ГЛАВНАЯ => ТЕКСТЫ - ОТЧЕТЫ О ПОЕЗДКАХ => Малое Золотое Кольцо (Мышкин-Углич-Калязин-Кашин)
Август 2003 г

 

 

Краткое вступление

Первая часть очередного отпуска - поездка с дочкой в Германию, точнее в Баварию, благополучно завершилась. До заключительной части отпуска - отдыха в Крыму - оставалась неделя. Образовалось окошко, которое необходимо было заполнить. Тут и пришло решение съездить денька на два-три в Ярославскую область. В Углич я собирался уже давно. Потом возникла идея совместить его с Мышкиным, о котором к тому времени уже был наслышан. Ну, а следом в голову пришла идея заоодно посетить два города в Тверской области - Калязин и Кашин. Добраться в те края я решил электричками - с утра до Калязина с пересадкой в Савелово, потом переезд из Калязина в Кашин, там переночевать, на следующий день перебраться в Углич и провести там целый день. А на третий день после поездки в Мышкин каким-либо образом вернуться в Москву. В реальности все оказалось с точностью до наооборот. Так уж вышло, что в Ярославскую область я ехал через подмосковный город Жуковский. Если взглянуть на карту, то сразу бросается в глаза, что Жуковский находится аккурат в противоположной стороне от Москвы. Как же так получилось? А вот как.

Жуковский. МАКС

Утро началась с того, что я проспал. Организм за полторы недели отпуска расслабился и без будильника в 6 утра самостоятельно ото сна не очнулся. За оставшийся час до отхода электрички на Савелово было нереально собраться и доехать до Савеловского вокзала.

Предыдущие дня три в Москве стояла дождливая погода, и я уже было распрощался с мыслью посмотреть авиа-космический салон в Жуковском. Но в этот день с утра дождя за окном не наблюдалось, даже временами сквозь облака проглядывало солнце. Решение пришло мгновенно - в путешествие поеду вечерним рыбинским поездом до станции Волга, оттуда полчаса автобусом до Мышкина, и проведу вояж в обратной последовательности - Мышкин -Углич - Калязин - Кашин. А день посвящу МАКСу, благо погода располагает. Быстро собрался, побросал в сумку вещи и поехал на Три Вокзала за билетом на рыбинский поезд. Стоимость купейных билетов до станции Волга приблизительно 400 и 540 руб. в зависимости от классности вагона, т.е. наличия в вагоне горшочков с цветочками и красивых занавесок. Плацкартный вагон - 290 руб. Но купейных 400-рублевых мест свободных уже в наличие не оказалось, и я решил сэкономить две с половиной сотни и взял себе плацкартный билет.

После покупки билета перешел Комсомольскую площадь, вошел в Казанский вокзал и с огорчением узнал, что в расписании электричек до станции Отдых, откуда и добираться до аэродрома Жуковского, перерыв, и ближайшая собака пойдет почти через час. Пришлось устроить себе ранний обед. Минут за 15 до отхода электрички пошел садиться, чтобы занять место поудобнее у окошка - ехать почти час. Наивный. Несмотря на то, что время было рабочее - пятница около часу дня, электричка была уже набита под завязку, еле нашел свободное сидячее место. И судя по радостному возбуждению большей части пассажиров, все они отнюдь не дачники, а едут именно на авиационный праздник. На платформе Выхино в электричку села еще толпа любителей авиации, и наш поезд укомплектовался до состояния банки с консервами. Подумалось - какое же столпотворение будет на МАКСе в выходные?

Через час после отправления с Казанского вокзала почти вся толпа выгрузилась на станции Отдых и широкой рекой двинулась прямо в объятия смешанной МВДшно-армейской бригады по обслуживанию. Сразу скажу, что мне понравилась организация работы устроителей в плане обеспечения порядка при трансфере "станция Отдых - аэродром Жуковский". Бесплатные автобусы шли непрерывно с интервалом минута - полторы. Представители силовых структур умело удерживая толпу, рассекали ее на части и сажали в автобусы. Все движение личного транспорта было перекрыто, начиная аж со станции Быково. Как оказалось, путь от станции Отдых до аэропорта неблизкий - автобус ехал минут 10-15, т.е. пешком добираться было бы проблематично. Минус был один и существенный. Цена на входной билет составляла 200 руб. (детский 50). И это не на плюшевые сиденья в партер театра, а на стоячие на аэродроме. При входе на аэродром при личном досмотре рентген узрел в моей походной сумке четвертую составляющую из моего походного набора "кружка - ложка - кипятильник - ножик". Ножик отобрали, но в террористы меня не записали, а дали ему временное пристанище в большой коллекции колюще-режущих предметов и бутылок водки, временно лишившихся хозяев. Взамен мне выдали квитанцию на получении ножа обратно после окончания мероприятия.

Пока я в стоял в немаленькой очереди на вход, уже можно было бесплатно наблюдать работу пилотажной группы "Патруль де Франс". Очень прилично французы летали. Ну вот, наконец попал внутрь. Приобрел программку с расписанием полетов. Порадовал тот факт, что полеты идут непрерывно с 9 утра до 18 часов - заканчивается один номер и тут же начинается другой. Расписание показательных полетов дано с точностью до минуты и впоследствии оказалось, что оно выдерживается очень пунктуально. Чтобы посмотреть наземную выставку, пришлось искать в расписании полетов окошки с менее интересными выступлениями, что сделать оказалось совсем непросто. А наземная экспозиция летательных аппаратов оказалась огромной. Несмотря на то что я провел в Жуковском почти пять часов, всю ее так и не осмотрел. А уж на павильоны с представительством авиационных фирм вообще времени не хватило - успел мельком пробежаться только по двум из них.

Из показательных полетов целиком смотрел блок КБ Сухого. Жаль, что знаменитый Су-47 с обратной стреловидностью крыла только прошел в строю вместе с другими "сушками" и больше ничего не показал. "Русские витязи" на Су-27 вызвали у всех повышенный интерес, поскольку слаженный пилотаж на мощных боевых машинах смотрится совсем по-другому по сравнению с пилотажем на маленьких учебно-тренировочных, на которых летали французы и итальянцы. Понтов меньше, но зрелище величавие. Впечатляющим был и одиночный полет на "сушке" со всеми популярными фигурами высшего пилотажа - колокол, кобра, полет на маленькой высоте со сверхмалой скоростью 160 км/час.

Как оказалось, просмотр видео-записи полетов по телевизору не идет ни в какое сравнение с наблюдением за ними вживую. Здесь перед тобой весь горизонт, а не принудительное следование глазами за камерой оператора. А когда летал "МиГ" с изменяемым вектором тяги, тут уж в небо смотрели все, включая ментов и продавцов пива и шашлыков. Что этот чудо-самолет вытворял! Выделывал совершенно невероятные фигуры пилотажа, например, разворачивался на 180 градусов, как казалось, практически на месте.

Впечатлили пролеты двух "Су-27" навстречу друг другу, лоб в лоб с разворотом на крыло при встрече. Красивый, но достаточно рискованный трюк. Кстати, бывали случаи на мировых авиасалонах, когда это кончалось аварией, правда, не у наших пилотов.

Выступал на "F-15" и представитель ВВС наших заклятых друзей - США . Америка есть Америка. Грохоту много, мощь чувствуется, а красоты, сложности, утонченности - ни на цент. Кроме крутого взлета и пролета с ревом на малой высоте в опасной близости от людей (какие там 500 метров по правилам безопасности !) ничем американец не удивил.

Выбрав окошко в полетах с менее интересными выступлениями, осмотрел наземную экспозицию самолетов и вертолетов. "Черная акула" присутствовала, но полеты на ней на салоне не проводились. Правда, годом раньше на празднике ВДВ в Тушино мне посчастливилось посмотреть в деле этот супер-вертолет. Удивили относительно небольшие размеры штурмовика "Су-25" и нового вертолета "Аллигатор". Этот вообще размером с какой-нибудь джип, на которых ездят правильные пацаны. Зато вооружение у него покруче, чем у братанов - весь обвешан ракетками, ракетами и ракетищами. Умилил старичок "Миг-9" - маленький и игрушечный воробышек на фоне нынешних орлов - МиГов и СУшек.

Про внешний вид хваленого американского "Б-52" метко подметил один седовласый товарищ с большим количеством орденских планок - "По сравнению с нашим стратегическим бомбардировщиком Ту-95 - тоже ветеран, почти 50 лет в строю - он как жаба перед аистом".

Помимо громадного количества авиатехники, вплоть до беспилотных самолетов, на выставку затесались и, так сказать, смежники. Например, присутствовал знаменитый ракетный комплекс С-300.

Поскольку мне надо было забрать ножик до шести часов, аэродром я покидал в начале расхождения всей 100-тысячной толпы. Это здорово помогло мне в грядущем приключении. Когда мой автобус подъехал к ж/д станции, менты, устанавливающие зачем-то ограждения перед станцией, "обрадовали" новостью, что уже два часа электрички на Москву не ходят в связи с техническими неполадками. Это поначалу показалось дурной шуткой, но, как известно, милиция шутить не умеет и не любит. Я прорвался сквозь начинающее устанавливаться оцепление и подошел к платформе. Не соврали. Поезда действительно не ходили. Народу на платформе накопилось, как июльским днем на центральном ялтинском пляже в былые годы. Мгновенно оценив обстановку и заранее ужаснувшись предстоящим событиям, я развернулся и быстрым шагом устремился в обратную сторону навстречу каравану автобусов с ничего не подозревающими любителями авиации. Минут за десять быстро дошел до улицы Гагарина, по которой ходит автотранспорт на Москву. Здесь уже царило нездоровое оживление. На автобусной остановке скопилось порядочно народу. Нечастые маршрутки подходили к остановке уже полностью заполненными. Быстро пошел в противоположную от направления движения сторону. При мне трое ребят застопили жигуля. Быстро сориентировавшийся в обстановке водила-рвач запросил с них до метро Выхино ТЫСЯЧУ! В общем, минут через десять, двигаясь в противоположную от Москвы сторону, я наконец поймал маршрутку как раз с одним свободным местом. Народ прибывал и вскоре уже стоял вдоль всей трассы, отчаянно голосую. А ведь это был только передовой отряд зрителей с авиа-шоу! Что там творилось дальше - мне неведомо. Я же сам благополучно добрался до Москвы и за сорок минут до отправления поезда уже был на Белорусском вокзале. Сел в поезд и поехал.

Мышкин

Поезд прибыл на станцию Волга ровно в шесть утра, и здесь вышло довольно много народу. Метрах в ста от станции расположена автобусная остановка, где к ожидавшим автобуса на Мышкин местным жителям присоеденилось несколько человек с поезда и я в том числе. Где-то через полчаса к остановке подъехал Пазик. Пассажиров хватило как раз, чтобы занять все сидячие места. Большую часть ехавших представляли из себя грибники, поскольку после двух неурожайных лет в центральной России началось грибное раздолье. Билет на автобус стоил 13 руб. 50 коп. Веселый товарищ, который всю дорогу смешил "грибниц" - хохотушек своими байками, перед выходом напоследок потребовал с них, чтобы они доплатили по рублю, поскольку занимали сидячие места. Те с негодованием отвергли это провокационное предложение. Где-то на полпути грибники стали группками и поодиночке покидать борт, видимо, у каждого были свои заветные любимые места. Помимо меня туристами оказалась лишь пара молодых людей с рюкзаками и фотоаппаратами. На всякий случай я справился у них насчет ночевки в Мышкине. Ребята сказали, что они не в курсе, поскольку сами после обеда выдвигаются на Ярославль. Я тоже не собирался надолго оставаться в Мышкине и думал в вечеру добраться до Углича. Через полчаса пути по живописным местам Ярославщины, еще в утреннем тумане, мы прибыли в Мышкин.

Раннее утро субботы, малое количество людей на улице - самое время для прогулок по городу. Все источники в интернете, наперебой расхваливающие Мышкин, не обманули. Городок действительно оказался очень симпатичным, чистеньким и уютным. Старые купеческие дома и крестьянские избы оказались очень живописны. На многих домах таблички с краткой информацией о горожанах, в них некогда проживавших - чем они были знамениты в свое время.

Осмотрел снаружи оба мышкинских собора - Никольский и действующий Успенский собор, оба нуждаются в реставрации. На одной из улиц в центре города неожиданно оказался миниатюрный городской парк - размером побольше волейбольной площадки, но поменьше футбольного поля. Несмотря на малые размеры парка там имели место пара каруселей и пруд с плавсредством - миниатюрным паромом с гордым именем "Тяни-толкай".

Мышкин - городок маленький. За час с небольшим я не торопясь прошел всю его центральную часть вдоль и поперек. Около восьми часов пошел на разведку к музейному комплексу. Дело в том, что все Мышкинские музеи - музей мыши, этнографический музей, музей Смирнова-водочника и музей крестьянского быта (за исключением Музея валенка, находящегося чуть в стороне), расположены рядом, на Угличской улице - если стоять лицом к Волге, то справа от автостанции. Несмотря на ранний час, музейная жизнь уже кипела вовсю. По открытой территории этнографического музея (название условное, можно именовать его краеведческим) уже ходили посетители, число коих росло с каждой минутой. Как вскоре выяснилось, это были туристы с теплохода, пришедшего из Самары. Жизнь города Мышкина в сильной мере привязывается к туристическим теплоходам, которых в сезон за день насчитывается по 3-4 штуки. Именно к их приходу и открываются музеи и оживляются лоточники с сувенирами.

Для начала я справился у хозяина частного и бесплатного музея крестьянского быта о возможности подзарядить аккумулятор из фотоаппарата. Он с сожалением признал, что у него в крестьянской избе с экспозицией старой крестьянской утвари розетки нет, и направил меня в рядом расположенную избушку-музей водки, где доброжелательная хозяйка-билитерша с готовностью предоставила мне возможность прямо в зале зарядиться (не водкой, разумеется, а электричеством).

Пока аккумулятор завтракал, я купил билет за 5 рублей (стандартная цена на входные билеты во все музеи) и осмотрел сам музей - фото деревни, где родился Смирнов, коллекцию штофов, старых бутылок, рюмок, а также образцы современной продукции угличского ЛВЗ. Чтобы поддержать коммерцию, приобрел также набор открыток о городе. После этого погулял по подворью, где полюбовался перенесенными сюда старыми крестьянскими избами, часовенкой, маленькой мельничкой и целым рядом оконных наличников, выстроенных вдоль забора. Тут же в большом дворе располагалась коллекция старой техники - автомобили разной степени изношенности, некоторые даже на ходу, пара судов небольшого тоннажа, какие-то хитроумные механизмы, нечто, похожее на часть ракетного двигателя и гордость экспозиции - старинный локомобиль, про который тут же была рассказана легенда, о том, как его за огромные деньги (в валюте!) хотел приобрести какой-то залетный японец-турист, но мышкинцы не отдали раритет и сберегли для потомков столь ценный экспонат.

Во дворе на радость туристам свое гончарное умение демонстрировал местный паренек, постоянно вылепляя на гончарном круге кувшинчики и тут же безжалостно их разрушая. Зашел и в бесплатный музей с сотнями самоваров, лаптей, корыт, других предметов быта, орудий труда и прочего добра. Хозяин озаботился, зарядил ли я фотоаппарат, я его успокоил и в знак признательности за участие и для собственного удовольствия приобрел у него с лотка две книжки местных поэтов по 1 (одному!) рублю штука и книжку о городе Мышкине за бешеные деньги - 20 рублей.

После этого посетил краеведческий музей, где уже было довольно многолюдно - подошел еще один теплоход. Этот музей оказался самым дорогим из всех - билет стоил 8 руб. К тому же не возбранялось оплатить фотосъемку - 5 руб., хотя многие туристы, как я заметил, фотографировали задаром. Здесь тоже были сотни и тысячи экспонатов - посуда, разная хозяйственная утварь, пресловутая мухоловка на базе специального стеклянного сосуда, куда заливалась приманка - варенье. Присутствовала также большая коллекция старинных ключей, которая постоянно пополняется жителями города. Так что, как поведала экскурсовод, потерявший свои действующие ключи мышкинец не расстраивается и спокойно идет в музей, где и обретает утерянное. Одна комната в музее выделена под реликвии минувшей Войны - оружие, рация, различная солдатская утварь, пропеллер самолета и фото-архив о мышкинцах - героях войны.

Перейдя улицу, вошел в единственный в мире, как утверждается повсюду, Музей мышей. Музей небольшой, состоящий из 4 или 5 комнат, заставленный стеллажами с мышами всех размеров, сделанных из самых разных материалов. Очень многие посетители привозят в дар музею разнообразных мышей, и, как сообщил экскурсовод, число мышей уже сравнимо с числом жителей города. Поскольку всех грызунов выставить невозможно, для таких экспонатов отведена одна комната, где мыши хранятся в коробках, рассортированные по материалу изготовления. Доступ в это помещение разрешен якобы только дарителям - они могут приехать в Мышкин в любой момент и проведать своего питомца. Так что если хотите пополнить коллекцию музея - везите эксклюзив, а не серийный товар.

Друзьями музея были, в частности, Булат Окуджава и академик Лихачев, которые неоднократно дарили музею грызунов, привезенных из разных стран и с разных континентов.

Ну вот, с мышами покончено и я вышел на улицу. Город уже полностью очнулся от сна, всюду чувствовалось субботнее оживление. Не обращая особого внимания на достаточно многочисленных туристов, город жил своей жизнью. Представители братского Кавказа уже устанавливали лотки с южными фруктами, жители города шли в магазины и по другим своим важным делам. Я спустился к Волге, понаблюдал за работой парома, который каждый час перевозит машины и людей на противоположный берег реки, поскольку ближайший мост через Волгу только в Угличе.

Погуляв по улицам города, я вспомнил, что неохваченным остался еще один музей - Музей валенка. Узнал дорогу у словоохотливой горожанки - продавщицы мышей собственного изготовления, отыскал его. Тутошняя экспозиция очень меня развеселила. С какой же выдумкой и фантазией изготовлены разные виды валенок!

Валенки с вентиляцией, валенок-домик, валенок-тюрьма, транспортные валенки - самолет, корабль, паровоз. Валенок - охотничий трофей. Валенки для дискотеки. Два валенка - пара. Валенок-кошка и валенок-мышка. Валенки футбольные. Валенки театральные.

В 18.. каком-то году в Мышкине стоял на постое гусарский полк. Это событие произвело неизгладимое впечатление на мышкинцев и осталось в памяти многих поколений и обросло мифами и легендами. Во всяком случае, об этом славном историческом эпизоде упоминали три разных экскурсовода в трех музеях. В память этого знаменательного события и были изготовлены валенки гусарские.

Товарищ, если тебя одолели жизненные невзгоды и депрессия, приезжай на денек в Мышкин, сходи в Музей валенка - и все печали как рукой снимет.

Вскоре подошла и теплоходная экскурсия с местным экскурсоводом. Последовал интересный рассказ о процессе изготовления валенок. На данный момент в этом нелегком ручном производстве на фабрике заняты девять женщин и один мужчина (конечно же, начальник). Фирменное отличие мышкинских валенок - их неокрашенность, т.е. сохранение оригинального серого цвета шерсти особой породы мышкинских овец.

На автостанции узнал расписание автобусов на Углич. Утренний давно ушел, а еще два отправлялись в 13-30 и в 17-00. В принципе, оставшихся полутора часов хватало для осмотра оставшейся части города и обеда, и я решил не задерживаться до пяти часов, а уехать в Углич пораньше. Обедать мне довелось в замечательной столовой на ул. Ленина - как идти к парому, то слева по ходу. Ностальгический общепит - алюминиевые вилки и ложки, салат-первое-второе-компот. Достаточно качественная еда, вполне чисто и вообще прилично. Ну, и социалистические цены - весь обед из 4 блюд (на второе - цельное мясо, не котлеты !) стоил 33 рубля. При столовой также имеется буфет, пользующийся некой популярностью у местных жителей - периодически в него заходил кто-нибудь из мышкинцев и употреблял по немыслимо низкой цене стакан портвешка.

После обеда еще с часик побродил по улицам, зашел на пристань, где как раз отчаливал теплоход под раздающуюся из динамиков песню о городе и прощальный танец двух ребят, одетых в костюмы кота и мыши. Пассажиры на палубе от избытка чувств чуть не рыдали. Сразу после отчаливания теплохода продавцы мышей и прочих сувениров стали живо сворачивать свою деятельность, обсуждая вопрос прихода после трех часов дня еще одного поставщика туристического люда. С десяток продавцов аппетитно выглядевшей копченой рыбы разных видов тщетно уговаривали меня приобрести их товар, но употреблять пива в дорогу я опасался, а просто так поедать подобную рыбу - это патология. Да и размеры рыб вызывали уважение - для одного многовато будет.

Мышкин - простой пример, как проявив небольшую изобретательность и вложив не так уж много средств, можно развить туризм в маленьком старинном провинциальном городке, коих в России сотни и тысячи.

Углич

На дневной автобус до Углича народу набралось немного - человек 10, не более. Билет обошелся в 30 рублей с копейками. Около часа пути по живописной местности - и вот на высоком берегу Волги засияли на солнце многочисленные купола храмов и монастырей. Вид на Углич с этого берега был очень впечатляющий, я решил сходить сюда под вечер и полюбоваться городом с этой точки подольше. Переехали реку по плотине Угличской ГЭС и вскоре прибыли на автовокзал.

Задумав вначале решить дела с ночлегом, я двинулся по главной улице в сторону гостиницы "Углич". Одноместных номеров в наличие не было, пришлось согласиться на один из пустующих двухместных с вероятностью подселения. Но обошлось, и в итоге я переночевал один в двухместном номере за 200 руб. После вписки пошел осматривать город. По Ярославской улице вернулся в центр города, подошел к Кремлю. Угличский Кремль, несомненно, одна из главных причин, что Углич стал одним из популярных городов Золотого Кольца. Недалеко от пристани расположились Спасо-Преображенский собор, княжеские палаты и церковь Царевича Димитрия На Крови, построенная в память невинно убиенного царевича. Хотя многие историки оспаривают факт преступления, предполагая несчастный случай. Ну, не будем отнимать хлеб у историков, пусть сами разбираются. Спасо-Преображенский собор я осмотрел изнутри - билет 30 руб. Храм построен в 18в. на месте более старого храма 15 в. Внутри стены почти полностью покрыты росписями, правда, не такими древними, как могло бы показаться - 19 в. Но все равно любопытно. Минус при всем при этом один - очень много посетителей, в соборе не протолкнуться.

После Кремля пошел не торопясь в сторону плотины. По дороге проходил мимо Воскресенского монастыря. Крепостным монастырских стен не сохранилось, а оставшиеся пятиглавый Воскресенский собор и звонница в отличие от кремлевского комплекса требуют хорошего ремонта, хотя издали смотрятся красиво.

К вечеру погода слегка испортилась - незаметно появились тучки, и того живописного солнечного вида на город с противоположного берега, какой был днем, уже не получилось, хотя все равно вид был хорош. В числе прочих, уже осмотренных мной угличских храмов была хорошо видна также нарядная церковь Иоанна Предтечи с замечательной колокольней. К сожалению, потом я упустил ее из виду и вблизи не осмотрел.

Пройдя плотину, подошел к шлюзу - и удачно, как раз какой-то теплоход выходил из него вверх по течению. Знаменитую лошадь, обитающую при шлюзе, на которую много ссылок, сверху я не увидел. Похоже, она доступна только с палубы шлюзующихся теплоходов.

Тучи тем временем сгущались, стемнело, грозил начаться дождь, поэтому я поспешил вернуться в центр города. Несмотря на туристичность Углича, бурной вечерней жизни не наблюдалось - немногочисленные кафе были пустыми, публики на улицах было совсем немного. И это в центре туристического города летним субботним вечером! Я решил перекусить в номере гостиницы и прикупил для этих целей нехитрой снеди у скучающих продавщиц в одном из немногих работающих магазинов. Попробовал местного пива в летнем кафе и решил посмотреть вблизи Корсунскую церковь, чьи купола блестели совсем не далеко от гостиницы. Вечер уже вступил в свои права, здесь текла обычная жизнь. Несмотря на позднее время и выходной день две женщины-реставратора не торопясь занимались реставрацией лепнины здания церкви. Вышла старая бабушка забрать пасущуюся невдалеке козу. "Девки, не пора ли домой" - "Да нет, бабуся, надо же работать" - с непередаваемым приволжским говором ответствовали они. И тут я поймал Углич - настоящий, не формально-туристический - тишина, сумерки, старинный храм, неторопливая тщательная работа женщин, возвращающих нам красоту русской старины, чудный воздух - все это нахлынуло и соединилось в какой-то удивительный образ старинного русского города. И Углич мне наконец-то раскрылся по-настоящему. И было мне хорошо. Потом в сумерках погулял еще по окраинным улочкам города вдали от туристического центра и уже в полной темноте вернулся в гостиницу.

Утром около 8 часов я уже был на автостанции, т.к. автобус на Москву, шедший через нужный мне Калязин, уходил в 9 часов. С чувством глубокого неудовлетворения воспринял известие, что билетов-то на него и нет - раскуплены заранее. Придется проситься непосредственно у водителя. Не возьмет - буду осваивать искусство автостопа, подумал я беззаботно и пошел прогуляться в сторону Кремля, поскольку до отхода автобуса было еще около часа. Несмотря на ранний час, лоточники уже устанавливали свои столы с матрешками, балалайками, всякой бижутерией, резными изделиями и часами Угличского часового завода. Часы, кстати, продавались по весьма доступной цене.

Еще разок бегло осмотрел храмы Кремля. У причала стояли борт к борту три круизных теплохода, и уже с утра в Кремле было оживленно, в том числе ходила большая группа немецко-говорящих туристов. Без двадцати минут девять вдруг зазвенели колокола на колокольне. Это был эксклюзивный перезвон для иностранных гостей, видимо, за отдельную плату в неурочное время, чтобы они могли заснять на видео-камеры Кремль с колокольным звоном и воскликнуть - "Das ist fantastisch!". Тут же вспомнилась байка, рассказанная крымским экскурсоводом, о том, как пересыхающий летом водопад Учан-Су иногда внезапно становится на несколько минут полноводным (за счет бака-накопителя), причем по странной случайности в этот момент его фотографируют иностранцы.

Вернулся на автовокзал. У стоящего под парами автобуса шла битва за право поехать в Москву. Драйвер наотрез отказывался брать стоячих пассажиров, ссылаясь на запреты и мифические проверки. Какого-то мальчика все-таки бабушка с дедушкой загрузили, упирая на то, что его будут встречать в Москве родители и ехать ему надо непременно. Толпа, по пятам ходившая за неуступчивым водителем, разочарованно отошла. После этого какая-то тетушка спросила водителя, уже заводившего двигатель, возьмет ли он ее до Калязина. Он неожиданно легко согласился. А меня ? - поинтересовался я. Садись. "Садись" оказалось в буквальном смысле слова - два передних сиденья оказались служебными, а следовательно незанятыми. Подивившись такому приоритету близкого Калязина над дальней Москвой, я заплатил водителю 50 руб. (номинал), с комфортом уселся и поехал в загадочный приоритетный Калязин.

Если глянуть на туристическую карту Углича, то легко заметить, что я не осмотрел еще много угличских достопримечательностей - одного вечера на город явно мало. Ну что же, с удовольствием вернусь в этот замечательный город.

Калязин

Ехали мы до Калязина ровно час. Красивые ярославские ландшафты в какой-то момент перескочили в не менее красивые тверские. Но погода продолжала свои изменения в неправильном направлении. Небо быстро и неумолимо затягивалось серой пеленой. Несмотря на живописность окружающей местности настроение слегка понизилось - неужели пригодится зонтик? Наконец показалась знаменитая полузатопленная калязинская колокольня, и мы въехали на улицы города.

Когда проезжали по центральной улице, вид Калязина меня особо не впечатлил. К тому же из разговоров пассажиров, я узнал, что накануне в городе был пивной фестиваль и на стадионе, мимо которого мы проезжали, было невообразимое зрелище пустых пластиковых стаканов и прочего мусора. Видал я помойки на улицах наших российских городов, но такого масштаба - впервые.

А на автостанции я выгрузился уже под моросящим дождем. Выходило нас там всего двое, и мы были чуть не сметены толпой людей, желающих уехать в Москву, которые тоже начали тщетно уговаривать шофера взять их.

Первым делом я изучил расписание автобусов и, перейдя на ж/д станцию, - расписание электричек. Здесь мне пришлось призадуматься и внести коррективы в планы. Два фактора сыграли решающую роль в дальнейшем маршруте - то, что я сократил пребывание в Мышкине и второе - вконец испортившаяся погода. После непродолжительной борьбы с самим собой я принял решение - второй ночевки не устраивать, а вернуться в Москву сегодня вечером, но при этом большую часть оставшегося времени посвятить Кашину, а Калязиным пожертвовать и уделить ему всего один час - с 10 до 11, когда и пойдет от автостанции автобус на Кашин.

На что потратить один час в Калязине? Конечно, на то, чтобы дойти до Волги и посмотреть колокольню затопленного Николаевского собора. Итак, нахлобучив воротник и раскрыв зонтик, я двинулся в сторону улицы Карла Маркса (Московская). Бедный Калязин. Из всех приволжских городов он больше всего пострадал в 30-40-е годы при строительстве Угличского водохранилища (если не считать город Мологу и многочисленные деревни, полностью утонувшие). В результате разлива воды город оказался разделен на две части, соединенные впоследствии дамбой, а самый центр города ушел на дно. Похоже, с тех пор, город так и не оправился. Мне он показался каким-то неустроенным, да простят меня калязинцы. Ну, тут еще, видимо, сыграло свое роль общее настроение - дождь, сырость и лимит времени. Колокольня, выступающая из воды в нескольких сотнях метров от берега, тоже выглядела печально, что-то защемило душу при взгляде на нее. Обязательно приеду в Калязин еще раз, чтобы при солнышке погулять по нему и по-подробнее его рассмотреть.

Пошел вдоль набережной. Вид на затопленную колокольню открывается отовсюду, немного ее пофотографировал. Тут вдали показались целых два теплохода, идущие друг за другом. Захотелось сделать снимок корабля на фоне церкви. Долго ждал, когда лайнеры приблизятся и обогнут колокольню. После этого помчался к автостанции. Правда, по дороге бросал взгляды на улицы и дома. Даже успел сделать несколько снимков. Есть, есть интересные домики в городе!

Вопреки сложившейся практике опаздывания автобусов с отправлением мой автобус отошел точно по расписанию, пришлось тормознуть его уже на выезде от станции. Опоздай я на минуту - и все. В отличие от предыдущего переполненного, тоже шедшего на Москву часом раньше, этот автобус был заполнен едва наполовину. Почему же предыдущий был атакован толпой, и куда эта толпа делась? Чудеса.

Кашин

Кашин от Калязина недалеко - минут 40 неторопливой езды по хорошему шоссе. Судя по рассказам побывавших в Кашине, город должен быть весьма интересен. Уже при подъезде к автостанции это стало подтверждаться. К тому же погода поняла свою ошибку и стала стремительно исправляться. Тучи быстро разошлись, засияло солнце, засверкала умытая дождем зелень.

В Кашине автостанция и ж/д вокзал совмещены и находятся в одном здании на западной окраине города. Тут же я выяснил, что вечерний автобус на Москву уходит в 17 часов, что было весьма удобно - пяти с лишним часов мне с лихвой должно хватить на ознакомление с городом, и домой я приеду совсем не поздно. Напуганный ажиотажным спросом в Калязине на транспорт до столицы, сразу купил билет (170 руб.) и пошел осматривать город.

Карты города у меня было целых две, поэтому проблем с навигацией не возникало. Для начала я решил ознакомиться с экспозицией краеведческого музея, что расположен в церкви с редким именем - Входо-Иерусалимская. Но, к сожалению, музей был закрыт по техническим причинам. Сдается мне, что "технические причины" в воскресенье с большой долей вероятности скорее всего означают свадьбу, именины или еще какое радостное мероприятие у сотрудников музея. Ну ладно, будем тогда осматривать город снаружи. Вышел на главную улицу - ул. Карла Маркса - и двинулся к центру, попутная осматривая интересные дома. Прямо перед центральной площадью речку Кашинку пересекает мост, с которого открывается хороший вид на главный собор Кашина - Воскресенский.

Поскольку завтрак у меня в Угличе был ранний и достаточно скромный, а день уже перевалил за полдень, решил подкрепить силы. Сразу за мостом через Кашинку вблизи от торговой площади имел место ряд предприятий общественного питания. Выбрал наугад кафе "Старый капитан". Ранг у него был повыше, чем в Мышкинской столовой - салаты и напитки берешь в буфете, а супы и вторые блюда приносит официантка. Еда очень приличная. Полный обед обошелся около 80 руб. Для сравнения позже зашел в совкового вида столовую рядом и с ужасом выбежал наружу. Не рекомендую.

Ну вот, силы подкреплены, можно продолжать знакомство с городом. На центральной площади царило торжество свободного рынка - "самовары, щи и каша - все в одном ряду". Точнее, всякого рода мануфактура плюс дары садов и огородов. Грибники по демпинговым ценам продавали свежесрезанный товар. Я не удержался и купил две кучки отборных белых грибов одинакового маленького размера общим весом грамм на 700-800 всего за 30 руб. (на следующий день в Москве у метро Текстильщики белые качеством существенно хуже шли по 200-250 за 1 кг).

Миновав этот бедлам, вышел к Воскресенскому собору. Из интернета было известно, что в соборе должен иметь место подъем на смотровую площадку. Заплатил в гардеробе дома культуры, находящегося в соборе, 10 руб. и получил билет. Мне указали на потайную дверь, по которой можно подняться наверх.

Посмотреть на любой город сверху - всегда удовольствие. Подъем проходил по скрипучей крутой деревянной лестнице. На каком-то этапе вдруг появился в значительном количестве голубиный помет на ступеньках и перилах. Источники этого излишества сидели тут же на стропилах и тихо ворковали-переговаривались между собой, типа "понаехали тут". Навстречу спускались пара туристов, которые посоветовали мне подняться выше смотровой площадка прямо на колокольню. Наконец выбрался на смотровую площадку, откуда на все стороны света открывается замечательный вид. Хорошо просматривался кашинский уникум - знаменитая петля Кашинки, где две части реки разделяет полоса суши шириной всего метров в 50.

На колокольню мне не дал подняться смотритель, как раз некстати оказавшийся здесь, мотивируя запрет аварийным состоянием колокольни. Те туристы, видимо, проскочили, когда его не было на месте. Обозрев окрестности и наметив ориентиры, я составил приблизительный план дальнейшего осмотра города. Красивая церковь на северо-западе привлекла внимание, решил сходить поглядеть ее вблизи. Спустившись вниз, пошел на берег реки, откуда открывался отличный вид на Дмитровский монастырь. Запечатлел монастырь на фото и пошел посмотреть его вблизи. Для этого пришлось переходить Кашинку еще по одному мосту. В очередной раз выяснилось, что монастырь на реставрации, и внутрь я не попал. Прошел по живописным берегу Кашинки, перешел реку уже по третьему мостику и вышел опять к центру. Рынок уже закончил свою работу, кроме мусора на площади ничего не было. Сфотографировал открывшиеся для обозрения старинные торговые ряды - любопытной архитектуры, сравнимые по красоте с торговыми рядами, например, в подмосковном Клину. Оттуда направился опять в сторону Воскресенского собора и прошел по улице Льва Толстого, что проходит как раз в горлышке Кашинки. Здесь справа и слева от дороги высокие берега, причем слева по ходу заросли деревьев не везде давали возможность подойти к берегу, а справа растительности было меньше, что позволяло выйти на высокий берег и полюбоваться с него видами города.

На карте поглядел расположение церкви Петра и Павла и пошел в горку по направлению к ней. Дошел до пешеходного подвесного моста и перешел на ту сторону. Течение реки очень слабое, вода почти стоячая, а глубина реки небольшая, поэтому Кашинка сильно заросла водорослями, камышом и другими водными растениями. Мусора в воде и по берегам оказалось на удивление мало.

Следующим номером программы были дома знатных горожан Струнникова и Терликова, кои я осмотрел бегло на ходу. Никак не получалось сделать достойный снимок Воскресенского собора - великоват он, в кадр не лезет - подходил к нему уже с третьей стороны, и никак не мог приноровиться - то деревья мешают, то солнце напротив. В конце концов нашлась более-менее подходящая точка съемки и какой-то в меру приличный снимок все же получился.

Долго ли коротко, вышел опять к улице Карла Маркса. Прикинул время - успевал посмотреть еще Крестознаменскую церковь и церковь Рождества Богородицы, а вот к находящемуся на дальней окраине Сретенскому монастырю уже не пошел. В очередной раз пересек центральную площадь, еще по одному пешеходному мосточку пересек реку Кашинку - много же в Кашине мостов - и вышел к церквям. Убедился, что степень разрушения их очень велика, и можно было бы не напрягаться и в эту часть города не ходить. На этом решил считать знакомство с Кашином состоявшимся (да и время не стояло на месте) и вернулся на автовокзал.

Мой московский автобус отошел с небольшим опозданием, и куда же он поехал - опять в Калязин! Таким образом кашинские автобусы до Москвы идут через Калязин, а калязинские - через Кашин. Непонятная особенность здешнего ландшафта, или, выражаясь языком президентов, "вот такая загогулина".

На въезде в Калязин хорошо видна громадина антенны дальней космической связи. Подъехали опять к автостанции в Калязине. Здесь оставшиеся несколько свободных мест в нашем автобусе с боем и разборками заняли несколько счастливчиков, стремившихся в Москву. Поговорил с одним пассажиром, он и прояснил суть вопроса. Просто много жителей Калязина, Кашина, да и других городов занимаются отхожим промыслом в Москве. Живут и работают там неделю, а на выходные приезжают на побывку домой. Поэтому уехать вечером в воскресенье в Москву - проблема.

Было также несколько неприятных минут, когда диспетчер хотел пересадить нас на другой автобус, мотивируя это тем, что наш шофер выработал нормо-день и ему пора отдыхать. Но после короткого совещания с напарником наш водитель взял повышенные соц-обязательства и поехал еще в один рейс.

Ну, а потом три с половиной часа до Москвы и под дождем (а в Кашине-то его уже не было!) около половины десятого вечера нас выгрузили у метро и поездка на этом закончилась.

Резюме

Мышкин - супер!

Углич - хороший город.

Калязин - приеду еще раз, пока не разобрался.

Кашин - достоин отдельной поездки.

 

 

 

Используются технологии uCoz