ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Путешествие к югу от Москвы на Первомай
Май 2004 г

 

 

Друзья на майские праздники разъезжались, традиционное открытие шашлычного сезона в лесу откладывалось. Решил тогда уж использовать длинные выходные, совершив поездку на пару-тройку дней куда-нибудь неподалеку от Москвы. Поскольку весна в этом году выдалась поздняя, захотелось съездить в южную от Москвы сторону - вдруг там да потеплее и листочков на деревьях побольше. На примете у меня были два старинных города в Курской области - Рыльск и Льгов, вот и решил сначала их посмотреть, а потом выбираться обратно собаками и автобусами маршрутом через Курск-Орел-Болхов-Белёв-Козельск на Сухиничи и оттуда на ПДС вернуться в Москву.

Но, как гласит народная южно-американская пословица, "патриот предполагает, а хунта располагает". Льговский поезд оказался неожиданно дефицитным, и уже за неделю до праздников билетов на него уже не было. Точнее, оставались СВ по цене 2300 руб., что было явно неприемлемо. Как вариант, можно было бы доехать до Курска, и уже оттуда добираться до Рыльска. Но пока я обдумывал этот вариант, за пару дней до 30 апреля уже не оказалось дешевых плацкартных мест ни на один поезд, проходящий через Курск. Похоже, все гастарбайтеры решили сделать передышку в своем нелегком труде и покинуть Москву на первомайский праздник. В раздумьях и сомненьях пролетело оставшееся время. Броня, как я и предполагал, 30-го апреля вечером не появилась. Утром 1-го мая я оказался перед дилеммой - либо попасть на праздники в неприятное ДТП (диван-телевизор-пиво), либо ехать в путешествие на собаках. Выбрал второй вариант, как более многообещающий.

План таким образом скорректировался в следующем направлении : Москва-Тула-Мценск-Орел-Болхов-Белев-Козельск-Сухиничи-Москва с ночевкой в Орле. Здесь приоритетами были Болхов и Белев, а также внезапно прорезавшийся Мценск. По расписаниям получалась хорошая стыковка на участке Орел-Болхов-Белев-Козельск, поскольку от Болхова (Орловская обл.) ходят два автобуса в день до Белева (Тульская область), что является редкостью, ибо со времен феодальной раздробленности Руси транспортные связи между соседними областями весьма слабы, тем более, если города не являются облцентрами. Белев, расположенный на краю Тульской области, трудно достижим, но помимо автобусной связи его с Болховом существуют также два пригородных поезда в день, связывающие его с Козельском, что уже в Калужской области.

Таким образом, утром 1 мая (нет не так - Первого Мая !) я приступил к выполнению плана праздничных мероприятий.

От Тулы до Орла ходит только одна электричка в день - в 15-24 (расписание мая 2004г.), поэтому с утра торопиться не имело смысла, и на прямой семичасовой тульской собаке до Тулы я не поехал, а решил ехать двумя часами позже от станции Люблино в 9-25 на серпуховской электричке до Серпухова, с тем, чтобы погулять еще пару часов и по этому городу, а потом уже в районе полудня отправиться оттуда на Тулу.

К моему величайшему изумлению, далеко не все дачники уехали днем раньше накануне праздника на свои фазенды. Электричка со стороны Каланчевки в Люблино подошла уже без свободных сидячих мест, в Царицыно любителей дач и огородов еще сильно прибавилось, так что до Подольска 40 минут пришлось постоять в тесном проходе. В Подольске мне все же удалось сесть, но до самого Серпухова стоячие люди сохранились. Между Гривно и Львовской прошла контра - две насупленные тетки, весьма агрессивно настроенные, невзирая на пролетарский праздник. Из тамбура долго раздавались их визгливые крики - какую-то несчастную жертву пытались оштрафовать-обилетить.

В Серпухове уточнил расписание - действительно, в 12-30 должна была пойти электричка до Тулы, кроме нее была назначена дополнительная на 13-25, но с нее на Орловскую я не успевал, поэтому решил ориентироваться на первую.

Времени гуляния по Серпухову мне отводилось всего часа полтора-два, поэтому решил воспользоваться городским транспортом и подъехать на автобусе к площади Ленина, где 1 мая должно быть, по идее, что-то интересное. Оно и оказалось в виде первомайской демонстрации трудящихся города. На трибуну почетных гостей меня, скорее всего, не пустили бы, поэтому пришлось довольствоваться приветствованием колонн трудящихся снизу. Поглядев на ряды демонстрантов и проникнувшись их настроением, примкнул к колонне медиков, прошелся некоторое время рядом с актуальным транспарантом "Городская поликлиника номер такой-то - 50 лет без ремонта !". Исполнив таким образом свой классовый долг, с чувством глубокого удовлетворения отправился по праздничным улицам города пешком обратно в сторону ж/д станции, куда и прибыл минут за десять до отхода поезда.

Размер толпы на платформе вызывал нехорошие предчувствия. Тульская трамваина из Москвы пришла отнюдь не пустая, и в Серпухове из нее вышло довольно мало людей. Началась увлекательная русская народная железно-дорожная игра под названием "Нам бы только в тамбур попасть". Единственный раз за всю поездку я слегка пожалел о своем предприятии. Но вписался в толпу удачно и вскоре оказался в вагоне, прямо в дверях из тамбура в салон. Поскольку в глубине вагона проглядывали свободные стоячие места, я и еще пара социально активных граждан стали туда ввинчиваться. В итоге борьбы за место под солнцем через пару минут я оказался в относительно удобном положении. А в тамбуре при каждой остановке кипела нешуточная битва за право дачников выйти со своей рассадой и сельхоз-инвентарем из вагона. Минут через двадцать, когда народу чуть поубавилось, некий товарищ, что ехал с двумя детьми, пошел в тамбур покурить и усадил меня на свое место, а в дальнейшем категорически отказывался получить его назад, мотивируя тем, что уже не может сидеть, ибо едут они в Тулу к бабушке на перекладных издалека уже чертову уйму времени. Судя по его окающему говору, это "далеко" было где-то в Поволжье.

Так что до Тулы я доехал с относительным комфортом. До отхода Орловской электрички оставалось почти полчаса. За это время я успел купить билет до Мценска (71 руб.), а также приобрел бутыль минералки и тульский пряник для поддержания сил и еще погулял возле ж/д станции.

Орловская собака имела 10 вагонов и оказалась хорошо заполненной - не так, как в ужасной московско-тульской, но и свободных сидячих мест оставалось не так уж много. Соседями по моему отсеку оказались пожилая семейная пара и еще один товарищ, которые проявили свойство болтливости и завели длинный нескончаемый разговор на популярную тему "как хорошо было раньше, и как никуда ничего не годится теперь". В соседних двух отсеках ехали подростки с пивом, но вели себя более-менее прилично, хотя шуму тоже добавляли. В процессе общения друг с другом они к тому же малоактивно приставали к двум девушкам, ехавшим из Москвы в Брянск почему-то через Орел. Интересный маршрут. Читать при таком звуковом фоне у меня решительно не получалось, но на помощь пришел мой верный СД-плеер-дебильник, и под музыку я и продолжал свой вояж.

Проехали потемкинскую деревню - станцию Ясная Поляна, резко контрастирующую своей ухоженностью от других остановочных пунктов по Курскому направлению. Тут тебе и новенькие с иголочки станционные строения, и плитка под ногами, и кованое ограждение на платформе. По пути народ выходил слабо, разгрузка началась только в Плавске, продолжилась в Скуратово, и очень много народу сошло в Черни, в том числе и мои занудливые соседи и веселая молодежь, которая, напившись клинского, задремала и чуть было не проехала свою остановку. Так что ближе к границе с к Орловской областью наши ряды поредели, а уж в Мценске вышла большая часть оставшихся, и в Орел поезд пошел почти пустым.

Вышел на платформе в Мценске, убедился, глянув на расписание, что нужная мне девятичасовая электричка на Орел не отменена, и пошел на привокзальную площадь. Здесь многочисленные пассажиры уже поджидали автобус, лениво отбиваясь от назойливого приставания частных извозчиков. Нарядный паровоз-памятник с парой теплушек стоял тут же рядом и производил своим видом неизгладимое впечатление.

Ж/д станция в Мценске находится на окраине города, поэтому я тоже решил испытать городской транспорт Мценска и дождался автобуса. Подошедший Пазик заполнился полностью и отправился в путь. Проезд стоил 4 руб., кондуктора не было, деньги шли шоферу, и билеты не выдавались. Т.е., по своей сути, это была маршрутка, только проезд почти в три раза дешевле, чем в Москве. Спасибо московским властям за заботу о вверенному им населению столицы.

До самого центра я не поехал - как только мы проехали мост через реку Зушу, вышел, ибо вид с этого места на окрестности оказался весьма хорош. Полюбовавшись с моста видами города, спустился вниз, где справа имел место скверик с мемориалом героям ВОВ, а также с десятком бюстов - героев Советского Союза. Затем свернул направо и пошел в направлении видневшейся вдали церкви. Первое впечатление - улицы города оказались довольно чистыми. Интересная особенность Мценска - разнообразие в архитектуре зданий. Никакой однородности. Такое впечатление, что кто-то взял и перемешал стили и расставил дома в произвольном порядке. Каменные особняки следуют за бревенчатыми избами, потом вдруг возникает типовая пятиэтажка, а потом - раз, и церквушка. Впоследствии это оказалось характерным и в других частях города. Но, повторюсь, чистота и ухоженность улиц чувствуется. Хотя, может быть, это к празднику так подготовились.

Сверяясь с картой, шел в направлении центра. По дороге отмечались интересные здания. Так, на улице Ленина выделяется дом, который я опознал как прототип дома, где жила пресловутая "леди Макбет Мценского уезда". Сейчас здесь расположено отделение милиции. Тут же на ул. Ленина имеет место отнюдь не бедное на вид здание Сбербанка, а чуть поодаль, еще более помпезное здание областного отделения Госбанка. Мои недавние попутчики непременно бы завели разговор на тему "Вот куда уходят народные денежки".

Наконец вышел на центральную площадь. Здесь, естественно, оказался комплекс административных зданий, памятник Ленину, кроме того, монумент в честь основания города, а также старинные торговые ряды, увеселительные заведения, сквер с монументом-танком - т.е. опять сборная солянка.

Пройдя чуть дальше, уткнулся в городской парк с памятником Тургеневу при входе. Этим праздничным вечером сюда в парк постепенно стекались пока еще немногочисленные горожане. Вообще, несмотря на праздничный день, обстановка казалась вполне пристойной, пьяных не наблюдалось, не видать было также бомжей и гопоты. Зато повсюду периодически виднелись представители правоохранительных органов, в основном на патрульных машинах. Так что празднование дня Весны и Труда, по крайней мере, в этой части города и в это время, проходило вполне чинно-благородно. Ну, ближе к ночи народ разгуляется.

Погулял по парку, соблазнился колесом обозрения - захотелось взглянуть на город сверху. Вид сверху на город не впечатлил - колесо не очень высокое, много сквозь деревья не разглядишь. Но зато визуально издалека слегка познакомился с северным районом, куда уже впоследствии гулять не пошел.

Время между тем не стояло на месте, подошла пора двигаться в обратном направлении. Назад к станции шел другим путем. Попал в кварталы, где застройка представлена сплошь пятиэтажными домами. Но и здесь город проявил свою эклектичную сущность - все пятиэтажки тоже оказались разными - и панельные, и кирпичные, с различной рустовкой и разнообразной отделкой стен, причем стены окрашены во всевозможные цвета. Да, не любят в Мценске однообразия.

Часть пути к станции шел по ул. Железнодорожной, проложенной по высокой насыпи, слева от которой внизу проходили ж/д пути. Здесь тоже были разнообразные живописные жилые дома - от бараков до добротных строений, с садиками, сарайчиками и прочими принадлежностями. Довольно чисто и не особо замусорено, как это часто бывает вблизи железной дороги.

В надлежащее время пришла электричка Скуратово-Орел. Опять же, как и ранее, из неё вышли почти все пассажиры - решительно в этот вечер никому кроме меня не было дела до Орла. Весь поезд принял едва ли 5-7 человек. Я прошел два пустых вагона, пока нашел такой, где теплилась жизнь - разительный контраст с тульской собакой. А ровно через час я уже выходил из поезда на ж/д вокзале Орла.

Из списка гостиниц города я заранее выбрал для себя "Русь", рекламируемую в сети доступными ценами и еще тем, что там недавно был проведен ремонт. Троллейбус №3, который туда идет прямо от вокзальной площади, упорхнул у меня из-под носа. Пришлось, сверившись с планом города, пройти вперед метров триста и выйти на Московскую улицу к остановке, откуда вскоре я уехал на автобусе. Как и в Мценске, это был ПАЗик, с оплатой водителю, но проезд стоил уже 5 руб. Переехали Оку, свернули на ул. Горького, и еще через пару минут, покинув автобус, я вышел на большую площадь, где в самом начале ее большое количество людей тусовалось около ресторана, расположенном в еще одном отеле. На другом же конце площади виднелась искомая гостиница "Русь", куда я и направил свои стопы.

Гостиница оказалась вполне приемлема. Правда, если верить администратору, самых дешевых одноместных номеров по 270 руб. не осталось. Пришлось согласиться на 320 руб. Ремонт в отеле действительно был относительно недавно. Редкий случай - в номере присутствовала горячая вода. Телевизор же оказался таким древним, что я поначалу не понял, что при рождении он был цветным - настолько у него села труба, и цветность почти не регулировалась. Ну и ладно, все равно смотреть было особенно нечего. Попил чайку в круглосуточном буфете на этаже и завалился спать.

Утром встал рано, выписался из отеля и вышел на безлюдные утренние улицы Орла. Справился у прохожих, как отыскать автовокзал и вскоре уже ехал туда на маршрутке. Рассчитывал на рейс до Болхова отправлением в 8-55, но добрался быстро и вполне успел на предыдущий 8-25. Автовокзал в Орле большой, что неудивительно для областного центра. Платформ для посадки штук 12-14. В числе прочих среди разномастных средств передвижения присутствовал редкий зверь - дальнобойный автобус "Неоплан" сообщением Краснодар-Ростов-Воронеж-Орел-Минск-Брест-Варшава. Мой же ПАЗик наполнился почти до отказа - свободных мест оставалось не более трех-четырех, но на выезде из города и они были благополучно заняты. Как обычно, половина пассажиров сошла в прилегающих к городу деревнях, и в Болхов приехала едва треть стартовавших. Дорога на протяжении часа с лишним пути была достаточно живописна. Рельеф местности в этих краях холмистый и овражистый. Перепады высот, частая смена лесов полями приятно радуют взор.

При подъезде к Болхову с юга уже издалека виден на высоком холме в центре города Спасо-Преображенский собор. Он находится в состоянии реставрации - строения собора опоясаны лесами, рядом возвышается строительный кран. По случаю пролетарского праздника трудовой деятельности на объекте не наблюдалось. К собору примыкает Троицкая церковь, колокольня которой тоже разрушена и ждет своей очереди на восстановление. Через какое-то время храмы, надеюсь, приведут в порядок - смотреться это будет замечательно.

Автостанция в Болхове расположена в южной части города, метрах в трехстах после одного из трех мостов через реку Нугрь. Позади автостанции имеет место рынок с богатым ассортиментом необходимых народо-населению товаров - от еды и напитков до домашней утвари, вплоть до унитазов. Рядышком в сквере, где стоит монумент-танк, отстаивался в тени под деревьями гужевой транспорт селян, приехавших торговать своей продукцией.

Я убедился, что белевский автобус не отменен и будет ждать меня в 14-10, и пошел знакомиться с городом. Прошел мимо еще одной церкви - Троицкой, тоже настоятельно требующей ремонта, и вышел на мост-плотину через реку. Отсюда открывается красивый вид на центр города, а сама река Нугрь делает сильную излучину, и по крутым ее берегам вдали видны живописные старые дома, туда-то я и направился. В этом районе оказалось что-то вроде промзоны с какими-то мастерскими, автобазой и прочими подобными вещами, расположенными в старинных зданиях. Рабочего люда почти не наблюдалось, стояла патриархальная тишина, нарушаемая лишь гудением пчел, дождавшихся-таки после долгой зимы своих цветочков.

По крутым дорожкам, обвивающим центральный холм, мимо Георгиевской церкви, не без труда вскарабкался наверх к собору и вскоре оказался на центральной площади - с резиденцией городских властей и памятником Ильичу перед ней. Тут же неподалеку раскинулся маленький сквер с памятником героям ВОВ. Вперед уходила и звала за собой главная улица Болхова - ул. Ленина, по ней-то я и двинулся далее. В начальной части улицы Ленина оказались расположены все нужные для нормальной жизни города присутственные места - банк, загс, аптека, агентство недвижимости, роскошное здание с отделением пенсионного фонда ("вот куда идут наши пенсионерские денежки !") и прочее.

Болхов сильно вытянут с юга на север, поэтому расстояние между несколькими улицами, параллельными главной, много меньше, чем расстояние между пересекающими их переулками. В отличие от Мценска - любителя разнообразия, Болхов, наоборот, тяготеет к некоей стандартизации. Так, улицу Ленина пересекают от центра до северной окраины пяток переулков и называются они 1-й Ленинский переулок, 2-й Ленинский и так далее до 5-го включительно. Я добросовестно прошел город до конца, ожидая окончания этого счета, а в пригороды уже не пошел, хотя допускаю, что данный ряд Ленинских переулков продолжается и там.

Из интересных зданий на центральной улице следует отметить здание нынешней гимназии - бывшей школы, а также некую круглую башню непонятного происхождения и назначения.

В обратную сторону пошел по улицам параллельным главной, пересекая многочисленные Ленинские переулки. Здесь дома в основном частные одноэтажные, большей частью каменные, но встречаются и деревянные. В одном месте оказался не указанный на карте пруд приличных размеров. По пути также встретилась какая-то одноглавая церковь, стоящая на небольшом возвышении.

Таким образом, пройдя город насквозь туда и обратно, в результате вернулся к его доминанте - Спасо-Преображенскому собору. Подошел к нему поближе и обнаружил рядом миниатюрный городской сад, расположенный несколькими уступами-террасами. Со смотровой площадки еще раз полюбовался сверху видом на реку и плотину. Здесь же в парке и позагорал сидя на скамеечке под уютное жужжание пчел.

Так незаметно пролетели три часа, наступил час прощания с городом. Вернулся на автостанцию, приобрел билет до Белева. В оставшееся время побродил по рынку, прикупив для дегустации бутылку пива "Пикур", соблазнившись малой ценой в 11 руб. Автобус пошел без опоздания, и после посадки всех желающих отправиться в поездку почти все места в нем оказались заняты. Впоследствии, кстати, я узнал из какого-то отчета в интернете, что в обычное время, не связанное с праздниками, Белевский автобус уходит забитым под завязку, так что мне еще повезло.

Дорога, как и на предыдущем участке от Орла до Болхова, проходит по живописной холмистой местности. Единственное, что слегка омрачало поездку - это состояние дороги. Как это часто бывает, за дорогой, связывающей две области, не хотят следить ни одна, ни другая административная единица. Так и образуется магистраль, полная ям, колдобин и потрескавшегося асфальта. Субъективно все же мне показалось, что орловский участок похуже тульского. Зато в Тульской области более худшим оказалось состояние населенных пунктов, мимо которых мы проезжали - тут больше, чем в Орловской области брошенных и разрушенных домов, мусора вдоль дороги и т.д.

Как только переехали границу областей, по обеим сторонам дороги потянулись бескрайние яблоневые сады. Если справа они еще перемежались дикой природой, то слева по курсу череда их было почти непрерывной - три-четыре километра сплошь яблоневые деревья. Вот, оказывается, где расположен стратегический запас яблок страны.

Долго ли коротко ли, но прибыли в пункт назначения. Белевская автостанция расположена сразу при въезде в город, на окраине. Сам город отсюда из низины виден как на ладони. Переписав расписание междугородних автобусов, перешел мост через Оку и пошел в сторону центра. На знакомство с Белевым мне было волею судьбы и расписания транспорта отпущено всего около двух часов, а вокзал здесь расположен на противоположной окраине города, поэтому для детального осмотра всех улиц и закоулков времени было явно маловато. Не мудрствуя лукаво, решил идти по центральной улице Карла Маркса (быв. Козельская) в сторону станции, временами отклоняясь незначительно в стороны, если там будет просматриваться что-нибудь интересное.

В самом начале пути свернул направо с главной улицы и оказался в опустевшем после окончания базарного дня месте, покрытом слоем мусора всех сортов. По безлюдной улице ветер перемещал бумагу, пакеты, пластиковые бутылки и прочий хлам. Инфернальное зрелище, стадион в Калязине после окончания Праздника Пива отдыхает. Побыстрее покинул этот бедлам и вскоре вышел на собственно рынок, где бригада из нескольких человек уже деловито шуршали метлами. Не все еще было потеряно.

Поплутав по задворкам, вскоре опять вернулся на главную улицу. Дома здесь преимущественно старые каменные одно- и двухэтажные. Периодически взор радуют старинные особняки. Как и в Болхове, большинство храмов разрушены и ждут, когда же найдутся средства и желание взяться за приведение их в божеский вид. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что есть и уже отреставрированные церкви.

Перед каким-то административным зданием в тени деревьев я издалека узрел памятник с протянутой вдаль рукой. Вопреки ожиданиям это оказался не Ильич, а Мироныч, то бишь - памятник С.М. Кирову. Ильич же оказался расположен далее по ходу - в одном из углов воображаемого квадрата на центральной площади, остальные углы которого тоже занимали другие памятники - с одной стороны помимо вождя стоит памятник героям Войны, с другой - бюст дважды Герою СССР генералу Фомичеву и еще какой-то военный монумент. Далее по ходу в сторону станции наблюдались еще экземпляры малой городской скульптуры - перед учебным заведением -бюст Пушкина, а еще дальше - бюст Маркса, покрашенный серебрянкой. Бывал ли в этих краях основоположник учения, в честь которого названа центральная улица - сие исторической науке неведомо, но с ассортиментом памятников в Белеве все в порядке.

Времени до отхода поезда на Козельск оставалось уже немного, пришлось ускорить шаг. Через некоторое время, следуя по пятам немногочисленных людей с вещами, определенно идущих к станции, я прибыл на ж/д вокзал. На путях уже поджидал состав, пока еще без локомотива, представлявший из себя три сидячих вагона. Рядом с одним из вагонов оживленно беседовала стайка проводниц. Вдали осуществлял маневры тепловоз ЧМ, который и должен был стать нашим локомотивом.

Приобрел в кассе билет до Козельска. Вокзал в Белеве вполне приличный - чистый и просторный. Даже чересчур великоват для вокзала, принимающего и отправляющего в день всего два с половиной пригородных поезда - два ежедневных до Козельска и три раза в неделю - до Узловой через Тулу.

Немного прогулялся в привокзальном районе. Народ между тем подходил, и ко времени отправления на платформе скопилось-таки человек двадцать, из которых больше половины оказались провожающими. Наконец ЧМошник сцепили с вагонами, я сел в вагон, выбрал местечко поудобнее, и в назначенный час мы двинулись в путь.

Как ни живописны были предыдущие участки дороги, дорога от Белева до Козельска оказалась ну уж совсем хороша. Поезд неторопливо продирался через лес, часто по высокой насыпи, с круто обрывающимися склонами. Смешанные леса постепенно сменились практически сплошь сосновыми. Изредка проезжали заболоченные участки в низинах. В общем, езда оставила очень приятное впечатление.

Поначалу на редких остановках выходило и садилось незначительное число пассажиров, но ближе к Козельску народу на посадках стало прибавляться, и вскоре вагон почти заполнился. Так по прошествии часа с небольшим, в четвертый раз за два дня я пересек границу областей и оказался теперь уже в Калужской области и вскоре прибыл в славный город Козельск.

При въезде в город я допустил стратегическую ошибку. Надо было бы сойти на предыдущей станции, где расположена старая часть города, но я поехал до конечной. Впоследствии оказалось, что этот район в архитектурном плане совершенно не интересен, и в поисках Козельских красот пришлось потом долго идти пешком в обратном направлении.

На привокзальной площади зашел в находящееся тут же новое здание автовокзала, переписал расписание. Чуть ли не все пассажиры с белевской собаки выстроились в очередь, дабы успеть на последний автобус на Калугу, который и отходил через четверть часа. Билетов сидячих в автобус уже не было, но кассир по просьбам страждущих продавала им стоячие места. На мой взгляд, удовольствие это ниже среднего - два часа ехать в автобусе стоя. Мне же самому был нужен дизель отправлением в девять часов с минутами до Сухиничей, до которого у меня было еще три с лишним часа, поэтому, недолго покрутившись в районе авто- и ж/д-станций, я пошел знакомиться с городом.

Как я уже упоминал, в этом районе Козельск не очень интересен и являет из себя совокупность пятиэтажек разных годов выпуска. Из более-менее интересных вещей обнаружился очередной танк на постаменте в скверике перед Домом культуры - этакое локальное место притяжения молодежи с пивом, да еще пара интересных гипсовых фигур пионеров, стоящих перед школой, которые пополнили мою коллекцию соц-артовских скульптур.

Козельск вытянут в длину и имеет одну длинную проезжую улицу - им. Чкалова, на которую и нанизаны городские кварталы. По этой-то улице я и пошел туда, где вдалеке виднелась пара церквей. Усталость от гуляния целый день уже поднакопилась, дорога вела с небольшим уклоном, и я уже предчувствовал, как неприятно будет идти пешком обратно порядка 2-х километров да еще и в горку. Впрочем, оставалась надежда на какой-нибудь автобус.

Вскоре пятиэтажки кончились, потянулись дома постарше возрастом. В одном из переулков совершенно деревенского вида увидел вдали церковь с колокольней, но не вдохновился и подходить ближе для осмотра не стал. Дошел до рыночной площади и повернул направо на ул. Б. Советскую. Здесь раскинулся культурный центр города - по одну сторону имел место парк отдыха с фонтаном, вокруг которого гуляли молодые мамы с колясками, по другую - воинский мемориал, где на скамейках тусовалась гопнического вида молодежь. Прошел по улице еще подальше, прикупил в магазине нехитрой снеди, и совсем было собрался присесть на скамейку в парке, отдохнуть, перекусить и двигать в обратном направлении (оставался час до отправления пригородного на Сухиничи - как раз можно не спеша вернуться к вокзалу). Но тут я увидал на автобусной остановке двух тетушек, явно ожидавших какого-то транспорта. К слову сказать, городского транспорта в Козельске в этот час я не наблюдал. Был, правда, в расписании какой-то пригородный автобус, ходивший с интервалом в 1 час, видимо, он и используется как внутригородской. Поговорил с одной из тетушек, она и порадовала известием, что в это время как раз и должен проходить последний рейсовый автобус на автостанцию. Подождал вместе с ними пять минут и, о радость! - не надо совершать долгий обратный путь, да еще и с уклоном вверх - подошел ПАЗик. Цена проезда 4.50 - тоже экзотика, цены с копейками сейчас редкость.

На автовокзале жизнь потихоньку замирала - отправлялись последние рейсы куда-то в пригороды. На ж/д вокзале было еще тише и малолюднее. Зал ожидания был закрыт на висячий замок, только в диспетчерской горел свет, и виднелись живые люди. Оставшееся время до поезда в сгущающихся сумерках просидел с книгой на скамеечке перед автостанцией, заоодно и поужинал подножным кормом. Кроме меня, поезда на Сухиничи дожидалось еще пара-тройка пассажиров - и всё.

С небольшим опозданием подошел дизель-поезд о четырех вагонах, включая два моторных. Сиденья в дизеле Д1 мягкие, удобные, правда шумит двигатель изрядно. Прошла тетка с бортовым кассовым аппаратом, выдала билет взамен 18 руб. За окном к тому времени порядком стемнело, да и я уже устал от массы впечатлений, так что всю дорогу до Сухиничей продремал.

Ехали ровно час и прибыли в Сухиничи в начале одиннадцатого вечера. Билеты в сторону Москвы, как я и ожидал, имелись. Правда, на поезд в 00.20 из Кишинева было всего четыре свободных плацкарта (гастарбайтеры-молдаване даже в длинные праздники ехали на заработки в Москву в больших количествах). Я справедливо решил, что эти четыре места - верхние боковые и взял билет на следующий поезд - ковельский, который шел через полчаса после кишиневского - время отправления роли не играло, все равно ехать всего четыре часа, особо не выспишься, и метро все равно еще будет закрыто.

Оставшиеся два часа прошли в плодотворной беседе с попутчиком из Козельска, с которым мы ехали в дизеле до Сухиничей в одном вагоне. Сначала я принял его за вольного путешественника из-за его рюкзака, джинсов и бороды. Но парень оказался верующим православным гастарбайтером из Закарпатья, работающим на восстановлении одного из многочисленных храмов где-то в Калужской области.

Мы посидели на скамеечке, пообщались на разные темы, попили чайку, купленном в киоске. Вскоре уже после полуночи подошел его поезд, и мы распрощались. А еще через полчаса подошла и моя очередь уезжать. Тут случилось последнее небольшое приключение. Как оказалось, спуски с пешеходного моста через ж/д пути в Сухиничах существуют не на все платформы. Поезд объявили, когда он уже подошел, я немного побегал в темноте по мосту, не найдя возможности спуститься на нужную мне платформу. В итоге сошел на соседней, и пришлось идти по ней до конца состава, переходить по путям на другую (хорошо, что платформы низкие) и идти назад половину состава до своего вагона. Все эти эволюции заняли минут 7-8. Хорошо, что в Сухиничах происходит перецепка электровозов, и все поезда стоят больше двадцати минут. А вот несколько продавцов мягкой игрушки (как известно, Сухиничи являются мировым центром по продаже пассажирам поездов мягких игрушек) метались по мосту подольше моего, спустились на не ту платформу, пришлось им подниматься обратно с матюками и проклятиями на провалившуюся коммерцию.

Нелюбезная проводница почему-то захотела, чтобы я занял боковое место, что я проигнорировал, заняв верхнее нормальное. Вагон оказался из тех, что я раньше не пользовал - довольно мягкие диваны, обтянутые не кожей дикого зверя дермантина, а каким-то плюше-подобным материалом, с сетчатой третьей багажной полкой. Лёг и мгновенно заснул, и, как ни странно, в Москву прибыл в 5 утра почти выспавшимся, несмотря на всего четыре часа сна. Дальше пришлось подождать сорок минут до открытия метро, ну и около семи утра я уже был дома. Короткое первомайское путешествие явно удалось.

 

Используются технологии uCoz