. Особенность архитектуры Киржача в этой части - большое количество комбинированных зданий - низ каменный, а верх деревянный. Причем - это не только небольшие частные жилые дома, но и более крупные здания, включая некий Выставочный зал и магазин "Обои". Хотя, как и в любом уважающем себя провинциальном городке, здесь сохранились с давних пор и добротные каменные особняки.

Зашел в работающий уже с утра магазин "Книги", где и убедился, что карты города в мире не существует, что и неудивительно - Киржач мал, и вниманием туристов не избалован. Чуть дальше по правой стороне улицы Гагарина обнаружился краеведческий музей, который я отложил на потом, но, впрочем, так и не посетил.

Вскоре путь мой уперся в некий то ли сквер, то ли сад, пламенеющая листва лип и кленов которого красиво смотрелась сквозь туман. В правой части парка обнаружилась скульптурная композиция в виде скорбящей женщины, символизирующая память по павшим воинам.

Выйдя из сквера, оказался на улице Серегина, где тоже расположились несколько интересных зданий - старое здание школы, а на углу - еще одна школа. Прошел еще вперед по улице, на одном из перекрестков наблюдал совсем уж фантастический пейзаж в тумане. Казалось - вот-вот, и из тумана выйдет та самая лошадь, что привлекла внимание ежика из знаменитого мультика Ю.Норштейна.

Вновь вернулся к центральной площади. Пройдя чуть дальше мимо памятника Ленину, обнаружил в конце аллеи пожарное депо. Точнее, теперь это не только пожарка, но и служба спасения в одном флаконе, если судить по надписям на стене "Предовращение-Спасение-Помощь". Слева от пожарки рядом с водонапорной башней и оказался вход на территорию Благовещенского монастыря.

Погулял недолго по территории монастыря. Зная о нелюбви к праздным туристам в православных монастырях, украдкой сделал пару снимков Благовещенского собора и церкви Всех Святых. Но людей духовного звания поблизости не оказалось и никто меня не укорял за столь богопротивное занятие.

Назад к станции решил возвращаться пешком. Туман еще чуть-чуть рассеялся, и силуэты церквей проступили более явственно. Пошел обратно, прикинув по карте (дунаевская двухкилометровка Владимирской области), что до станции около двух километров. В обратную от центральной площади сторону продолжение улицы Гагарина называется улица Большая Московская. Проходя по ней и разглядывая интересные разномастные дома, достиг моста через реку Киржач. По левую руку по ходу движения на высоком берегу живописно расположилась Свято-Никольская церковь с высокой колокольней. Постоял некоторое время на мосту, полюбовался пейзажами. Жаль, что туман все еще не рассеялся окончательно. И только когда я прошел вперед по улице еще немного, стремительно, буквально в течение двух-трех минут как будто бы кто-то сдернул пелену, ярко засияло солнце, и улицы города преобразились.

Через несколько минут я уже подходил к автостанции, где переписал расписание, поглядывая на часы. Твердо помня, что собака на Орехово-Зуево проходит Киржач в 11.48, пошел к ж/д вокзалу. Каково же было мое удивление, когда, не доходя метров двести до станции, я увидел подъезжающую со стороны Александрова электричку. Занялся бегом на короткую дистанцию, но, конечно же, в спринте не преуспел - электричка ушла из-под носа. Подошел к расписанию - точно, перепутал - не в 11.48, а 11.38. Склероз - с трудом подобрал нужное слово Штирлиц. Еще два часа гулять по городу или возвращаться на автостанцию и ехать автобусом? Но тут с противоположной стороны внезапно показалась обратная электричка Орехово - Александров (11.40 по расписанию). Мгновенное принятие решения, и теперь уже Петушки - в следующий раз, а Александров - сейчас и немедленно, благо и солнышко кстати. Билет купить в кассе не успевал, поскольку поезда стоят в Киржаче минуту, не более. Сел в вагон и поехал в обратном направлении. При ясной погоде выяснилось, что дорога весьма живописная, и все 40 минут дороги я наслаждался видами из окна осеннего леса.

Наконец прибыли снова в Александров. Переписал расписание электричек, не надеясь уже на свою память, отвел себе на осмотр города два с половиной часа и пошел к автобусной остановке. Дождался автобуса - опять же ПАЗик - и как выяснилось, напрасно, т.к. проехал всего одну остановку, далее автобус сворачивал с главной ул. Ленина. Пришлось сойти и дальше двигаться пешком. Город Александров оказался невелик. Не торопясь, завернув еще по дороге на рынок, всего минут за двадцать дошел до Соборной площади, где возвышается большой однокупольный Христорождественский Собор, а на соседней Советской площади - типичное здание присутственного места с российским флагом, охраняемое опять-таки Ильичем, возле которого в данный момент фотографировалась свадьба. Еще четверть часа ходу мимо торговых рядов, мимо городского парка, куда я не преминул заглянуть и обнаружил там среди прочих качелей-каруселей детскую железную дорогу, до моста через реку Серая - и передо мной открылся вид на купола храмов Александровской слободы. По обилию экскурсионных автобусов перед воротами видно, что не один я такой умный - место это весьма посещаемое. Наличествовали даже несколько иностранных туристов.

У входа на территорию слободы меня подозрительным бдительным взором встретил милиционер, но убедившись, что на террориста я похожу мало, активных действий не предпринял, и я пошел любоваться красотами слободы. Сразу же при входе по правую руку стоит пяти-купольная Успенская церковь с блестящими на солнце золотыми крестами на всех пяти главах. Слева по ходу возвышается Распятская церковь-колокольня, а сразу за ней чуть правее - одноглавый Троицкий собор (начало 16 века). Завершает композицию Покровская церковь 16-17 вв., стоящая еще правее собора.

К Покровской церкви примыкают царские палаты, где сейчас образован выставочный зал. Выставку я не преминул посетить, уплатив 9 руб. за билет. Довольно любопытное сочетание исторических мест, связанных непосредственно с Иваном Грозным - трапезная с посудо-хозяйственной утварью, где царь питался, царские палаты, где сейчас на стенах висят несколько картин малоизвестных художников на сюжеты касательно времен Ивана Грозного. Здесь же копия знаменитой картины Сурикова "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", в народе известная как "Иван Грозный убивает своего сына".

Еще в одном зале, размерами побольше, расположилась экспозиция - сборная солянка, касающаяся непосредственно города Александрова - чем он помимо Александровской слободы богат и знаменит. Здесь старые телевизоры Александровского телевизионного завода, другая раритетная электроника, а также всякие гармони и наряды фольклорного ансамбля. Вместо традиционного для краеведческих музеев уголка с обстановкой купеческого или наоборот крестьянского быта дореволюционного периода в зале воссоздан довольно любопытный уголок типичного жилья и обстановки советского человека 40-50 годов.

В подвале, куда ведут стертые веками каменные ступени, расположена якобы пыточная камера, где истязали противников тогдашнего политического режима. В ней забавная инсталляция в виде несчастного пленника и его мучителя со всеми атрибутами пыточного искусства. Туристы женского пола с удовольствием взвизгивают, заходя в сию камеру. Соседняя же камера пуста за исключением трех больших бочек. Возможно, в них квасили когда-то капусту для царского стола.

Гулять по территории слободы оказалось очень приятным занятием. Причина тому - ухоженность территории, хорошее состояние храмов, ну и золотая осень в самом разгаре. Периодически раздавались гудки автомобилей - это очередная свадьба, отснимавшись на фоне Ленина, приезжала в слободу. Задержался я в этом замечательном месте довольно долго, пока не пришло время двигать на вокзал.

Тормознул маршрутку, за 5 руб. доехал до Соборной площади, причем никто не знал, что она так называется - ни водила, ни трое пассажиров. А на табличке у собора значится, что площадь переименовали в нынешнее название еще в 1996 году. Здесь посмотрел сам Христорождественский собор, а также развалины Доски Почета и сохранившуюся довольно интересную скульптуру девушки со знаменем, в позе которой явно проглядывается влияние скульптора Мухиной - ее знаменитого монумента "Рабочий и колхозница", которую, к слову говоря, в Москве разобрали на реставрацию, но обратно монтировать что-то не торопятся. Все это добро, как оказалось, расположено на холме, с которого открывается приятный вид вниз на поле, деревья и заросший камышом и покрытый ряской пруд с торчащими из воды кое-где горлышками бутылок.

Остаток пути до вокзала проделал опять пешком, ибо время позволяло. За оставшееся время до отхода электрички в Москву перекусил какими-то пирожками, прикупил в дорогу минералки, сфотографировал вокзал и стоящую перед ним гранитный памятник воинам, а также благополучно отбил несколько атак стайки нахальных цыганок.

Электричка отправилась вовремя, два с небольшим часа любовался природой за окном. Необычно рано для путешествий - всего в седьмом часу вечера - оказался дома. Все.

 

Используются технологии uCoz